«Твоя школа неповторима, как и ты», —
напутствует своих учеников Тамара ПРОШКУРАТОВА![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020213/428-5-1_0.jpg)
— Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о людях и обстоятельствах, которые оказали на вас особое влияние.
— Мое детство прошло в Драбове и было типичным для детей того времени. Я училась в той же школе, где всю жизнь работаю. Родной отец (также учитель по специальности) погиб в автокатастрофе, когда мне было всего пять месяцев, я его, конечно, не помню. Мама во второй раз вышла замуж, и вся моя сознательная жизнь прошла с отчимом, которого я очень любила и уважала. Формирование моего отношения к людям, к своим обязанностям происходило именно под его влиянием. Год назад он умер, а я все время его вижу в поле с колоском в руках, когда он пробует зерно, определяя сроки жатвы. Припоминаю, что даже когда он вышел на пенсию, то всегда весной выходил в поле, брал в руки землю, разминал ее и точно определял день, когда следует начинать сев. Шел в колхозную контору и доказывал, что нельзя медлить, ибо через несколько дней земля пересохнет и не даст потом хорошего урожая. Люди говорили, что мог бы заботиться о своем хозяйстве, о своей корове, а не о колхозном урожае. Я этим премудростям не научилась. Я даже на своем огороде начинаю что-то сажать лишь тогда, когда это начинают делать соседи, хотя всю жизнь живу в сельской местности и, как все сельские дети, много помогала родителям по хозяйству. У родителей не хватало времени, чтобы уделять какое-то особое внимание детям, но мама мне все время напоминала: «Ты думай о том, что о тебе люди скажут. Люди все видят».
... Как-то я работала в санатории «Пролісок», это у нас, в Драбове. Там отдыхали как сельские дети, так и дети из Киева. Сельских детей нельзя было по интеллекту сравнивать с городскими, потому что у городских умение общаться лучше, но чувство ответственности за свои поступки у деток из села развито больше. Городской ребенок принадлежит только себе, его контролируют разве что родители и учителя. В селе же ребенок растет на виду, и о каждом негативном поступке уже на следующий день знает все село, поэтому ребенок сызмальства привыкает контролировать себя.
Школа, в которой я работаю, очень большая — в ней в две смены учится 1300 учеников. Всех детей своих родственников, знакомых брала на обучение в свой класс, если они подходили по возрасту, своего же сына принципиально отдала к другой учительнице, потому что свои эмоции сдерживать относительно чужих детей, конечно, легче, чем относительно родных, — я не хотела навредить другим детям. Вообще я не могу себя представить ни у кровати больного, ни бухгалтером, ни кем-то другим, я вижу себя только учителем. Мой сын Алексей учится сейчас в 11-м классе и мечтает также стать учителем. Он с удовольствием общается с моими шестилетними учениками, и детвора всегда рада этому общению. Не первый год Алексей интересуется сугубо профессиональными вопросами педагогики, имеет собственное видение путей развития ребенка, помогает мне изготавливать наглядные пособия для уроков.
— Мы много говорим о совершенствовании методик образования. Какие ценности вы стараетесь прививать своим ученикам?
— Моя личная жизнь так сложилась, что муж умер от рака, когда сыну было два с половиной года. И мне пришлось самой воспитывать ребенка. Сын видел, что я все время была занята. После смерти мужа у меня появилось желание рисовать, я все стены в школе разрисовала — сначала картинками на детскую тематику, потом создала на других стенах композицию из государственной символики и панно, которое символизирует время обучения ребенка в школе с надписью «Твоя школа неповторимая, как и ты». Кстати, у меня в классе 150 вазонов цветов. Нет ни одного растения, которое бы повторялось. Дети в классе, как «в джунглях». Они не спешат после уроков домой, остаются пообщаться друг с другом, сделать какое-то доброе дело. Ученики моего предыдущего класса в прошлом году пригласили к себе в школу всех своих бабушек, независимо от того, где те сейчас живут. Потом оказалось, что некоторые родственники только во второй раз в своей жизни встретились. Для меня важно, чтобы мои дети научились жить среди людей, чтобы были чуткими друг к другу. Люблю возить детей на экскурсии — и в Черкассы, и в Переяслав-Хмельницкий, и в Яготин в музей Екатерины Билокур, и в Чигирин. Во время этих экскурсий дети не только знакомятся с современной жизнью в Украине, ее историческим прошлым, но и открываются друг другу как люди, демонстрируя свои положительные и отрицательные черты характера, учатся поддерживать друг друга, между ними зарождается настоящая крепкая дружба. Когда-то после длительной болезни я вернулась в школу и дети после уроков решили сделать мне концерт — выступали целых два часа. Сегодня над воспитанием высоких моральных качеств приходится много работать, потому что дети почти во всем ищут экономическую выгоду. Можно услышать даже в духе кота Матроскина: зачем держать в доме кота или собаку, ведь от них нет никакой пользы; лучше иметь корову. Сегодня детям свойственны более прагматичные взгляды на жизнь. Сейчас наблюдаю, что некоторые дети, даже совсем маленькие, стараются дружить с тем, у кого есть что-то вкусненькое, какие-то интересные игрушки; с теми, от кого есть какая-то практическая польза. Я двадцать пять лет работаю в школе, раньше такого не было. Тяжело на это влиять.
— А для вас что в профессии является наиболее принципиальным?
— Вообще, мне не жаль денег, не жаль здоровья — мне больше всего жаль времени, которого всегда не хватает. Я веду Школу передового опыта для молодых учителей, по субботам читаю лекции в Черкасском институте последипломного образования педагогических работников (я — доцент этого института), также работаю в редколлегии методического журнала «Начальная школа», готовлю к защите диссертацию по новейшей методике обучения. В своей школе я создала научно-творческую лабораторию «Поиск». В прошлом году она получила статус областной, а сейчас решается вопрос о присвоении ей статуса экспериментальной площадки научно-исследовательского института педагогики Академии наук Украины. Началось все с того, что наше школьное методическое объединение учителей начальных классов стало осваивать проблему интегрированного обучения. Это новейшая технология, по которой на одном уроке органически объединяются знания по различным предметам, и это дает возможность освобождать ученикам время для того, чтобы овладеть дополнительными знаниями. Я считаю, что именно интеграция станет ведущей тенденцией в педагогике. Цель же интеграции заключается в том, чтобы ребенок мог переносить знания из одной жизненной ситуации в другую, чтобы у него формировалось целостное восприятие мира. Я лично считаю, что любые знания должны подаваться в комплексе, а дифференциация должна быть позже — с класса девятого-десятого. В 1996 году я получила второй грант на международном конкурсе за свое интегрированное пособие «Стежинка», рассчитанное на учеников 2-го класса, сейчас работаю над «Стежинкой» для третьеклассников.
— Второй грант за пособие — это не единственная ваша награда. Вы стали первой и пока что единственной из учителей, которой присвоено самое почетное звание в нашем государстве — звание Героя Украины. Как это восприняли коллеги?
— Конечно, талантливых учителей много, и то, что мне присвоили такое звание, — это оценка не только моих личных трудовых заслуг, но и всего учительства Украины. Возможно, это и авансовая награда, но я не считаю, что по отношению к учителю она случайная. Я не имею в виду себя. А коллеги?.. Возможно, мы не умеем делить радость... Это свойственно не только взрослым, но и детям. Когда у одной девочки умерла бабушка, дети очень ей сочувствовали, а когда эта же Иринка заняла второе место на Международном конкурсе знатоков украинского языка, некоторые дети даже не захотели посмотреть на подарки, которые она привезла. Не хочется думать, что у нас такой менталитет. Знаете, когда разные люди смотрят в лужу после дождя, то одни видят только воду, другие — грязь, а кто-то видит звезды, которые там отражаются.
— Почему вы, человек, который успешно реализует себя в профессиональной деятельности, решили пойти в политику?
— Я пошла в политику, чтобы поддерживать интересы образования, учителя, ребенка; для того, чтобы что-то изменить к лучшему в нашей жизни. Я иду в составе сильной команды и надеюсь, что к моему голосу, как педагога, прислушаются и Виктор Медведчук, и министр Василий Кремень. Меня привлекают яркие личности, как Леонид Кравчук, Александр Зинченко. И хотя я сейчас совсем юная как политик, но зрелый человек и имею определенный жизненный опыт. Я никогда не была ни в какой политической партии, но мое вступление в СДПУ(о) — это сознательный выбор. Я хочу, чтобы в нашем государстве приоритетное значение предоставлялось именно образованию. Я считаю, что ребенок сельской школы должен получать образование такого качества, чтобы он мог конкурировать с выпускниками городских, столичных школ.
Я всегда имею свою точку зрения на то, что происходит вокруг. Например, выступала в защиту Президента во время «кассетного скандала», и это была моя личная гражданская позиция. Считаю, что всем партиям следует консолидировать свои усилия и создать парламент, который мог бы создавать новые законы, новые стратегии, которые бы соответствовали запросам граждан Украины.
— В большинстве украинских семей родители всегда стремились дать своим детям хорошее образование. Как вы считаете, эта традиция продолжается сейчас? И вообще, как вы можете оценить современное состояние образования в нашем государстве?
— В последние годы произошли существенные позитивные изменения в образовании, и грех их не замечать. С введением 12-балльной системы было упразднено негативное оценивание знаний, оценка перестала выполнять карательную функцию, а также учитель получил возможность выбора альтернативных программ и учебников, что помогает соответствовать учебным возможностям учеников и личным симпатиям учителя. Но не каждый учитель научился пользоваться возможностью предоставленного выбора. Еще семь лет назад найти какую- то методическую разработку было проблемой для учителя, а сегодня так много интересной педагогической прессы. Но ведь учитель сельской школы, к большому сожалению, не имеет возможности почитать эти книжки и журналы, потому что он вынужден работать на огороде, разводить коров, свиней и ездить их продавать, чтобы выжить. Ему даже некогда телевизор посмотреть. И, возможно, как следствие — авторитет учителя в селе уже не тот, который был раньше. Правда, у людей старшего возраста уважение к учителю еще, так сказать, в крови осталось, они снимают шляпы, здороваясь при встрече, полностью доверяют учителю. К сожалению, этого не скажешь о молодежи, ибо она часто намного больше проинформирована, чем сельские педагоги.
В нашем небольшом районном центре 6 лет назад родилось 113 малышей. В прошлом году — только 26. Наш врач родильного дома говорит, что рождение второго ребенка в семье — это редкость, а рождение третьего стало вообще уникальным явлением. Просто демографическая катастрофа. Это чрезвычайно больной вопрос. Сегодня в селе рождение ребенка — событие. Это ужасно.
Часть родителей понимает необходимость качественного образования своих детей, чтобы те впоследствии стали хорошими, конкурентоспособными специалистами. Но есть и такие родители — к сожалению, в селе их большинство, — которые считают, что сегодня нет смысла получать знания. Потому что если даже учительницей станешь, то будешь получать 150 гривен, тогда лучше держи 5—6 коров — так хоть будешь жить. А чтобы разводить коров и поросят, очень больших знаний не требуется. Часто можно наблюдать такое явление. Рядом живут две семьи с приблизительно одинаковыми доходами. Одному ребенку говорят, чтобы не книжку читал, а шел косить, кормить корову и другое. А в другой — создают условия для обучения, беспокоятся о том, чтобы все уроки были выучены, чтобы ребенок имел необходимые для него книги.
Сегодня нам необходимо воспитывать человека незакомплексованного, который мог бы разобраться в любой жизненной ситуации, реализовать свой потенциал и свои творческие способности.
МНЕНИЕ КОЛЛЕГ
Алла ЛУКЬЯНЕЦ , главный редактор журнала «Початкова школа»:
— Я познакомилась с Тамарой Прошкуратовой в начале 90-х годов в Министерстве просвещения во время проведения рецензирования учебников. Выступающих было много, но мое внимание привлекло именно выступление молодой женщины, которая очень логично высказывала свои мысли, которые шли от всей души. Кстати, на съезде педагогов она также осталась верной себе — пошла на трибуну со своими заметками, набросанными от руки, а напечатанное заготовленное выступление оставила на столе. Она давала мне сравнить оба текста — заготовка, которой она не воспользовалась, была просто мертвым словом. Когда я впервые услышала ее в Министерстве просвещения, то подумала, что она — преподаватель вуза. Каким же было мое удивление, когда Тамара Сергеевна сказала, что она — учитель начальных классов небольшого районного центра. Она уже в то время выступала на семинарах в Черкасском областном институте. Методисты этого института заметили ее, и на базе ее класса в Драбове проводились районные и областные семинары для учителей начальных классов. Потом она начала писать в наш журнал, и я ей посоветовала начать работу над диссертацией. Поработать в этом направлении ей показалось интересным, и я познакомила ее с доктором педагогических наук Александрой Савченко, которая и стала ее научным руководителем. Александра Яковлевна назвала Тамару Прошкуратову «драбовским самородком», отмечая ее огромный внутренний потенциал. Тамара Сергеевна рецензирует материалы, которые поступают в наш журнал, ей приходится общаться с различными авторами. Она умеет разговаривать с людьми, никогда не спешит делать выводы, всегда все взвешивает, обдумывает, потому что очень ответственно относится к своим словам.
Александра САВЧЕНКО , вице-президент Академии педагогических наук Украины:
— Я знаю Тамару Прошкуратову, по-видимому, уже лет десять, с того самого времени, когда она подала на конкурс фонда «Відродження» свое пособие «Стежинка». На то время это была первая ласточка среди работ такого плана, в которой реально была представлена идея интеграции для начальной школы. Я заприметила ее еще тогда, когда она начала печатать в журнале «Початкова школа» статьи из опыта своей работы. Наша лаборатория из академии выезжала к ней в школу, изучала ее опыт. Мне импонирует то, что Тамара Сергеевна очень работящий и самокритичный человек, всегда стремится совершенствовать то, что уже сделала. В своем классе она создала такую развивающую и воспитательную среду, в которой дети все время могут быть настоящими исследователями. Не зря ее книжка называется «Стежинка», потому что она каждому ребенку дарит его личную тропинку в жизни, раскрывая и развивая способности маленького человека. Как творческий учитель, она всегда стремится осмыслить свою работу и поделиться этим с коллегами. Она умеет преодолевать различные жизненные препятствия, она настоящий лидер по своей натуре, а ее жизнь преисполнена героизмом ежедневного самоотверженного труда.
Ольга КРАВЧЕНКО , директор Драбовской школы:
— Тамара Сергеевна творчески выросла прямо на наших глазах. То она сделала тридцать самодельных разбирающихся буквариков, потом создавала свою «Стежинку», куда включила и рассказы нашего края. В коллективе ее воспринимают как животворный источник инициативы и работоспособности. Несмотря на то, что она учитель начальных классов, она мобилизовала во время практики старшеклассников и с ними очень мило, не вкладывая больших средств, оформила в нашей школе актовый зал. Она прослеживает судьбы своих учеников. У нас существует традиция — на выпускном вечере мамы дарят своим детям на счастливую дорогу в жизни рушники. Тамара Сергеевна вышла дарить рушник своему бывшему ученику, потому что не забыла про его горе — о том, что мать у парня умерла, а бабушка не в состоянии была выйти из дому. Коллеги всегда обращаются к ней за советом по различным жизненным вопросам, и, вообще, мы ее все очень любим.
Выпуск газеты №:
№28, (2002)Section
Общество