Три года неопределенности...
Конструктивный диалог или протесты на улицах? Что станет следующим шагом переселенцев в борьбе за свои права
Их мир в одно мгновение разрушила война. 1 миллион 607 тысяч переселенцев — именно такое количество поставлено на учет по состоянию на 20 марта 2017 года Министерством соцполитики — вынуждены были начать все с чистого листа. Они приспосабливаются к новым условиям, интегрируются в громады, и при этом вынуждены преодолевать недостаток самого необходимого.
Несмотря на то, что российская агрессия продолжается уже третий год, проблемы переселенцев государство не решает. Большинство программ, которые призваны помочь ВПЛ пока что остаются на бумаге. Единственная государственная программа помощи, которая реально работает в Украине — это адресные выплаты переселенцам, предназначенные для компенсации аренды жилья и оплату коммунальных услуг, но их мизерный размер нельзя сопоставить со стоимостью аренды в крупных городах. К тому же, продолжаются постоянные проверки переселенцев, домашние визиты социальных органов.
ВМЕСТО АДАПТАЦИИ – ВОЗВРАЩЕНИЕ
Самые болезненные вопросы, которые волнуют переселенцев,— наличие жилья и трудоустройства. Однако не менее важной является проблема политических прав перемещенных лиц, которые не могут участвовать в выборах, что дискриминирует их и замедляет процесс интеграции переселенцев в общины, в которые они переместились. Третий год 4% украинских избирателей не могут воспользоваться одним из базовых конституционных прав гражданина из-за неурегулированности национального законодательства.
Представители Всемирного банка исследовали социально-экономическое положение переселенцев с Донбасса и пришли к выводу, что значительная их часть хочет вернуться назад. Такое желание выразили 42% опрошенных переселенцев. Еще 34% опрошенных не хотят возвращаться, а 26% считают, что будут вынуждены уехать обратно в связи с высокими ценами на аренду жилья и трудностями с трудоустройством. Долгосрочные решения, которые обеспечили бы интеграцию переселенцев, все еще не выработаны, и эти люди продолжают находиться в незащищенном положении касательно средств к существованию.
Доклады Управления Верховного комиссара ООН по правам человека подтверждают это — среди тех, кто возвращается на оккупированные территории, почти 32% делают это именно из-за невозможности арендовать жилье. В УВКПЧ также отмечают, что многие переселенцы не имеют доступа к государственной социальной поддержке, в частности, к субсидиям на оплату коммунальных услуг, «поскольку у них нет официальных договоров аренды жилья с домовладельцами, заключения которых требует украинское законодательство, но если и есть, то редко, поскольку многие домовладельцы не хотят формализовать свои договоренности с ВПЛ». По их информации, из 62% ВПЛ, которые арендуют жилье, официальные договоры аренды подписали только 5-7%. Многие переселенцы рассказали УВКПЧ, что будут вынуждены вернуться на неподконтрольную украинской власти территорию (НКТ) из-за повышения тарифов на коммунальные услуги, которые они теперь не могут оплатить.
Складывается впечатление, что планом власти является то, чтобы большинство переселенцев не адаптировались, а вернулись. В то время как государство тормозит процессы решения проблем ВПЛ, функцию их решения принимают на себя волонтеры, активисты.
ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНЫ ПРОТЕСТЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Нерешенные проблемы переселенцев Донбасса и Крыма стали главной темой дискуссии профильных общественных организаций, нардепов и активистов, которая состоялась в Киеве 3 апреля по инициативе общественной организации «Важен каждый». Модератором дискуссии выступил председатель ОО «Важен каждый» Олег Зонтов, участниками стали народный депутат Наталия Веселова, волонтер Гайдэ Ризаева, директор ОО «Группа влияния» Татьяна Дурнева, а также представители более двадцати профильных общественных организаций, международных организаций, присутствовали также представители государственных служб и учреждений.
«Ровно три года прошло с того дня, как первые украинцы покинули свои дома из-за начала оккупации Крыма и боевых действий на Донбассе (12 апреля — дата захвата государственных учреждений в Славянске, — Авт.). Сейчас до 10 процентов населения Украины так или иначе вовлечены в процессы внутреннего перемещения, — рассказал Олег Зонтов. — И это одна из самых серьезных угроз и вызовов, которые сегодня стоят перед Украиной как государством, ведь до сих пор нет комплексного видения, стратегии системного решения возникающих в связи с этим проблем. А нерешенность проблем переселенцев может вылиться в протесты».
Разговоры о радикальных действиях звучали неожиданно остро. «Если не выходим на улицы, не устраиваем митинги, думают, что и проблем у нас нет ...», — считают активисты. Речь шла даже о необходимости «майдана переселенцев», ведь на такие мероприятия обязательно обратит внимание власть, как и на многочисленные проблемы выходцев из Крыма и Донбасса.
Волонтер и известная крымско-татарская активистка Гайдэ Ризаева подчеркнула, что переселенцы, выбравшие Украину, не имеют жилья и необходимых для существования ресурсов, сотни ВПЛ живут сейчас в пансионате в Пуще Водице, которые были вынуждены занимать самостоятельно, либо в жилье, предоставленном волонтерами. Между тем, это сопровождается серьезными проблемами — в пансионате для переселенцев в Пуще Водице недавно была перестрелка. Владельцы хотят выгнать переселенцев с территории, но многочисленным семьям с детьми банально некуда идти, рассказал доброволец АТО, присутствовавший при скандально известном инциденте.
Глава «Всеукраинской ассоциации переселенцев» Руслан Калинин подчеркнул, что необходимо запустить программы по решению жилищных вопросов для каждого сегмента переселенцев. Для этого можно запустить уже сейчас ряд пилотных проектов: 1 — ремонт заброшенного жилья, которое находится в коммунальной собственности, выдача такого жилья в соответствии с квотным принципом; 2 — обеспечение механизмов финансирования законопроекта № 4550 (50% суммы на покупку жилья оплачивает государство, кредитная ставка на оставшуюся сумму 10%), пересмотр бюджета 2017 года и внесение этой программы в бюджет 2018 года; 3 — выдача земельных участков под самостоятельное строительство жилья.
ВОССТАНОВИТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
Не менее остро для переселенцев стоит вопрос политических прав. «Недавно был зарегистрирован третий по счету законопроект, который призван восстановить право голоса внутренне перемещенных лиц и трудовых мигрантов на местных, парламентских и президентских выборах. Надеюсь, общими усилиями мы достигнем того, что Верховная Рада таки примет этот законопроект, и политики будут рассматривать внутренне перемещенных лиц как свой электорат», — говорит народный депутат Наталия Веселова.
«Изменить сейчас свою регистрацию в паспорте ВПЛ не могут не только потому, что для них сложно получить жилье и прописаться, но и, например, есть большие риски при пересечении линии разграничения на неподконтрольную украинской власти территорию. Учитывая эти аспекты, было выдвинуто предложение, предложенное общественными организациями, и совместно было выработано решение, что на основании определенного перечня документов лицо может изменить свой избирательный адрес без изменения регистрации в паспорте», — добавила директор общественной организации «Группа влияния» Татьяна Дурнева.
Общая «температура» дискуссии была сверхвысокой. Как и градус волнений переселенцев из Крыма и Донбасса. Пока они могут рассчитывать только на собственные силы. Волонтеры и активисты советуют стучать во все двери и звонить по всем доступным телефонам помощи, чтобы получить задекларированную в документах помощь. Но отчаяние и годы неопределенности побуждают их объединяться: сейчас они решили написать совместную резолюцию к власти. И в дальнейшем — синхронизировать усилия в борьбе за конституционные права и свободы.
Section
Общество