Тайны Кирилловской церкви
«День» побывал на незабываемой экскурсии, которую для нас специально провела историк Ирина Марголина
Кирилловская церковь ХІІ в. (святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — один из самых выдающихся памятников национальной культуры Украины, а историк-медиевист Ирина Марголина, которая уже на протяжении 36 лет работает в Национальном заповеднике «София Киевская», — это один из самых известных в мире исследователей этой церкви-крепости. Она — автор 7 научных монографий и по меньшей мере 200 статей на тему отечественного Средневековья. Побывав недавно на авторской экскурсии Ирины Евгеньевны, мы поняли: откладывать разговор о тайнах Кирилловской дальше — невозможно! Просто очень жаль, что фантастически интересные вещи, о которых рассказывает пани Марголина сегодня (и даже пишет в книгах), не в состоянии услышать широкий круг украинцев. И лишний раз очароваться историей нашей страны — древней и даже новейшей.
«В ИСТОРИИ, ДАЖЕ В НЕ ТАКОЙ УЖ ДАЛЕКОЙ, ЕЩЕ ОЧЕНЬ МНОГО БЕЛЫХ ПЯТЕН»
— Проработав в Кирилловской церкви очень много лет, я поняла одно: исследовать ее можно бесконечно! Ведь в ее истории, даже в не такой уж далекой, еще очень много белых пятен, — рассказывает И. МРГОЛИНА. — Кто именно построил Кирилловскую церковь? Даже по этому поводу существует два мнения. Меньшая часть исследователей считают, что это был князь Всеволод Ольгович. Большинство же уверены, что строительство осуществила его жена Мария Мстиславовна.
— А вы как считаете?
— Летописи сообщают одно. Но сам памятник иногда «говорит» совсем другое! Проанализировав летописные тексты и, самое главное, исследовав историю и живопись памятника, пришла к выводу, что князь Всеволод Ольгович не просто принимал участие в строительстве Кирилловской — он лично заложил ее и построил. И был еще и «диктатором» самих росписей, которыми украшена церковь. Отдельные живописные композиции и изображения отражают именно его предпочтения и пожелания. Всеволод-политик пытался консолидировать Киевское государство. Он хотел обрести власть, подобную власти византийского императора. Поэтому во фресках алтаря приказал изобразить себя в виде византийского императора.
— Расскажите вкратце хотя бы о нескольких ваших открытиях.
— До последнего времени оставалось очень много «нерасшифрованных» композиций в храме. Что именно изображено на той или иной фреске? Такие пометки и делали: «Неизвестный сюжет». Для того чтобы старинные росписи «заговорили», я изучала жизнеописание Кирилла и Афанасия Александрийских, в честь которых названа церковь. Много лет исследовала летописные упоминания о князе Всеволоде Ольговиче и его родственниках. И массу других «источников». Говорят, «кто стучит — тому и откроют!»: на сегодняшний день я уверена, что мне действительно удалось прояснить содержание нескольких фресок XII в. Вот, например, на одной из фресок южной апсиды мы видим изображение византийского императора, который сидит на императорском стуле. Рядом с ним — челнок с человеком в нимбе, плывущим в какой-то акватории. Один из первых исследователей Кирилловской церкви, Адриан Прахов, очень осторожно заметил: мол, здесь, в лодке изображен «святитель». Подробнее, кто и что именно изображено, он определять не взялся. Так, Елена Певна — современная американская исследовательница (и моя постоянная оппонентка, мы все время дискутируем с ней в наших научных работах), считает, что плывет в лодке — Кирилл Александрийский. Когда-то этот святитель и в самом деле по морю добирался до Александрии, на Вселенский собор, но... на лодках же море никто не преодолевает! Исследуя биографию святого Афанасия Александрийского, я узнала очень интересный факт. Когда престол Византии занял император Юлиан Отступник и начал гонения на христиан — прежде всего он приказал найти и убить архиепископа Афанасия. Чтобы спасти своего душпастыря, верующие посадили его в лодку. И по Нилу (ведь Александрия стоит именно на этой реке) святой должен был бежать от преследователей. Были сумерки. Не разобрав, с кем имеют дело, преследователи спросили у самого же Афанасия: «Не видели ли вы бежавшего епископа?» Афанасий не стал отвечать — а указал направление рукой, мол, туда плывите! Преследователи поплыли. Так благодаря сметливости св. Афанасий спасся.
М. ВРУБЕЛЬ «БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ» (1885 Г.)
Следовательно, на изображенной в Кирилловской церкви сцене мы видим: у императора, сидящего спиной к зрителю в кресле, нет нимба. Так изображали только Юлиана — из-за отступничества. Напротив Юлиана — какие-то люди, военные. То есть им он поручает разыскать и убить Афанасия! Так, шаг за шагом, была расшифрована «неизвестная» фреска, которую теперь можно атрибутировать как «Святой Афанасий в лодке».
БАЛКОНЧИК «В ВОЗДУХЕ» И НИШИ-АРКАСОЛИ
— Вы рассказывали о странном балкончике, который когда-то был прямо над стенописью с Кириллом и Афанасием.
— В южной апсиде, прямо в толще стены, есть двери, за которыми спряталась крутая лестница, приблизительно на 4-5 м вверх. С нее открывается выход под арку. Из арки — выход на небольшой балкончик. Некоторые исследователи считали, что на нем стоял хор. Но балкон рассчитан на одного, максимум двух человек. Да и прецедентов, чтобы хор в православной церкви стоял «в воздухе» в алтаре на 5-метровой высоте, не было: или на втором этаже — хорах — или у иконостаса, справа. Один исследователь выдвинул гипотезу, что на балкон на ночь выставляли гробы монахов. Но каким образом это можно было сделать? Гроб даже физически невозможно поднять по крутой и узкой лестнице. Да и зачем? Елена Певна пишет, что, очевидно, на возвышении стоял сундук с какими-то реликвиями, мощами и пр. Но у православных подобные святые предметы выставляют так, чтобы к ним можно было прикоснуться.
«КИРИЛЛ УЧИТ ЦАРЯ», ФРЕСКА XII ВЕКА
Прямых аналогий такого балкона нет нигде в мире! Размышления позволили сделать предположение, что балкон специально для себя приказал построить князь Всеволод Ольгович. Стоя на возвышении во время литургии, он еще и символично уподоблял себя византийскому императору.
— А князь не боялся «терактов»? Что его могут подстрелить из лука или поразить копьем?
— Тогда таких откровенных убийств в стенах церквей не было. Практиковали либо яд, либо «железо»...
— Но разве же «отроки» Бориса и Глеба не были коварно убиты?
— Они действительно были коварно убиты! Тогда шла борьба между Ярославом Мудрым, Борисом и Глебом и Святополком. На сегодняшний день ученые убедительно доказали, что их убийцей был князь Ярослав, который боролся за киевский стол. Что же касается Всеволода Ольговича, то он поднимался на балкончик, стоял лицом к прихожанам, которые кланялись не только священникам, не только Богу, но и своему князю Всеволоду. А когда поворачивался спиной к прихожанам, напротив видел живописную сцену «Кирилл поучает царя», где в образе царя, скорее всего, был изображен сам Всеволод.
— Сейчас вы лично исследуете уже некрополь Кирилловской церкви?
— Да, там очень интересные захоронения! Ольговичей — в нишах-аркасолях. У входа на хоры — семьи святителя Дмитрия Ростовского. Наш, украинский святитель, сам похоронен в Ростове — а здесь, у входа на хоры, лежат его родители, сестры, племянник. Сестры были игуменьями, а отец — сотником войска Богдана Хмельницкого, дожил до 103 лет и оставался ктитором Свято-Кирилловского монастыря. Исследования предоставили информацию, что над этими захоронениями в свое время была установлена портрет-икона самого Дмитрия Ростовского. Сейчас осуществляю поиски этой реликвии.
— Захоронения ведь были и в знаменитых пещерах под Кирилловской церковью. В каком состоянии эти пещеры сейчас?
— В 1950-х, когда выяснилось, что пустоты под Кирилловской причиняют ей вред (на здании даже появилась трещина), те из пещер, которые нашли, забетонировали.
— Я ошибаюсь — или действительно там вся гора просто изрыта пещерами? Самой известной является, кажется, Змиева. Их исследовали?
— Официальных отчетов или даже отчетов об исследованиях любителями на сегодняшний день не существует. Поэтому мы можем только предполагать, что там было и как. Пустоты нашли (и потом сверху под давлением закачали в них бетон) под северной частью церкви. Официальных отчетов не нашли. Единственное упоминание, что там было внутри, принадлежит исследователю Зимину. Еще в начале ХХ в. он писал, что пытался войти в пещеру, что около северного входа. Но было закрыто. Зимин дождался церковного прислужника, некоего Кулиша, который как раз был на ярмарке. Вдвоем они прошли вниз. И увидели «скрещенные балки», подпиравшие свод. «Дальше мы идти не решились», — отметил исследователь. И прибавил, что Кулиш ему рассказал, мол, еще за 20 лет до этого он проходил и дальше. Там стояли гробы, «как в Лавре», но не вдоль стен, а поперек прохода. Представьте, какой ширины были эти пещерные коридоры!..
— Правда ли, что легендарные пещеры исследовали экстрасенсы?
— В 1990-х была безумная мода на «экстрасенсорику». А у нас в Киеве существовала группа Стеценко. Они с помощью «рамок» исследовали и Софию, и Кирилловскую церковь, составили карту подземных ходов. То есть где, по их мнению, те ходы, «пещеры» находятся.
— Кто-то проверял — насколько верными оказались те догадки?
— Ну, как вам сказать? Не все. На пробу бурили — но. Впрочем, я уверена, «подземная» часть Кирилловской церкви представляет собой настолько интересный и ценный для науки объект, что рано или поздно она будет исследована. Соответствующая техника существует и сегодня. Дождемся средств на исследования, и, уверена, откроются многочисленные неожиданности и тайны. Кирилловская церковь ждет!
Выпуск газеты №:
№66-67, (2017)Section
Общество