Троллейбус эйджизма
Ситуация с коронавирусом, продолжительный карантин и условная самоизоляция еще больше обнажили в нашем обществе старые болезниМеня зацепила одна ситуация. Несколько дней в соцсети гулял пост (позже был перепечатан местными СМИ) о том, как двое молодых людей, парень и девушка, вынуждены были покинуть троллейбус, поскольку они стояли, а все сидячие места были заняты людьми пенсионного возраста (согласно карантинным правилам троллейбус может продолжать свое движение только с занятыми сидячими местами).
Все кажется логическим, люди, которым не хватило сидячего места, должны выйти, но дело в том, что молодежь уступила свои места старшим людям, которые зашли позже, с чувства воспитанности и обязанности уважения к возрасту. Взамен получили общие обиды и дискриминацию от пожилых пассажиров, которые требовали от них выйти из транспорта. Автор поста вспоминал даже эмоциональные оскорбления от мужчин-пассажиров сексистского содержания. Поразила не только сама история, оскорбления в общественном транспорте — не новость, как собственно комментарии к этому посту, которые явно демонстрировали уже эйджизм к пассажирам-пенсионерам.
Если проанализировать всю эту ситуацию, то можно выделить несколько основных маркеров.
Первый. Троллейбус стал таким себе разрезом проблем, электродом взаимных дискриминаций наиболее незащищенных групп нашего общества — молодежи и пенсионеров. Последняя, согласно исследованиям социологов, является наиболее дискриминированной из-за социальной и экономической незащищенности. Гарантированное нашим государством социальное и экономическое обеспечение пенсионеров просто поражает своим низким уровнем. Подавляющее большинство пенсионеров живут за чертой бедности, в экономике пенсионеры являются основным грузом бюджетной сферы, а потому общество относится к ним как к социально обременительной категории потребителей, проблемы которой являются неактуальными, неважными и не нужными. Мы забываем, однако, что большинство таких пенсионеров в нашем государстве вынуждены еще работать, по большей части на достаточно низкооплачиваемых и неперспективных работах в сфере обслуживания, другие — просто помогают ухаживать за внуками, когда работают дети — наиболее экономически состоятельная и развитая часть общества, а еще другие — вообще вынужденные ехать в другие концы города, чтобы купить более дешевые продукты, лекарства или одежду. Они вынуждены выживать, потому что не все имеют высокие пенсии и родных и близких, которые бы о них заботились. Поэтому льгота на бесплатный проезд в троллейбусе является своеобразной последней льготой, гарантированной государством, а также «моральным правом» уважения и достоинства в социуме. Таким образом, отстаивание этого права является залогом отстаивания собственного достоинства.
Второй. Современная молодежь лишена в своем воспитании и становлении такого массового давления нравственности со стороны государства и общества. Молодые люди более раскованы, не имеют стольких комплексов и ограничений, как предыдущие поколения. Они чувствительны к любому давлению извне, к проявлениям дискриминации и несправедливости. Они не понимают, почему воспитанность, достоинство и адекватность зависит от внешнего проявления — жеста, к примеру, освобождения места старшим по возрасту, а не от содержания от публичных оскорблений и дискриминаций. Не следует также забывать, что молодежь тоже является одной из чувствительных к эйджизму (что мы видим в этой истории). Чтобы воспользоваться общественным транспортом, она должна заплатить, ей не гарантирована социальная льгота на бесплатный проезд, и они не получают гарантированной бюджетной ежемесячной выплаты. В условиях коронавируса, как и других экономических потрясений, молодые работники первые испытывают сокращения, как менее опытные, вынужденные постоянно искать заработки и подработки, потому что и потребностей больше.
Третий. Что делать? Как бороться? С эйджизмом не борются. В цивилизованных обществах его пытаются предупредить, избежать, снять причины его возникновения, как и, кстати, других форм дискриминации. Нам стоит понимать, что нельзя дискриминировать людей ни из-за происхождения, ни внешнего вида, возраста, социального статуса. Что такие ситуации не являются бытовыми явлениями, они более глубоки, показывают болезни общества, которые являются предпосылкой социальных конфликтов (вспомним события в США). Они могут влиять на последующее развитие общества, например, политический выбор, экономический курс и тому подобное. Такие явные факты и проявления эйджизма должны стать звоночками для власти, чтобы что-то делать: от элементарного — увеличить единицы общественного транспорта, к — обсуждению этих проблем в публичном пространстве. Думаю, стоит задуматься.
Выпуск газеты №:
№113-114, (2020)Section
Общество