Тень на камне
Что сдерживает инвестиции в полеские граниты![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030903/4154-5-2_0.jpg)
Правда, мода на определенные их виды может быть прихотливой и зависеть как от архитектурных традиций, так и тенденций в отделке зданий в тех или иных странах. Т.е. экономическая конъюнктура для предприятий региона, которые занимаются добычей облицовочного камня и его переработкой, выглядит довольно благоприятной. Однако в целом состояние отрасли и, главное, отдача от нее в виде собственных прибылей и прибылей казны значительно ниже потенциальных возможностей, вызывает обеспокоенность руководства области. Также и общественность постоянно поднимает эти вопросы. Поэтому попробуем присмотреться к названной проблеме внимательнее.
В общем добычей облицовочного камня в области в 2002 году занималось 13 предприятий, которые статотчетность относит к основному кругу. На них приходится львиная доля разрабатываемых запасов, но прошлогодняя добыча в 10,6 тыс. куб. м каменных монолитных блоков, которые фигурируют в официальных отчетах, означают, что общие производственные мощности этих предприятий использовались только на 18%. А 45 малых предприятий в 2002 году выдали на- гора 8,6 тыс. куб. м блоков. Еще около 31 предприятия, которые имеют карьеры, вообще не работали. Т.е. по сравнению с запасами декларируемые объемы производства выглядят мизерными. Да еще и предприятия показывают в отчетах выход блочного камня из породы на уровне 10 — 15% (в Китае этот показатель 30 — 35%). Причем, по оценкам специалистов, на переработку в пределах области оставалось меньше четвертой части добытых каменных монолитов, все другое вывозилось и продолжает вывозиться за пределы Житомирщины, преимущественно на экспорт в Италию и Россию, где из них изготавливают высококачественную облицовочную плитку. В общем, по расчетам экономистов, при полной загруженности мощностей и переработке на месте всех добытых блоков в конечный продукт (ту же декоративную плитку) ежегодный уровень прибыли предприятий указанной сферы мог бы составлять 55 — 60 млн. грн., что в несколько раз выше нынешнего и является значительным для региона. (Есть предпосылки, что этот уровень может быть еще выше). Соответственно, выросли бы отчисления в бюджет и стало меньше людей, которые ищут работу. Чего не хватает, чтобы этот мощный потенциал набрал обороты? Сами представители отрасли утверждают, что главным тормозом на этом пути выступает технологическая отсталость, применение абсолютным большинством предприятий морально устаревшей и изношенной техники.
Небольшой экскурс в технологию. В качестве основного метода добычи каменных блоков из массивов породы на Житомирщине используются взрывы, и почти исключительно в «допотопных» вариантах. При этом значительная часть габро, лабрадорита или гранитов часто получает серьезные внешние или внутренние повреждения, а еще образовывается масса осколков и более крупных обломков, не пригодных для изготовления декоративных изделий. Переработка блоков проходит также преимущественно на устаревшем оборудовании. Отсюда низкое качество, большие потери как первичной породы, так и блоков, доведение карьеров до непригодного для использования состояния. Правда, точно определить количество брака не удается, и здесь также большой простор для варьирования в отчетах как объемами производства каменной продукции, так и ценами на нее. Об отсутствии порядка в учете публично заявлял и председатель Житомирской облгосадминистрации Николай Рудченко: устроив как-то своеобразную «проверку на дорогах», он обнаружил, что документы на груз имела всего лишь одна из трех машин, которые перевозили гранитные блоки. На уровне ответственных руководителей облгосадминистрации признается также, что довольно распространенной является незаконная практика ведения промышленной добычи облицовочного камня под видом пробного, на который распространяются существенные, в том числе налоговые льготы, и что значительная часть предприятий, которые имеют карьеры, в финансовых отчетах систематически декларируют их убыточность, на деле сомнительную.
Т.е. возможности для распространения теневого обращения как декоративных камней, так и денег существуют. А то, что они активно используются, признается и властью, и правоохранительными органами. К тому же, малые предприятия, доля которых в общем объеме производства отрасли значительна, вынуждены работать в основном с малоизвестными потребителями и преимущественно через посредников. Понятно, что последние диктуют производителям выгодные для себя цены, которые как правило значительно ниже мировых.
Комментируя ситуацию, заместитель председателя облгосадминистрации Николай Присяжнюк в беседе с «Днем» заметил, что найти мощных инвесторов для переоснащения предприятий отрасли очень трудно. Почему? Чтобы добывать и перерабатывать блочные камни на современном уровне, как говорит вице-губернатор, нужна зарубежная техника, которая стоит не меньше миллиона долларов. Ныне в области уже есть три или четыре карьера, которые владеют такой техникой. Т.е. инвесторы начинают работать, и пример уже дан. Что сдерживает поступление иностранных инвестиций в отрасль? По мнению Н. Присяжнюка, на сегодняшний день не удалось окончательно убедить зарубежных бизнесменов в уникальности полеского камня — много иностранных инвестиций сейчас идет на добычу гранитов в Китае, там более дешевая рабочая сила... но там нет такого уникального сырья, как у нас. Далее, иностранных инвесторов сдерживает также то, что строительная промышленность Украины растет недостаточно мощными темпами и внутренний рынок не такой сильный, как они бы хотели. Еще момент — это необходимость прозрачности в отрасли, выведения отечественных производителей из тени, чтобы иностранные фирмы работали с ними в равных условиях (мощные инвесторы не хотят работать в тени, а если работать в законодательном поле, себестоимость всегда выше). Надо также разработать и внедрить (в том числе на законодательном уровне) механизм закрытия предприятий, которые разрушают породы, потому что инвесторы готовы идти, но не когда они видят карьеры, где камни практически испорчены.
Однако, отмечает Н. Присяжнюк, отдельные зарубежные структуры уже приходят на Житомирщину с дальновидными планами, и сейчас происходит отведение земельных участков под карьеры для добычи лабрадорита и габро известной итальянской фирмой «Бродо Заннет». Инвестиции общим объемом в 4,2 млн. дол. США должны вкладываться в три этапа: сначала ожидается поставка добывающей техники, потом лазерных приборов для просвечивания, познее — для четкого определения качества блоков, а далее планируется завезти оборудование для переработки блочных камней на территории области. В общем, уровень иностранных инвестиций в добычу камня и камнеобработку, по прогнозам вице-губернатора, в ближайшие два года может превысить 5 млн. дол. США, что можно считать неплохим показателем. В то же время, разговоры по криминализации сферы добычи камня, которые иногда ведутся в журналистской среде, он считает необоснованными.
По мнению автора, следует также воспринять как определенный позитив (хотя бы по намерениям) последние шаги руководства области, направленные на наведение порядка в отрасли. Так, по распоряжению губернатора, в мае-июне этого года проведена инвентаризация всех добывающих карьеров (не только каменных) — по последним данным, их насчитывается на Житомирщине 197. В структуре облгосадминистрации создается отдел развития добывающей промышленности, в состав которого планируется ввести геологов и специалистов-маркшейдеров, которые отслеживали бы действительные объемы вынутых из недр пород (это ключевой вопрос. — Авт. ), и других специалистов. Начала работу созданная облгосадминистрацией комиссия по упорядочиванию предпринимательской деятельности в добывающей отрасли, которой предоставлены широкие полномочия и которую возглавляет тот же Н. Присяжнюк. В нее, кроме представителей исполнительной власти, вошли должностные лица налоговой администрации, правоохранительных структур, управления земельных ресурсов, Госнадзорохрантруда и других учреждений. Эта комиссия должна ежемесячно заслушивать отчеты руководителей райгосадминистраций по вопросам состояния добывающей отрасли, информацию по объемам добытого и переработанного камня, проценту выхода блочных камней, количеству работающих, уровню заработной платы, поступлений в бюджет, выполнению инвестиционных проектов и тому подобное, сопоставлять ее и делать выводы (в выборочном режиме), что правда в отчетах, а что нет. Нарушителей законодательства и установленного порядка предусматривается наказывать строго, прежде всего путем ходатайства о лишении их лицензий на проведение горнодобывающих работ.
О положении в камнедобывающей отрасли Житомирщины говорилось и на последней сессии облсовета в конце июля. В частности, губернатор Николай Рудченко отметил, что облгосадминистрация будет остро ставить вопрос о закрытии карьеров, которые эксплуатируются с нарушением действующих законов или тех, которые, согласно отчетам предприятий, разрабатывающих их, являются убыточными.
Н. Присяжнюк уверен, что данный механизм контроля за ситуацией в добывающей промышленности в сочетании с усилиями создаваемого отдела поможет сделать отрасль более прозрачной, выведет ее из тени, а поэтому официальные валовые показатели в этом году будут значительно выше, в последующие тем более. Подобный оптимистический сценарий является, безусловно, желательным. Но возникает вопрос, сможет ли комиссия, которая будет собираться раз в месяц, даже вместе с небольшим отделом (планируется штат до 7 человек), качественно проанализировать представленные отчеты и другую информацию? И сработают ли в нынешних условиях административные рычаги? Введение маркшейдеров в штат упомянутого отдела может не произойти (об этом говорят в кулуарах некоторые чиновники облгосадминистрации). В этом контексте высказываются предположения, что Госнадзорохрантруд, в составе которого действует маркшейдерская служба (именно на нее сейчас возложен надзор за проведением добывающих работ и вместе с тем за объемами выработки пород в карьерах), по всей вероятности, не в восторге от этой идеи. Причины? Вряд ли кому понравится ограничение возможностей по контролю реальных объемов добытых ископаемых, того же камня, который дает весомые рычаги влияния на материальные и финансовые потоки в отрасли, распределение их в интересах определенного, не очень широкого, круга лиц. Штрих в тему — среди учредителей предприятий и посреднических структур, которые действуют в этой сфере на территории области, немало персон и фирм столичного и российского происхождения, и есть данные, что они имеют весьма влиятельных покровителей в высших властных сферах.
А еще вспоминается, что в 1993— 1994 годах уже проходили масштабные проверки ряда камнедобывающих предприятий Житомирщины. Ими занимались как депутаты облсовета, так и специальная комиссия облгосадминистрации. В представленных выводах приводились данные о многочисленных нарушениях норм законодательства, которое регулирует лицензирование разработки месторождений, способы добычи, ведение производственно- хозяйственной деятельности и тому подобное. В частности, указывалось, что на большинстве из проверенных карьеров не велся учет добытого камня, расходов на производство, не проводилась годовая инвентаризация готовой продукции. Говорилось о больших потерях государства, необходимости наведения порядка в отрасли, внедрении современных машин и технологий, сохранении карьеров, привлечении инвесторов, т.е. обо всем, что говорится и сейчас. Тогда же эти вопросы рассматривались на специальной сессии облсовета, а в облгосадминистрации создали соответствующий отдел. Но впоследствии не стало ни комиссии, ни отдела, а тема как будто сама собой сошла на нет. Не произойдет ли так и на этот раз? Вопрос вовсе не риторический.
Выпуск газеты №:
№154, (2003)Section
Общество