Суды продолжаются
Уволенный директор Национального института рака пытается через суд вернуть должность, а группа врачей-активистов просит МЗ ускорить процесс назначения нового руководителя и принятия нового устава — чтобы начать внутренние реформыСобственную революцию переживает Национальный институт рака. Несколько месяцев назад часть коллектива устраивала акции протеста, чтобы директора Игоря Щепотина уволить, а в самом институте начать внутренние реформы. После того, как специальная комиссия МЗ проверила работу учреждения, обнаружила многочисленные нарушения (новое оборудование простаивало, лекарства для пациентов не выдавались, хотя должны были и имелись в наличии, стоимость ремонтных работ завышалась в разы и тому подобное), директора Игоря Щепотина от работы отстранили. В настоящий момент МЗ по просьбе инициативной группы персонала работает над новым уставом, который расширит полномочия врачей, по сути, введет врачебное самоуправление и ограничит права будущего руководителя — чтобы не было шансов присваивать бюджетные средства.
Но все было бы хорошо, если бы не желание Игоря Щепотина вернуться на рабочее место. Этого он добивается, подав соответствующие иски в суд и Генпрокуратуру. А в поддержку экс-директора время от время появляются письма от его коллег из института и регионов, что без Щепотина лечение больных сведется на нет. Отправляют их на имя министра здравоохранения Олега Мусия, председателя парламента Александра Турчинова и премьер-министра Арсения Яценюка. Защитники экс-директора аргументируют свою позицию тем, что благодаря его усилиям улучшилась материально-техническая база НИР, внедрялись новейшие технологии диагностики и лечения больных, проводились уникальные операции и тому подобное.
Но ведь совсем не идет речь о том, что новый директор всю эту работу свернет. Как объясняет хирург и председатель независимой профсоюзной организации НИР Андрей Семиволос, без устава и нового директора Институт не может двигаться дальше. Потому что лишь после этого в институте можно будет произвести инвентаризацию и наработать будущую модель заведения, которое будет заниматься и наукой, и лечением больных.
И.о. директора НИР Любовь Сивак комментировать напрямую, что же происходят в настоящий момент в институте, нам отказалась. Объяснила, что нужно для этого собрать специальную коллегию и обдумать наши вопросы. Хотя спросили мы лишь о том, когда же назначат нового руководителя института, не временного, а постоянного, и какие проблемы в настоящий момент накопились. Та же Любовь Сивак почему-то не отказала в комментариях сайту «УНН». Так вот, нашим коллегам она рассказала, что в настоящий момент происходит чуть ли не рейдерская атака на институт. А Министерство здравоохранения, уволив Щепотина, разрушает всю систему лечения онкобольных. Что касается выводов специальной комиссии МЗ, то они незаконны и не отвечают действительности.
Как объяснил нам Андрей Семиволос, Любовь Сивак с частью коллектива поддерживают возвращение бывшего руководителя на рабочее место. От имени администрации есть иск в суд против МЗ — за его якобы вмешательство в работу заведения. Кстати, против врача-активиста тоже открыто судебное дело. Истец Игорь Щепотин обвиняет своего бывшего подчиненного за оскорбление чести и достоинства и подрыв деловой репутации в публикации на личной странице Андрея Семиволоса в Фейсбуке. В суды экс-директор не появляется, а врач говорит, что его адвокаты в настоящий момент штудируют юридическую литературу и называют его случай прецедентным в судебной практике, потому что еще никто в Украине не судился за высказывание в социальной сети. А вот ситуацию в институте Андрей характеризует коротко — система работает, как и раньше, то есть без Щепотина лечебный процесс не нарушился, как кое-кто жалуется, пациенты от этого не страдают, а наоборот, даже замечают определенные позитивные сдвиги.
— В последнее время администрация немного зашевелилась, большинство химиотерапевтических препаратов стали доступными для больных, начали облагораживать клумбы, мусорники, скамейки. Я обратил внимание, что на прошлой неделе перед первой клиникой горели все фонари, — рассказывает Андрей. — Но вот возникли какие-то интриги. Пан Щепотин собирается вернуться на свою должность, но, чтобы ему это сделать, как минимум нужно провести еще одну комиссию, которая опровергнет выявленные нарушения. В конце этого года у него заканчивается срок контракта, поэтому ситуация так заостряется. Нового директора должно назначить МЗ, вскоре должен пройти конкурс. Хотя по закону министерство имеет полные права на изменение названия, изменение руководителя без каких-либо разъяснений, почему оно это делает. Но из-за бюрократической системы это все зависло в воздухе. У нашего оппонента, как мы понимаем, намного больше путей влияния на эту бюрократическую машину, чем у нас.
То, что врач не осмелился назвать своими именами, озвучивает эксперт ОО «Медицинский контроль» Игорь Щедрин. По его словам, у бывшего руководителя института есть сильное лобби в Комитете Верховной Рады по вопросам здравоохранения, включая и его председателя Татьяну Бахтееву. Потому общественные эксперты не исключают, что благодаря этому у экс-директора есть все шансы вернуться через суд на должность.
— В институте тоже есть люди, которые поддерживают его возвращение. Потому что коррупционная схема все еще существует, есть заведующие отделениями, врачи, которые работали в этой схеме вместе с экс-директором, естественно, что они будут поддерживать его возвращение. Я не хочу сказать, что все врачи взяточники, просто есть еще и пассивная и безразличная часть персонала. Но стоит раскрыть работникам глаза о закупленном оборудовании, которое простаивает, о растрате средств, и их отношение можно изменить, — считает Игорь Щедрин. — Но нужно менять что-то в самом институте. Бывший директор никого не подпускал, чтобы проверили, что происходит внутри учреждения. Этого не должно повториться. Кто бы ни пришел на эту должность, общественность должна взять контроль над этой клиникой. А институт должен стать реальным центром борьбы с онкологическими заболеваниями. Потому что он саботировал все эти годы работу в регионах. Не должно быть так, что от рака лечат только в Киеве.
Аналогичную ситуации недавно пережил Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца. И увольнение ректора за хищение имущества, и его попытки вернуться в судебном порядке, и раскол внутри коллектива. Но сейчас университет получил возможность на перемены к лучшему. Возможно, такой шанс будет и у института рака.
Выпуск газеты №:
№174, (2014)Section
Общество