Транспортная артерия или достопримечательность?
Почему реконструкция столичного моста Патона опять откладывается
Коммунальное предприятие «Киевавтодор» готовит проектную документацию для реконструкции моста имени Е. Патона. Эту новость сообщил первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Николай Поворозник. По его словам, мост уже давно нуждается в ремонтных работах. Они позволят улучшить пропускную способность, грузоподъемность, также благодаря ремонту мост послужит городу дольше, чем способен в настоящий момент. Правда, несмотря на громкие заявления руководителей города будущий ремонт пока под вопросом.
ПРИГОВОР — НЕРАБОТОСПОСОБЕН
Мост Патона — одна из главных транспортных артерий Киева, которая соединяет левый берег города с правым. Ежедневно по этому мосту проезжают от 80 до 100 тысяч автомобилей. Он построен еще в 1953 году революционным способом. Это первый в мире цельносварный крупногабаритный автомобильный мост. Его протяжность — 1543 метра. Участие в его строительстве и проектировании принимал академик Евгений Патон. С начала существования на мосту было четыре полосы движения, также по нему проходил трамвай.
Это удивительное инженерное сооружение имеет существенную историческую ценность. Мост Патона вошел в перечень уникальных сооружений мирового мостостроения. В 1994 году по приказу Комитета охраны и реставрации памятников мост имени Патона отнесли к нововыявленным памятникам архитектуры. А еще через год мост получил признание Американской ассоциации сварки как выдающаяся сварная конструкция.
За время существования мост Патона ремонтировали несколько раз. В 1968-ом — установили защитное барьерное ограждение. В 1994-ом усилили металлические конструкции моста, а в 2004-ом демонтировали трамвайные пути и увеличили количество полос до семи. Также неоднократно ремонтировали дорожное полотно и тротуары. Внешний вид моста постоянно менялся, но конструкция оставалась неизменной: никогда не хватало средств. Это и привело к тому, что в настоящее время мост в плохом состоянии.
Невооруженным глазом заметно: железная основа моста проржавела во многих местах. В прошлом году «Институт стальных конструкций имени В. М. Шимановского» провел обследование переправы. Тогда состояние сооружения определили как неработоспособное и начали готовиться к реконструкции.
«Неудовлетворительное техническое состояние — это комплексная системная проблема, — объясняет начальник управления капитального строительства «Киевавтодора» Павел Монастырский. — Она возникла в результате длительной многолетней эксплуатации моста имени Е. Патона без достаточного финансирования на текущее содержание моста. Эта проблема касается большинства мостов и путепроводов, которые являются собственностью Киевской городской громады».
ЧТО НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ?
Чтобы повысить долговечность моста, в «Киевавтодоре», который сейчас курирует последующие работы на мосту Патона, предлагают усовершенствовать элементы, поддерживающие конструкцию. В частности, если сменить железобетонную плиту проезжей части и тротуаров на металлическую, то это уменьшит постоянную нагрузку на опоры в несколько раз. В то же время в таких условиях можно увеличить пропускную способность моста до восьми полос (в настоящее время их семь, и одна является реверсной).
Для этого «Киевавтодор» уже подготовил проект технического задания для реконструкции моста. Но для начала работы, по мнению предприятия, мост необходимо, хотя бы временно, вывести из реестра памятников.
Бывшая команда Министерства культуры этого не позволила. Этим летом сын Евгения Патона, председатель Академии наук Борис Патон обратился к Президенту Владимиру Зеленскому с просьбой создать рабочую группу, которая бы оценила техническое состояние моста и спасла его от последующего разрушения. Председатель Офиса Президента Андрей Богдан тогда передал соответствующую просьбу новому Кабмину, но дело так и не сдвинулось с места.
РЕСТАВРАЦИЯ И НЕ БОЛЕЕ
Несмотря на все просьбы, позиция Министерства культуры, молодежи и спорта остается неизменной. Они уверены, выводить мост из реестра памятников нет смысла. В пресс-службе министерства «Дню» сообщили следующее:
«Есть архитектурный памятник и есть порядок обращения с ним. Пусть в рамках этого порядка Киевская городская государственная администрация выполняет работы. Поскольку это памятник, он имеет культурное, историческое значение, то мы не видим смысла каким-то образом выводить его из реестра. КГГА могут проводить реставрацию моста, и для этого не нужно выводить его из реестра памятников. Также для реставрации не нужны никакие разрешения».
В соответствии с законодательством, реставрация не предусматривает изменения внешнего вида моста. Но те мероприятия, которые в «Киевавтодоре» считают необходимыми для сохранения конструкции, изменения как раз и предусматривают. В «Киевавтодоре» убеждены: в рамках реставрации все необходимые работы провести невозможно.
«Если использовать предложенное Департаментом охраны культурного наследия Министерства культуры название «реставрация», необходимо сохранить подлинность моста, его материально-техническую структуру, форму и вид, — сообщает Павел Монастырский. — Реставрация не решит ни одну из имеющихся в настоящее время проблем и не позволит увеличить пропускную способность транспортного сооружения, которая на сегодняшний день в четыре раза превышает расчетную. К тому же, если мы планируем восстановление железобетонной плиты проездной части, то для выполнения реставрационных работ необходимо полностью закрыть движение автотранспорта по мосту (по предварительному плану, по одной полосе движения в каждую сторону собирались оставить — авт.). Также для сохранения подлинности невозможно возобновить некоторые виды работ, ведь некоторые технологии на сегодняшний день уже утрачены. Ко всему, реставрация значительно увеличит срок выполнения работ и их стоимость».
Директор «Института моста» Александр Сергиенко убежден, что представители Министерства и столичная власть должны прийти к согласию: «У нас коллизия законов. Памятник может разрушаться, но сделать с ним ничего нельзя, потому что он в реестре памятников. Проект реконструкции должно было утвердить Министерство культуры или предоставить свои замечания. Если предметом охраны является какой-то конкретный элемент моста, можно сформировать этот проект так, чтобы его сохранить. Не давать разрешения на работы, чтобы памятник продолжил разрушаться, по моему мнению, не совсем правильно».
Наибольшая проблема в том, что именно конструкция моста Патона и делает его уникальным. Если начать ее менять, сам мост уже не будет вызывать тот интерес, как раньше. Поэтому позиция Министерства культуры достаточно понятна. В то же время — если мост не ремонтировать, то со временем он может просто завалиться, как, например, Шулявский путепровод.
«Последующая задержка с началом разработки проектной документации приводит к затягиванию срока начала ремонтных работ на сооружении, которое находится в неработоспособном состоянии. В свою очередь это создает угрозу возникновения непредсказуемых ситуаций во время эксплуатации моста», — подытоживает Павел Монастырский.
Ситуация патовая, и выхода из нее пока не нашли.
Выпуск газеты №:
№217, (2019)Section
Общество