Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Требуются «свежие силы»

Почему Донбасс по-прежнему находится на третьем месте в Украине по количеству безработных?
06 июня, 20:13

Нынешний показатель безработицы в регионе составляет 7,3%, при этом еще в 2000 году он достигал 9% (для сравнения, во Франции этот показатель превышает 10%). Кроме того, в области зафиксировано повышение уровня трудоустройства: в 2006 году этот показатель составил 42—43%. Всего же в течение первого квартала текущего года комплекс разнообразных услуг в центрах занятости Донбасса получили более 80 тыс. незанятых граждан.

Правда, постоянная работа досталась только каждому четвертому из них (19,7 тыс. человек), а еще 9,4 тыс. были задействованы только во временных работах. Это при том, что по ряду специальностей количество вакансий в Донбассе в два раза превышает число безработных, а ежегодно в области создается более 100 тыс. новых рабочих мест. Просто, как показывает практика, сегодня безработица на Донетчине уже не является причиной недостатка вакансий — напротив, их рынок весьма солиден, просто качество едва ли не половины рабочих мест оставляет желать лучшего.

ЛОВУШКИ РЫНКА

По словам самих безработных, в том, что некоторые вакансии годами остаются незаполненными, виноваты сами же работодатели. Как правило, такие «безнадежные» вакансии не вызывают отклика ввиду предложения слишком маленькой зарплаты, которая иногда бывает даже ниже прожиточного минимума (при том, что сегодня средняя зарплата по Донецкой области превышает уже 1300 грн.). Более того, потенциальным работникам могут не подходить условия работы, когда им предлагается трудоустройство без оформления или зарплата «в конвертах».

По данным директора Донецкого областного центра занятости Тамары Козенко, сегодня около 50% всех рабочих мест региона создается в сфере оптовой и розничной торговли, и именно там, как правило, часты случаи оформления работников «без трудовой». И если еще 8—10 лет назад этим грешили в основном центральные рынки Донецка, то сейчас недобросовестные работодатели перекочевали в отдаленные районы региона (как правило, в шахтерские города), где людям нужна какая угодно работа, и они соглашаются на любые условия и попадают в ловушку. Как правило, в этих случаях очень часто задерживаются выплаты зарплаты, а кроме того руководство не заботится об обеспечении социальных гарантий для своих работников.

Еще одной ловушкой является несоответствие спроса на рабочие места и предложений работодателей. По статистике, сегодня в Донбассе тяжелее всего трудоустроиться служащим (16,5% безработных этой категории и только 5,9% вакансий для них) и людям, не обладающим навыками какой- либо профессии (8,6% нуждающихся в работе и только 3,2% предложений для них). Еще печальнее ситуация в сельском хозяйстве области, где сегодня зафиксирован конкурс в 5 человек на одно рабочее место. Зато чуть лучше дело обстоит с рабочими специальностями — 22,4% безработных и 20% рабочих мест, однако если в целом рассматривать только промышленную сферу, то окажется, что безработных в ней в два раза больше, нежели возможных вакансий.

Впрочем у Донбасса есть и своя, региональная, особенность: на предприятия постоянно требуются высококвалифицированные специалисты в сфере промышленности, отраслях народного хозяйства и социальной сфере, а рынок безработных может предложить юристов, бухгалтеров, менеджеров и финансистов, которые фактически не востребованы. По статистике, наименее успешными в плане трудоустройства в области сегодня считаются специальности «экономика предприятия», «менеджмент», «биология», «экология и охрана окружающей среды», «метрология», «гражданское строительство» и... «украинский язык». Выпускники этих вроде бы престижных факультетов массово остаются у разбитого корыта и годами не могут устроиться на работу. При этом, по словам работников центров занятости, виной тому являются не сами вузы, лицензии которых позволяют готовить специалистов всех этих категорий, а родители абитуриентов, которые гонятся за престижными названиями специальностей, совершенно не представляя, что ждет их ребенка после окончания учебы.

Более того, есть и еще одна проблема: большое высвобождение старых кадров, которые попросту не могут работать с новым оборудованием, ведь они не обучены новейшим технологиям, а на смену им просто нет «свежих сил». К примеру, на одном только Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича в прошлом году в связи с автоматизацией производства было высвобождено 4,5 тыс. пенсионеров, однако специалистов, которые могли бы придти им на смену и обслуживать новое оборудование, предприятие нашло далеко не сразу. Сейчас комбинат предоставляет своим потенциальным работникам возможность бесплатно отучиться в мариупольских вузах по выбранной специальности и по окончании учебы получить гарантированное рабочее место на заводе. Но большинство предприятий региона наличием такого «заказа на специалистов» похвастать не могут, и в итоге получается такая разница между числом вакансий и количеством желающих эти вакансии занять.

У БЕЗРАБОТИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Индустриальная специфика Донбасса немало влияет также на гендерный аспект региональной безработицы: согласно статистике, больше всех от недостатка рабочих мест сегодня страдают женщины, удельный вес которых среди общего количества незанятых граждан области составляет 71%.

По словам Т. Козенко, эта тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Особенно плохо дело обстоит в шахтерских городах области (всего таких городов 14), где были закрыты угольные предприятия. Ранее женщинам была отдана вся инфраструктура, обслуживающая шахты, теперь же работы нет вообще. Безусловно, пострадали от закрытия этих предприятий и мужчины, однако многие из них позднее смогли найти работу в шахтерской столице или в близлежащей России (сегодня и в Украине, и в России вакансий на предприятиях угольной промышленности больше, чем желающих трудоустроиться), а вот женщины так и остались охранять остывший домашний очаг. В итоге сегодня в таких городах, как Енакиево, Ждановка, Кировское, Шахтерск, Снежное, Торез насчитывается более двух третей безработных женщин. Хуже всего дело обстоит в г. Новогродовке — там женщин, которые не могут найти себе работу, целых 84,5%.

А вот лучше всего дело с решением проблемы безработицы обстоит только в Донецке и Макеевке — конкурс в этих городах составляет 0,5% человека на место. Для сравнения, в г. Селидово на одно рабочее место претендует 7 человек, в Шахтерске — 4 человека, а в г. Новогродовке — 11 человек.

Не менее печально ситуация сложилась и в плане трудоустройства молодежи. Сегодня на Донетчине безработных молодых людей в общем числе незанятых граждан в среднем больше половины (52%). При этом специалисты фиксируют снижение уровня обращений молодых людей в центры занятости, однако это не может свидетельствовать об уменьшении количества безработных этой категории — просто молодежь не верит в то, что ей могут помочь в центре занятости и пытается искать работу собственными силами.

ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ — В СТОЛИЦУ

Как правило, молодые люди решают проблему с трудоустройством радикально: если ничего не получается в Донецке, они едут в Киев или пытаются трудоустроиться за границей. По статистике, только в 2006 г. в Киев прибыло более 24 тыс. «переселенцев», которые отправились в столицу в поисках лучшей жизни. Что же касается заграницы, то в одной только Чехии насчитывается более 42 тыс. работников, приехавших из Украины, причем на каждые 10 тыс. украинских мигрантов из Украины приходится 8 тыс. нелегальных работников.

В итоге количество населения в Донецке из-за миграции сократилось на 1,1 тыс., а в Кировограде — на 3,8 тыс. По словам заместителя председателя Донецкой облгосадминистрации Бориса Адамова, который курирует вопросы трудоустройства в регионе, эти показатели напрямую характеризуют экономическое состояние упомянутых регионов: там, где положение не очень радужное, работников остается все меньше. Кстати, интересно, что за последний год 1,5 тыс. «трудовых мигрантов» отправились покорять Крым и, в частности, город Севастополь — видимо, этот регион открывает новые перспективы перед теми, кто не смог найти работу у себя дома. Как отметил Б. Адамов, Донбасс также вызывает интерес в плане работы у жителей других регионов. Особо этот интерес проявляют западные регионы, жители которых охотно устраиваются на работу в сфере строительства и машиностроения Донецкой области.

В целом же, проблема трудовой миграции характерна не только для Украины, но и для других стран постсоветского пространства: считается, что в них можно набрать дешевую рабочую силу, и поэтому наши работники пользуются за границей большим спросом. Именно поэтому специалисты разных стран договорились решать проблемы совместно и даже провели в конце марта в Киеве совместную конференцию по этому поводу. Главным тезисом конференции стало предложение «предоставить гражданам достойную работу дома», однако, как отмечает Т. Козенко, сегодня мало кто может дать точное определение понятию «достойная работа». Здесь нужно и объединить высокий показатель зарплаты, и предоставить хорошие условия работы, и учесть гендерный аспект, и не забыть о личных потребностях работника, но пока что это удается лишь немногим предприятиям, и, как правило, на них все вакансии заняты.

КАК БОРОТЬСЯ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Сегодня специалисты Донецка решили сделать первый шаг к ликвидации этой проблемы, и пока что озаботились одним из главных вопросов: как поднять престиж профессий, обладающих региональной спецификой, и повысить мотивацию донетчан к труду у себя на родине. Первым шагом на пути к этому стала программа по созданию новых рабочих мест (согласно поручению Президента, в Украине ежегодно должно создаваться не меньше миллиона новых рабочих мест, и доля Донбасса в общем плане — 108— 109 тыс.). Однако регион в этом деле пока отстает: в первом квартале в области было создано 25,6 тыс. новых рабочих мест, а должно быть по крайней мере на 1,5 тыс. больше — отставание от графика составляет 1,5%.

Еще один шаг — формирование регионального заказа для вузов с учетом потребностей Донетчины: для абитуриентов, поступающих в вузы на нужные Донбассу специальности, будет предусмотрена целая система льгот, а по окончании учебы они автоматически будут обеспечены первым рабочим местом.

Что же касается повышения мотивации граждан устраиваться на предлагаемые вакансии, то в этом аспекте прежде всего надо решить проблему вывода из тени трудовых отношений на многих предприятиях, но в этом плане усилий одних только местных властей недостаточно. Здесь очень многое зависит от самих работодателей, но только очень немногие из них соглашаются на предложение специалистов центров занятости совместно разработать программу заполнения «длительных вакансий» и поддаются на уговоры повысить зарплату или предоставить легальное трудоустройство потенциальным сотрудникам. И несмотря на то, что сегодня списки предприятий, которые потенциально могут быть виновны в предоставлении нелегального трудоустройства, проверяются областной прокуратурой, проблема вывода трудоустройства из тени в области не решена.

Впрочем, по словам специалистов, решать эту проблему должны сегодня не только власти и работодатели — сами граждане тоже не должны сидеть сложа руки. Если они смогут заставить работодателей уважать себя и будут не только пытаться соответствовать их требованиям, но и выдвигать ответные требования качества своей работы, тогда можно говорить, что первый шаг к ликвидации проблем с работой в Донбассе будет сделан. Пока же около 200 тыс. донетчан не просто помнят понятие «безработица»: им, к сожалению, пришлось столкнуться с ней на практике.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать