Стране не хватает нобелевских лауреатов...
Как их воспитать — рецепт от экономиста Михаила Довбенко![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050809/4143-6-1.jpg)
В последние пять лет Михаил Довбенко как ученый-экономист проявил незаурядную творческую производительность. В 2000 году увидела мир его монография «Выдающиеся незнакомцы» — о научных идеях, достижениях и жизни ученых-лауреатов Нобелевской премии в сфере экономики. В 2004-м — учебник «Экономическая теория» для студентов высших учебных заведений, подготовленный в соавторстве с известным львовским ученым С. В. Мочерным, где в специальном разделе «Новейший курс экономической теории» говорится о теоретических достижениях экономистов- нобелиантов. В 2005-м — учебное пособие «Современная экономическая теория: экономическая нобелелогия», не имеющего аналогов в Украине. Именно с этой работы и началась беседа с доктором экономических наук, директором Института открытой политики (Киев) Михаилом ДОВБЕНКО.
— Михаил Владимирович, почему «экономическая нобелелогия»?
— А почему бы и нет? Такие книги тоже должны быть. Нобелевская премия — самая престижная премия в современном мире. Научные идеи, концепции, достижения и жизнь экономистов-нобелиантов тщательно изучают вот уже в течение почти 20 лет, потому что они, по моему глубокому убеждению, «имеют всемирную стоимость». Без сомнения, все экономисты- лауреаты Нобелевской премии являются представителями лучшей части научной интеллигенции мира. Как известно, премия за достижения в области экономики не входила в число учрежденных премий в классических нобелевских номинациях. Она была основана по инициативе Центрального банка Швеции и присуждается она Нобелевским комитетом ежегодно с 1969 года.
— Сколько же ученых за эти годы признано лауреатами Нобелевской премии в области экономики?
— С тех пор 55 самых авторитетных в мире ученых-экономистов стали ее лауреатами. Первые экономисты-лауреаты Нобелевской премии Я. Тинберген и Р. Фриш получили награду за построение динамичных моделей и их применение для анализа экономических процессов. Над разработкой теорий и моделей экономического роста работали следующие нобелианты: П. Самюельсон, С. Кузнец, К. Эрроу, Л. Клейн и другие. Они интенсивно исследовали природу экономических кризисов, ограждение общества от их разрушительной стихии. Выводы этих ученых помогли всемирному экономическому росту, средний показатель которого составил около 4% за последние 35 лет.
Конечно же, мексиканский валютный кризис 1994 г. и азиатский финансовый кризис 1997/1998 гг. имели серьезный характер, однако их удалось удержать под контролем. Известно также, что обвал на Нью- йоркской фондовой бирже в 1987 г. не привел к краху американской экономики и не зацепил другие страны, но ведь он был очень опасен. Экономика справилась и с этими кризисами, они не переросли во что-то аналогичное «Большой депрессии». Капиталистическое хозяйство не только устояло под ударами огромной разрушительной силы, но в общем и продолжало довольно успешно развиваться. Именно учитывая прогнозы развития событий, выводы исследований нобелиантов, авторитетных специалистов новой финансовой технологии, участники денежного рынка сумели избежать аналогичных потрясений в будущем.
Или еще один феномен — уже из области международной денежной политики. Лауреатом Нобелевской премии в области экономики 1999 г. стал американский профессор Роберт Манделл. Несколько лет подряд он был претендентом на эту наиболее престижную награду. И только после того, как 11 высокоразвитых европейских стран ввели с 01.01. 1999 г. новую валюту в безналичное обращение, Нобелевский комитет не смог больше игнорировать многочисленные предложения экономической общественности о награждении ученого этой премией. Ведь ни для кого не секрет, что именно он является «крестным отцом» евро. Именно его вывод о том, что более чем одна страна получит выгоду от использования общей валюты, вдохновил правительства европейских государств на создание евро. Внедрение этой валюты является самой масштабной и наиболее комплексной денежной реформой в мире. Конечно, со своими плюсами и минусами. Отметим только: специалисты уже подсчитали, что переход на наличный евро может принести правительствам стран еврозоны немалые прибыли.
По мнению Р. Манделла, который еще в 60-х годах ХХ в. заложил теоретические основы анализа «оптимальных валютных зон», внедрение евро полностью меняет конфигурацию международной финансовой системы. Постепенно сформируются три зоны монетарной стабильности. Евро распространит свое влияние на всю Европу, Африку и Ближний Восток. Доллар «оккупирует» Латинскую Америку и часть Азии. Так как в Азии нет политического «якоря» для формирования единой валютной зоны, страны этого региона будут выбирать между долларом и евро, но значительную часть «перетянет» японская иена. По прогнозам Р. Манделла, обменный курс евро к доллару станет важнейшим в мире ценовым соотношением. Потому что на смену однополярной (долларовой) валютной системе придет биполярная (доллар-евро), большее значения будет иметь координация политики Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка (ЕЦБ).
— И все же: что такое экономическая нобелелогия?
— В первую очередь — это методология экономической теории современности. Именно освоение этой методологии является одним из реальных путей повышения роли экономической истории и экономической теории в системе экономических знаний. От скорости и эффективности движения по этому пути во многом зависит научно- практический потенциал современного экономического мышления. В частности, решение таких первоочередных вопросов, как углубление теоретических представлений об особенностях структурной перестройки экономики, усовершенствование методологии экономических исследований, гибкость налоговой системы, регулирование денежной системы и тому подобное.
Кроме того, экономическая нобелелогия — это современная теория экономики. Она является проявлением универсальности экономической науки. Ведь именно на научных перекрестках, в местах соприкосновения разносторонних направлений поиска и различных областей экономической науки достигнуты значительные результаты исследований нобелиантов. Ну и наконец, экономическая нобелелогия — это инструментарий для реализации экономической политики в современных условиях. С одной стороны, ее значимость особенно проявляется сегодня, когда страны находятся на разных стадиях экономического развития, имеют различные институции, приоритеты и тому подобное. С другой стороны, знание экономической нобелелогии содействует синхронному согласованию международного финансового поведения. Как это происходит, например, с внедрением евро, обеспечивая при этом стабильность европейской валюты.
— Над чем вы сейчас работаете?
— В моих планах — участие в очередных Тернопольских нобелевских чтениях, к которым уже начал готовиться. Тот серьезный, большой интерес к Альфреду Нобелю и его наследию, который уже не один год наблюдаю в Тернополе, меня очень заинтересовал и радует. Причем мы наблюдаем его не в столице, а в провинции. До сих пор помню, как приятно этим был удивлен господин Оке Петерсон, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине, специально приезжавший для участия в десятых нобелевских чтениях, посвященных 100-летию первого вручения Нобелевской премии. Возможно, Тернополь и называют провинциальным городом, но там, поверьте мне, есть много прогрессивного, интересного, что выходит за рамки провинциальности. Особенно насыщенная в нем академическая жизнь. Вспомните хотя бы подготовленную и выпущенную в Тернополе солидную монографию «Нобелевская интеллектуальная элита и Украина» пана Левченко, которая сразу же стала бестселлером!
— Михаил Владимирович, по вашему мнению, почему среди украинцев нет лауреатов Нобелевской премии?
— А что должны быть? «День» в публикации «Симптомы тяжелой болезни, или Что представляет собой отечественная наука» в одном из мартовских номеров этого года с тревогой рассказывал о том, что «в украинском обществе не существует настоящего понимания роли и значимости фундаментальных наук для становления и функционирования современного государства». Что будет дальше? Я не знаю. Но думаю, что шанс, который Украина получила после оранжевой революции, она все же использует. Не сегодня. Возможно, даже не завтра. Но послезавтра использует обязательно.
Вообще-то у нас с Нобелевскими премиями складывается интересная ситуация. Еще в №9 за 2003 год газета «Книжник — review» сообщила, что отныне Нобелевскую премию гарантированно будут получать украинцы. Оказывается, администрация Заричненского района Ровенской области приняла решение присуждать Нобелевские премии в «области» литературы. Эти премии, обратите внимание, названы в честь села Нобель, а ее лауреатами, как было сказано, будут украинские авторы-юмористы. Лауреат получит 100 у. е., а в селе установят его глиняный бюст. Тогда же со ссылкой на главу Ровенской областной писательской организации Степана Бабия «Книжник —review» рассказал, что уже сто украинцев готовы бороться за Нобелевскую премию. Ее будут вручать 19 августа, когда в Нобеле празднуют День села. Мне в общем интересно было бы узнать о присуждении этих премий. Ведь в ситуации, когда нам кажется, как будто в науке все дошло до критической черты, очень важно не терять чувства юмора...
Выпуск газеты №:
№143, (2005)Section
Общество