«Творческий отпуск»... без еды и воды
провели украинские путешественники, пройдя Атлантику по маршруту Колумба![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960319/447-6-1.jpg)
Многие современные путешественники мечтают не просто увидеть мир собственными глазами, но и повторить подвиги Магеллана, Колумба или Беллинсгаузена, то есть пройти по тем же маршрутам, что и известные исследователи. Но того, что сделала украинская команда «Equites», еще, наверное, не делал никто: за 40 дней они обошли Атлантический океан по маршруту Христофора Колумба, а поскольку время экспедиции совпало с рождественским постом (с 28 ноября по 6 января), трое из восьми участников не просто постились, а голодали — первые семь дней не брали в рот ни крошки, а потом пили только воду в ограниченном количестве. Как отметил врач экспедиции Андриан ван дер Варт, таких примеров в истории медицины еще не было, ведь всем известно, что без воды человек может прожить всего три дня. Одно из объяснений, как им это удалось, — хорошая физическая подготовка и присутствие командного духа.
Как же жилось команде в экстремальных условиях, «Equites» расскажет в документальном фильме «Путь Колумба», который собираются отснять вместе с известным кинооператором Сергеем Михальчуком. Переведут его на четыре языка: украинский, русский, английский и французский, ведь ленту хотят показать на каналах Discоvery и BBC. В роли рассказчика фильма выступит звезда кино Жерар Депардье. Кроме того, путешественники хотят издать книгу, посвященную экспедиции. Все это украинский и заграничный зритель увидит уже этой осенью.
ГОЛОД И ШТОРМ — НЕСОВМЕСТИМЫ
К путешествию готовились тщательно: ежедневные проводили физические тренировки по специальной системе, разработанной одним из путешественников, Голтисом, а также настраивали себя психологически. Хотя путешествие по Атлантическому океану — не первое в истории команды (за ее спиной — путешествия в 30 стран Африки и Азии), но голодать в океане еще не приходилось.
— Все мы голодали не раз, но это было на суше. В океане же все иначе. В первые шесть дней путешествия был шторм в восемь-девять баллов, а порой даже в одиннадцать. Вестибулярный аппарат все время работал в необычном для него режиме, к тому же, мы не только не ели и не пили, но еще и не спали. Голод и шторм — это две наиболее несовместимых вещи, ставшие для нас большой проблемой, — говорит участник путешествия Константин Могильник. — Я лично перенес первые 30 дней голода спокойно, приглушая в себе это чувство и не думая о еде. Конечно, были моменты, когда не было ни физических, ни моральных сил. Чтобы подняться за стаканом воды, требовалось полчаса, чтобы настроить себя встать с кровати и пройти полтора метра к столу. Нам прибавляло сил только то, что мы постоянно поддерживали связь с большой землей: ежедневно нам присылали сотни sms друзья и знакомые.
На протяжении эксперимента каждый из голодающих потерял более десяти килограммов от общей массы тела: Голтис похудел на 20 кг, Константин Могильник — на 12 кг, а Андрей Супрун — на 16,5 кг. Как написал в медицинском отчете врач команды Андриан ван дер Варт, они были похожи на тень. Кстати, врача для путешествия команда выбирала на специальном кастинге, в котором участвовали несколько десятков медиков из разных стран мира.
— Одновременное лишение организма калорий, дегидратация и жизнь на борту маленькой яхты создают уникальный и сильный стресс для человека, — писал врач в своем медицинском отчете. — В таких условиях происходит сложная физиологическая адаптация. У меня была аппаратура для измерения кровяного давления, уровня глюкозы в крови, пульса, но, чтобы оценить общее состояние организма, нужны лабораторные условия. Такая возможность появилась, когда мы прибыли в порт Лас-Пальмас (о. Гран-Канария). По результатам анализов крови всех трех участников эксперимента, значительная потеря безжировых тканей и уменьшение общей массы тела были для них неотвратимы. Спасало их лишь то, что они не занимались физической работой. Так, мужчина в возрасте 20—40 лет с весом в 80 килограммов в среднем расходует ежедневно по три тысячи калорий. У участников «Equites» расходы калорий были очень низкими. Также на раннем этапе голодания у человека появляется вялость и раздражительность, головная боль, тошнота, головокружение, расстройство желудка и тому подобное. На протяжении всего путешествия участники жаловались только на боли в желудке.
ПО ПУТИ КОЛУМБА
Несмотря на пережитое, свой эксперимент путешественники не называют рекордным — это просто проверка самих себя на выносливость, говорят они. Другие участники команды, которые могли нормально питаться, также прошли своего рода испытание, ведь рядом с ними находились голодающие люди. Как вспоминает матрос Анатолий Бабарика, который был на яхте еще и поваром, каждый раз, когда наступало время завтрака или обеда, он просил прощения у голодающих за то, что другие члены команды будут кушать.
— Мы никуда не прятались, когда ели фрукты или овощи, но и делать это на глазах у участников эксперимента как-то было неудобно, — отметил Анатолий Бабарика. — Наш врач — католик по вероисповеданию, поэтому мы праздновали католическое Рождество. Меня удивило, что Голтис, Костя и Андрей пришли помогать на кухне: нарезали салаты, жарили картофель, давали все это на стол. Я просто не представляю, сколько сил нужно иметь, чтобы удержаться перед таким искушением.
Однако, кроме ощущения голода, путешественники вспоминают и другие, намного более приятные моменты путешествия. По словам Голтиса, однажды к их яхте подплыла касатка с малышом и следовала за ними приблизительно полчаса. Такая встреча принесла команде массу позитивных эмоций. А чего стоит посещение Канарских островов и Доминиканской республики — кстати, она и стала последним пунктом путешествия.
— Такой маршрут мы выбрали потому, что хотим расширять горизонты, как это делал в свое время Христофор Колумб. Только он изучал окружающий мир, а мы — человека. Поэтому наши пути очень похожи, — продолжил Константин Могильник. — Мы начали свой путь с того порта, что и Колумб, — Палос-де-ла-Фронтера (Испания), потом сделали стоянку на острове Гран-Канария, отсюда пришли на остров Гаити. Это повторяет полностью маршрут второй экспедиции Христофора Колумба, ведь во время первой он еще не знал ни направления ветров, ни движения течений, поэтому первый раз шел по Атлантике нерациональным путем. О путешествии Колумба снят не один фильм и написана не одна книга, и говорить об этом еще можно очень много, ведь речь идет об интересных отношениях человека с миром и природой. Но мы попробуем рассказать об этом человеке по-своему интересно, проводя параллели между его путешествием и нашим.
Вернувшись домой, когда все испытания уже были позади, и в памяти остались только приятные воспоминания, путешественники рассказывают о своем эксперименте как о творческом отпуске. И говорят, что оно для них не последнее.
КОММЕНТАРИЙ
Олег ЧАБАН, психиатр-психотерапевт:
— Я ознакомился с медицинским отчетом врача команды, но меня как психотерапевта заинтересовал другой аспект — почему эти люди сгруппировались. Часть ответа кроется в том, как команда выбирала для себя врача: после кастинга они остановились на канадском специалисте, потому что «он нам подходит». На уровне интуиции это означает, что он — один из нас. Поэтому первое, что держало путешественников, — команда, которая еще и была связана крепкой пуповиной с большой землей — «эсемески», понимание и ощущение, что ты представляешь кого-то. Ты — не муравей, заброшенный в океан, а делаешь это вместо людей, поручивших провести эксперимент. Также у команды была достойная цель — прохождение большого пути Колумба и рождественский пост. Выжить в экстремальных условиях могут лишь те, кто видит будущее. Тот, кто живет сегодняшним днем и думает, как прокормиться, что одеть, превращается в биологическое существо... В команде же видение будущего было очевидным. Они думали об этом и описывали в своих дневниках. Кстати, в своих записях они вспоминали друг друга, а значит, думали не только о себе, но и о других. Так они поддерживали друг друга сугубо эмоционально. Еще одна вещь, которая им помогла, — понимание, что в какой-то момент тебя спасут твои же товарищи. Их вело вперед чувство, что за ними есть люди, могущие взять их груз на себя. Как врач, я знаю, что на определенном этапе у голодающего человека наступает ступор, когда ты не может настроить себя встать, чтобы выпить стакан воды. И здесь кто-то должен тебе помочь. А помогала команда.
Выпуск газеты №:
№47, (1996)Section
Общество