Трое суток в операционной под ледяным душем...
Легендарный хирург и уролог Андроник Чайка и Киевский венный госпитальЧайка среди Чаек... В селе Ручки в округе Гадяча на Полтавщине почти половина его уроженцев носят такую фамилию. Но только Андроник Архипович Чайка своим хирургическим дарованием, пожалуй, целиком оправдывает название своей малой Родины — у него и впрямь были «золотые руки» для тысяч его пациентов.
Главное в биографии виртуоза, не считая имени, как бы предопределяющего к чему-то необычному — страсть к медицинским знаниям. После церковно-приходской школы сельскому подростку удается, благодаря интеллектуальному отличию, поступить в Полтавское фельдшерское училище. Следует военный призыв, и юный Чайка успешно служит помощником фельдшера в военном госпитале в Кременчуке. Через четыре года, в 1906-м, 25-летнего Андроника зачисляют в Военно-медицинскую академию в Петербурге. Опять-таки, такое продвижение предопределяет его исключительная эрудированность.
Термин «казеннокоштный» обозначает, что Чайке после окончания Академии предстоит отдать воинской службе три года и три месяца. Однако решением совета ВМА его, как одного из наиболее успешных слушателей, оставляют в alma mater для дальнейшей подготовки к научной карьере в составе клиники знаменитого военного хирурга и уролога Сергея Петровича Федорова.
Под крылом этого универсала Чайка успешно осваивает первые высоты в абдоминальной и общей хирургии, гинекологии, но более всего — в урологии. Не случайно Сергей Федоров характеризует своего воспитанника, как «блестящего цистоскописта». Данной сложной манипуляцией Чайка, как и многие иные, великолепно владеет.
3 мая 1914 года Андроник защищает диссертацию на степень доктора медицины, посвященную нефротомии — разрезам на почках с целью выяснения патологии. Его научный дебют настолько успешен, что, по решению ВМА, Чайке предстоит стажировка в передовых западных клиниках. Но тут в его биографию, ка и в иные тысячи судеб, врывается Первая мировая война...
Спустя несколько недель Андроник Чайка оказывается на передовой линии Юго-Западного фронта. Оперировать приходится практически непрерывно, причем нередко под огнем противника. Об это, собственно, и идет речь в представлении А.А. Чайки к одному из царских орденом, которых в итоге за военный период у него накопилось целых четыре.
Именно в эти годы имел место весьма показательный пример его хирургического новаторства. Так, Чайка доказал, что, если раненого в брюшную полость оперировать в течение пяти-шести часов в ближайшем лазарете, а не переправлять дальше, выживаемость значительно увеличивается. С докладом о данных нововведениях Андроник Архипович, имея уже и государственное звание, выступает в 1916 году на съезде российских хирургов.
Неисповедимы пути... После госпитальных перемещений, когда чуть было не состоялся отзыв Чайки в клиники ВМА, его направляют заведовать хирургическим, но одновременно и урологическим отделением в военный госпиталь в Киеве. Именно здесь, начиная с 1918 года, и будет проистекать его разнообразная хирургическая деятельность в двух отраслях и ипостасях.
Количество раненых и больных было огромно. Медицинского персонала катастрофически не хватало. Благо, на одном из военных складом доктору удалось добыть несколько урологических инструментов. Уже хоть что-то...
В Киеве то и дело меняется власть. Но предназначение госпиталя на Печерске, руководство отделениями остается незыблемыми. Правда, до тех пор, пока Андроника Чайку не постигло несчастье. Летом 1918 года в селе Кавелино на Орловщине бандиты убивают его жену, земского врача Екатерину Николаевну Позднякову. С ней доктор Чайка познакомился, когда она была еще курсисткой женского медицинского института.
Трагическое известие зовет Андроника Архиповича в дорогу: похоронить жену и забрать двоих детей. Но Орловская губерния — теперь чужеземье, нужно преодолеть границу между двумя новыми государствами — Украиной и Россией.
Начальник госпиталя, в период гетманщины генерал-хорунжий, Л. Кобылянский выдает коллеге соответствующее удостоверение, к слову, рукописное, в адрес министерства иностранных дел. И Андроник Чайка благополучно добирается до Кавелино...
Он, очевидно, мог бы остаться и в России. Академия в Петербурге существует, специалисты нужны повсюду. Но Чайка принимает мужественное и патриотичное решение: возвратиться в госпиталь в Киеве, где он остро необходим. Вместе с ним в обратный путь отправились малолетние сын и дочь.
В госпитале Андроник Архипович, наряду с каждодневной хирургией, быстро возрастает и как несравненный эрудит в урологии. Вскоре, вне стен госпиталя, но под его вывеской, он открывает первую в городе специализированную урологическую клинику, которая разместилась в трехэтажном здании в Георгиевском переулке. Работая на двух базах, Чайка основывает в составе Института усовершенствования врачей доцентуру урологии, а затем, в конце 1920-х, возглавляет и кафедру урологии в медицинском институте. Возникают две его школы: в военном госпитале и в Александровской больнице.
Июнь 1941-го... Чайку назначают главным хирургом родного госпиталя. В ходе каждодневных операций различной локализации, в составе крупнейшей госпитальной базы, эвакуирующейся вглубь страны, профессор трудится сначала в Томске, затем в Балашове, в Приволжье, а с 1944 года вновь в Киеве, в уцелевших госпитальных корпусах. В 1943 году Андронику Чайке присваивают звание генерал-майора медицинской службы. Тут характерны два героических эпизода.
Еще в Томске Андроник Архипович своим немалым запасом сил практически самостоятельно разгрузил вагон с тяжелоранеными — времени терять было нельзя! А в Киеве, в период самых кровопролитных боев, оперировал поток пострадавших непрерывно в течение трех суток! Чтобы не заснуть в эти напряженнейшие дни и ночи Чайка просит периодически лить ему на затылок ледяную воду...
Военную службу профессор покидает в 80-летнем возрасте. Однако продолжает трудиться на кафедре урологии медицинского института, которой, к слову, при его жизни присваивается его имя.
— Разумеется, в 264-летней уникальной истории Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины, а на сегодняшний день Национального военно-медицинского центра — рассказывает его начальник, генерал-майор медицинской службы Анатолий Петрович Казмирчук, — имя Чайки видится лишь одним в плеяде славных личностей в летописи нашего лечебного учреждения. Нельзя не отметить, что путь госпиталя в документальных деталях подробнейшим образом представлен в шеститомной «Истории Киевского военного госпиталя», принадлежащей перу моего предшественника в статусе генерал-майора медицинской службы Михаила Петровича Бойчака.
— Если говорить о выдающихся врачах и ученых госпиталя, всегда находившихся в тесной связи с кафедрами Киевского медицинского института на протяжении его истории, — продолжает Анатолий Петрович, — здесь ярко выделяются воистину выдающиеся фигуры в хирурги, терапии, дерматологии, неврологии, других дисциплинах. Упомяну лишь некоторые. Это, к примеру, хирург Иван Николаевич Ищенко, герой битвы на Волге, один из прямых учеников Андроника Чайки. Неврологическую службы в период Первой мировой войны, а тут скапливалось до 15000 больных и раненых, олицетворял Борис Никитович Маньковский, в госпитале он — лишь младший ординатор, в последующем — профессор медицинского института, академик АМН СССР.
В сфере терапии именно в Киевском военном госпитале начинал свой блистательный путь в качестве интерниста Василий Парменович Образцов. Из терапевтов современности следует сказать о Георгии Иосифовиче Бурчинском, ветеране госпиталя в военные и послевоенные годы.
И все же фигура Андроника Чайки, который в свои 70 мог переплыть Днепр, сияет на фоне панорамы госпиталя особенно волнующими красками — и как гуманиста, и как во многом первооткрывателя. Если представить, что Андроник Архипович, а его нет с нами уже около полувека, вновь вошел в госпиталь, в частности, в новый пятиэтажный хирургический корпус, он бы, думается, проникся гордостью за своих последователей, с высоким умением выполнявших и выполняющих свой долг. Ведь сегодня госпиталь является ведущим лечебным учреждением министерства обороны Украины, а его врачи и средний и младший медицинский персонал находяться на должной профессиональной высоте, выполняя свой священный долг по спасению жизни военнослужащих, скорейшему их возвращению в строй, особенно сейчас, когда на Востоке нашей страны ведуться боевые действия. И это — настоящая новая Илиада в истории наших испытаний... Илиада, которая пока еще не написана. И это — задача нашего времени. Но зовущим образам, в частности, хирурга в охваченных отраслях несравненного Андроника Чайки, никогда не померкнуть!
Выпуск газеты №:
№200-201, (2019)Section
Общество