Перейти к основному содержанию

Судьба, вместившая «все боли XX века»

Увидела свет книга человека-легенды — Николая Сармы-Соколовского
12 января, 20:23

В днепропетровском издательстве «Лира» выпущена автобиографическая повесть неутомимого борца за независимость Украины, священника УПЦ Киевского патриархата Николая Сармы-Соколовского. Умер он в Новомосковске десять лет тому назад, но благодаря усилиям внучки, Мирославы Сидоры, и семьи Соколовских произведение, которое раньше было опубликовано в днепропетровском литературно-художественном журнале «Січеслав», теперь издано отдельной книгой. Повесть посвящена молодым годам будущего священника, который еще студентом «за украинский национализм и антисоветскую агитацию» стал узником Управления Соловецких лагерей особого назначения, — отсюда и название повести «УСЛОНцы». Написал свои воспоминания священник-диссидент, по его собственным высказываниям, «на краешке жизни», поэтому они остались как воспоминание о нем, как духовное завещание всем украинцам.

Человек-легенда Николай Александрович Сарма-Соколовский родился 19 мая 1910 года в селе Хорошее, которое в настоящее время находится в Петропавловском районе Днепропетровской области. Его прадед, дед, дядя и отец были священниками. Александр Соколовский, отец Николая Сармы-Соколовского, по происхождению кубанский казак, передал сыну талант к живописи, музыке и привил любовь к Украине. Он учил: «Мало быть только казаком, нужно еще стать украинцем». Во время учебы в Миргородской художественно-керамической школе наставниками Николая были известный украинский художник Фотий Красицкий, внучатый племянник Тараса Шевченко, и миргородские бандуристы Иван Скляр и Иван Ярош. В то время Миргород, вспоминает священник, «был городом бандуристов, кобзарей — вообще песни, как в Италии город Милан». В конце 20-х годов, когда Николай Соколовский учился на художественно-профессиональных курсах в Днепропетровске, он вступил в подпольную организацию Союз украинской молодежи (СУМ). Организация была разоблачена ОГПУ во время следствия по делу Союза освобождения Украины. За это молодого студента арестовали и приговорили к пяти годам заключения в УСЛОН — на Белом море. Оттуда он попробовал бежать, но был пойман в Карелии, и только чудом его не казнили. В 1941 году Соколовский, окончив Киевский художественный институт, работает в Полтаве и учится на духовных курсах Украинской автокефальной церкви, получает сан священника, становится членом ОУН. В 1944 году его арестовывает НКВД, однако после побега он проживает в областях Западной Украины, получает приход на Буковине и читает проповеди на украинском языке. В 1948 году, после богослужения перед Рождеством Христовым, отца Николая снова арестовывают энкаведисты, и ему грозит смертная казнь. Однако вскоре приговор изменяют — Соколовскому предписано 25 лет лагерей особого режима. Впоследствии забирают его братьев и жену — Варвару Соколовскую, — которых тоже осудили на длительные сроки заключения. После освобождения отец Николай проживает в Луганске, но власть не дает ему покоя, и он переезжает в город Новомосковск, на родную Днепропетровщину. В начале 90-х годов Н.Сарма-Соколовский активно участвует в организации «Просвіти», Народного Руха Украины, Украинской республиканской партии, казачества и издает свои произведения. Он — автор поэтических и прозаических книг: «Дорогою жнив», «Коріння пам’яті», «Анафема», «На осонку літа», «Документальні новели», «Моя причетність до ОУН». Последний прижизненный сборник поэзии, «Срібне перо соколиного лету», написан, когда писатель был прикован к постели. Долгие годы тяжелой болезни побуждали его к написанию философских поэзий, в которых переплетаются размышления о жизни и смерти, прошлом и будущем. 9 августа 2001 года Н.Сарма-Соколовский — член Национального союза писателей Украины, лауреат Международной премии Фонда им. Тараса Шевченко, лауреат литературных премий им. Богдана Лепкого и имени Яра Славутича — ушел в мир иной. Семь лет спустя в знак признания его как известного поэта, кобзаря и патриота, на доме, в котором он жил в центре Новомосковска, установлена памятная доска, а в городе Коломыя Львовской области по решению городского совета одна из улиц переименована на улицу Николая Сармы-Соколовского.

Как считает председатель Днепропетровской областной организации НСПУ Леся Степовычка, документальная повесть «УСЛОНцы» по праву пополнила сокровищницу литературы украинского Расстрелянного Возрождения наряду с произведениями Ивана Багряного, Тодося Осьмачки, Бориса Антоненко-Давидовича. «Повесть, — сказала она на презентации книги, — подкупает познавательным историзмом и дает богатую пищу для краеведов и студентов, для всех, кто интересуется периодом 20—30-х годов в истории Украины, потому что колоритно описывает подзабытые картины и знаковые личности Днепропетровщины». Перед читателем предстают образы товарищей и сокамерников Н.Сармы-Соколовского — писателя и редактора журнала «Заря» Василия Чапленко, который находился под следствием по делу СОУ; атамана из Черного леса и Холодного Яра — Игната Коляды, махновцев, православных священников, других «врагов советской власти» из числа украинцев, русских, поляков, евреев. Еще более колоритны воспоминания Н.Сармы-Соколовского о советских концлагерях, жестоком быте и лагерных товарищах, с которыми ему пришлось познакомиться во время строительства Беломоро-Балтийского канала. В тех лагерях, из которых Николаю Соколовскому удалось выбраться живым, несколько лет спустя — на 20-летие Октябрьской революции — были расстреляны сотни украинских националистов, в том числе его ровесников и земляков — Валериана Подмогильного и Григория Эпика. По меткому высказыванию известного краеведа и писателя Николая Чабана, судьба Н.Сармы-Соколовского «вместила в себя все боли XX века». Долгие годы он оставался неопровержимым авторитетом для украинской интеллигенции Днепропетровщины. Писатель Анатолий Шкляр вспоминал, как при советской власти местные газеты раздраженно писали, что молодых художников и поэтов влечет к старому священнику и бандуристу в Новомосковск «как пчел на нектар». Дом Н.Сармы-Соколовского часто посещали известные диссиденты и ветераны национально-освободительного движения. На Пасху священник всегда правил службу около креста, установленного в честь 500-летия запорожского казачества. Знакомая Н.Сармы-Соколовского — журналистка Наталья Старюк, — которая записывала на диктофон воспоминания старого священника, рассказывает, что его украинский язык был чрезвычайно изысканным и образным, а сам он, когда начинал говорить, «преображался на глазах и становился молодым». По решению родных Н.Сармы-Соколовского часть тиража его воспоминаний будет направлена в детские и юношеские библиотеки Днепропетровской области. Люди, которые помнят отца Николая, надеются на то, что когда-то будет издано и полное собрание его произведений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать