Перейти к основному содержанию

Свои люди

Вместе со спасателями и волонтерами «День» встречал на вокзале людей, убежавших в столицу от войны на востоке
18 февраля, 17:30

Поток людей из зоны АТО в столицу уменьшился, но работа для сотрудников Государственной службы по чрезвычайным ситуациям есть. Так, 16 февраля на поезде из Константиновки в столицу прибыли 12 вынужденных переселенцев. До этого несколько дней подряд приезжало около 30 человек. В основном это люди старшего возраста.

«ИМ ПЛОХО, А ОНИ СИДЯТ»

Хоть переселенцев и немного, поезд встречают около 20 спасателей и волонтеров «Красного Креста». Рядом с ними те, кто ожидает родственников. Поезд прибывает вовремя. Людей выходит мало, и все гражданские. Девочка размахивает букетом из шариков, какая-то пара целуется. Сотрудники ГСЧС выглядывают переселенцев. Несколько пожилых людей медленно сходят на платформу. С собой тащат пакеты и клетчатые сумки.

«Для нас не имеет значения, много или мало людей, — отмечает Ольга Ващук из Киевской городской организации общества «Красный Крест Украины». — Прибывают из разных городов, больше всего из Дебальцево. Недавно были люди из Мариуполя и Краматорска. Наша задача — первая психологическая и медицинская помощь. За наши дежурства были два случая, когда людей госпитализировали. Один инвалид с болезнью органов дыхания и человек с гнойными ранами. После больницы их отправили к родственникам».

Владимир Семков из спасательного отряда «Красного Креста» встретил пять поездов с востока. Парень вспоминает, что две недели назад из Константиновки прибыли 170 переселенцев. «Многие люди были в тяжелом состоянии, даже пришлось вызывать «скорую» для пятимесячного ребенка с температурой под 40, — вспоминает Владимир. — Также у некоторых людей нет документов, придется их восстанавливать».

По наблюдениям Владимира, большинство граждан сразу просят поесть. Часто просят препараты для сердца и жаропонижающие. «Когда приезжали первые поезда, мы сразу подходили к людям, пытались поговорить, — делится Владимир Семков. — После боевых действий люди получали еще одну психологическую травму в Киеве. Мы окружали переселенцев слишком большой опекой, из-за этого моральное состояние людей ухудшалось. Мы откорректировали наши действия с психологами. Теперь сначала даем человеку десять минут на «акклиматизацию», потом предлагаем чай, расспрашиваем о самочувствии. Переселенцы замкнуты, боятся, что их не примут. Приезжают и сидят. Если к ним не обратиться, они сами никогда не подойдут. Им больно, плохо, но они сидят. Никогда с таким не сталкивался».

ОКОЛО ТЫСЯЧИ ИЗ... 30 ТЫСЯЧ

Седой мужчина в зале ожидания Центрального железнодорожного вокзала советуется с женой. Пара решает, согласиться ли на переезд в дом престарелых в Сумах. Евгений с женой покинул Дебальцево пару недель назад, они жили на базе для переселенцев в Святогорске, но оставаться там уже нет возможности. Супруги приехали в Киев и решают, куда отправляться дальше. «Есть места в селах, но мы в свое время столько намучались в селе, — признается Евгений. — Я после инфаркта, жена — гипертоник, в селе нам «крышка». Нам нужно, чтобы рядом были врач и «скорая». Ищем квартиру хотя бы в небольшом городке. Я боюсь сельской местности. Там нет ни фельдшеров, ни пунктов помощи, ни автобусов».

Сам Евгений по специальности эпидемиолог, до пенсии работал в санстанции. Отмечает, что в Дебальцево плохая эпидемиологическая ситуация. «Хорошо, что сейчас зима, холод. В любой момент может быть вспышка инфекций, потому что воды нет месяц. Начнется жара — будет «мамочка родная»! Мертвые кошки и собаки валяются, и никто их не убирает. Да что там кошки — трупы людей лежат». По словам Евгения, раньше погибших вывозили украинские солдаты, а теперь никто этого не делает. Кладбище заминировано, и до него тоже не доехать. Если кто-то умирает, пытаются машиной вывезти тело в Артемовск, который в 50 километрах от Дебальцево. Но и это делать почти невозможно, потому что дорогу постоянно обстреливают.

В доме, где жил Евгений, 12 квартир. Сейчас на месте остаются жители двух из них. Окон в квартирах нет, крышу снесло, месяц мужчина жил в подвале при свечах. Когда Евгений с женой решился уехать, уже ждали автобус у горисполкома, здание начали «поливать» из минометов. Потом огонь прекратили на несколько часов, волонтеры помогли пенсионерам убежать. Евгений уверяет, что в Дебальцево осталось около тысячи жителей из 30 тысяч. В основном пожилые люди и инвалиды.

СЧАСТЛИВЫЙ ВАЛЕНТИН

Валентин Иванович Бугеров работал лесником в Дебальцево. Выехал из города несколько недель назад. Спасатели помогли мужчине обустроиться в Винницкой области. Теперь Валентин Иванович приехал в Киев по делам, заодно забежал на вокзал поблагодарить сотрудников ГСЧС.

«Я родом из Житомирской области, — говорит Валентин Бугеров. — Но давно жил в Дебальцево, там у меня два дома, 25 соток огорода, 34 куста винограда. 200 литров вина оставил в подвале! Все пришлось бросить. Дал себе слово, что если «ДНР» придет к власти, не останусь в городе. Да и работа «пропала». Как-то пришел на работу, а там все заперто, руководство сбежало».

Ранее Валентин Иванович отправил в Киев жену и 12-летнюю дочку. Девочка сломала руку, когда в столице выходила из поезда. Сейчас она с матерью находится в центре социально-психологической помощи в Киеве. Скоро Валентин перевезет семью на Винниччину. «Приехал 27 января в Киев, обратился в штаб помощи на базе ГСЧС. Ребята кормили и поили меня здесь, нагрузили сумку в дорогу. Мечтал попасть в Винницкую область, поэтому выбрал такое направление. В Виннице тоже встретили радушно, предложили варианты поселения. Выбрал Оратовский район, село в 15 минутах езды от райцентра. Там есть интернет и школа, телефон работает», — радуется Валентин Бугеров.

Мужчина плачет, когда вспоминает, как его встретили в селе: дали дом, угостили домашними деликатесами. На Винниччине Валентин планирует работать на агрофирме. «Владелец предприятия еще на отдыхе, когда вернется, меня ему представят. Знаю, что понравлюсь этому человеку, потому что у меня чистое сердце, — уверен Валентин Бугеров. — В галстуке ходить не буду, но мне не привыкать махать лопатой и топором. Хочу работать для своей семьи и общества. Хочу жить с теми людьми, потому что они для меня свои».

Растроганный переселенец написал письмо с благодарностью сотрудникам ГСЧС. Валентину жаль, что такие замечательные люди, как спасатели, должны тратить силы на жертв российской агрессии вместо развития государства. Мужчина добавляет: «В ГСЧС работает золотой актив Украины. Работа спасателей вызывает уважение».

Пока Валентин рассказывает свою счастливую историю, людей в зале ожидания становится меньше. Несколько спасателей окружили бабушку-переселенку. Внимательно слушают истории из разрушенного города. Пьют чай две женщины с Луганщины. Они возвращаются с какого-то богослужения домой, говорят: «У нас все хорошо. Пусть так и будет во всей Украине. Но от этой раны на востоке, наверное, больно каждому».

СПРАВКА «Дня»

Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) призывает жителей Луганской и Донецкой областей, которые хотят выехать из опасной зоны, обращаться в местные органы власти или координировать действия с ГСЧС по телефонам: 101 или (044) 247-30-02.

Также можно звонить по следующим номерам:

• оперативный штаб Главного управления ГСЧС в Донецкой

области (город Краматорск): (06264) 7-45-45;

• штаб Донецкой ОГА:

(06264) 5-32-31; (0800) 504-041; (0800) 507-506; (067) 159-82-79;

• транзитный пункт встречи граждан в Славянске:

(050) 596-04-98; (06262) 7-20-75;

•  транзитный пункт встречи граждан в Константиновке:

(066) 847-18-92; (063) 551-52-48;

• оперативный штаб Главного управления ГСЧС в Луганской

области (город Северодонецк): (0645) 71-43-71.

Все телефоны работают круглосуточно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать