Свободные знания в действии
Неудовлетворенная государственной системой образования молодежь ищет альтернативные пути доступа к полезным и качественным знаниям![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120622/4107-7-1_0.jpg)
Весной в Киеве стартовал самообразовательный проект «Вільна школа», созданный по инициативе Независимого студенческого профсоюза «Пряма дія». Цель проекта — выстроить доступную альтернативу официальному образованию, которое сегодня не успевает за мировым образовательным процессом и часто функционирует еще по образцам советской эпохи. Активисты профсоюза считают, что образование в Украине не на должном уровне, оно является «коррумпированным, доступным не каждому, а его качество могло бы быть выше». Кроме того, считают студенты, наша система образования до сих пор остается авторитарной, где преподаватель выступает не советчиком и куратором, а начальником.
Еще одна проблема — отсутствие права выбора. Часто студентам преподают абсолютно ненужные предметы, знания по которым они, вероятнее всего, нигде не смогут применить, зато потребность в действительно полезных и качественных знаниях государственная образовательная система не всегда может удовлетворить. Таким образом, у мыслящей и небезразличной молодежи возник запрос на доступную и качественную альтернативу. Выход нашли в организованном самообразовании.
«Профсоюз ставит своей целью бороться за качественное бесплатное образование. Нас в принципе не удовлетворяет то образование, которое сегодня существует в Украине, ведь оно не ориентировано на то, чтобы заинтересовать молодежь, дать ей надлежащие качественные знания, которые бы помогли стать действительно квалифицированными специалистами. И главное — система образования в Украине не дает человеку возможности развиваться в том направлении, которое он сам себе избрал, не дает самореализоваться и проявить себя человеком творческим, а просто воспитывает «общественного робота», — объясняет Тоня Мельник, активистка студенческого профсоюза «Пряма дія» и один из организаторов «Вільної школи».
Тоне 23 года, по образованию она дизайнер одежды. В этой сфере в настоящее время и работает. Девушка рассказывает, что взялась за организацию «Вільної школи», потому что сама чувствует нехватку знаний во многих сферах жизни, хотя имеет за плечами высшее образование. «Когда я училась в университете, я непосредственно сталкивалась с перечисленными мной проблемами. Казалось бы, творческая специальность, но все равно полной самореализации не было: нас загоняли в определенные рамки, и очень часто на то, что в действительности интересовало, просто не хватало времени. Фактически я организовываю эту свободную школу и для себя. Я посещаю практически все занятия — и как организатор, и как слушатель. Это интересно и в самом деле захватывает», — объясняет девушка.
На сегодня в школе можно посещать лекции по истории, экономике, культурологии, искусству, журналистике, английскому языку, информационным технологиям и другим отраслям знаний. «Аудитория нашей школы, в принципе, большая. Много людей посещает занятия по экологии и истории. Есть дискуссионный клуб по английскому языку, также планируем курс английского для начинающих, и я рассчитываю, что на него будет спрос, потому что сегодня важно знать этот язык. Скоро начнется курс по журналистике, — рассказывает Тоня Мельник и добавляет: — Эта программа еще не окончательна. Я сделала небольшие анкеты, где мы спрашиваем, какие предметы люди хотели бы видеть в «Вільній школі». И я вижу, что есть много предложений по социологии и психологии».
Принципиальной чертой проекта является то, что все лекции и практические занятия в «Вільній школі» являются абсолютно бесплатными, а информация о ней распространяется по всевозможным каналам. Каждый желающий может посещать те лекции, которые его заинтересовали, или может стать преподавателем, если является специалистом в той или другой сфере.
В мире такой формат образования — свободного, или либертарного — является достаточно популярным и в некоторых случаях создает сильную конкуренцию консервативным учебным заведениям. В США и Западной Европе подобные образовательные центры действуют еще с 1960-х годов как ответ на неудовлетворение авторитарной государственной системой образования. Для Украины такой формат является достаточно новым, но, как показывает начальный период деятельности школы, востребованным. «Сегодня государственное образование является авторитарным, оно строится на принципах иерархии: есть высшая инстанция — это преподаватель, и более низкая — ученики. И преподаватель, в сущности, является репрессивным органом, которого все должны молча слушать. В нашей школе все иначе», — объясняет Тоня. По словам девушки, лекции проходят в форме живого общения, дискуссии. Участники садятся полукругом, могут задавать преподавателю любые вопросы.
«Создавая такую школу, мы опирались на опыт свободных университетов за границей. Сама идея свободной школы заимствована у известного философа Александра Нила, который учредил свою школу либертарной педагогики. Мне очень импонирует принцип воспитания посредством свободы», — подытоживает активистка. По ее мнению, активизация в Украине процесса самообразования — это большой прогресс.
Выпуск газеты №:
№107, (2012)Section
Общество