«У нас свое оружие»
За три месяца волонтеры батальона «Сетка» сделали около 150 маскировочных сетей, сотни балаклав и шапок, десятки жилетов, а с недавних пор освоили пошив маскировочных халатов. «День» посетил мастерскую активистовВолонтеры базируются в одном из торговых центров Киева возле станции метро «Шулявская». Компактная комната напоминает муравейник: никто не сидит без дела. На полу — куча мешков: белых, черных, прозрачных. В одних — ветошь, которую нарезают на ленты для сетей, в других — готовые сетки, в третьих — одежда и подарки для солдат.
Главные работы разворачиваются вокруг двух деревянных конструкций — каждая состоит из трех рам, на них натянуты сетки, которые плетут. Одна сетка грязно-зеленого цвета, другие — белые. «Делаем цветов «грязная осень» и просто «грязь». Сейчас, в основном, просят белые. В любом случае, их всегда можно испачкать», — рассказывает волонтер Оксана Стрижевская. Оксана — «технический директор» батальона.
ОТ ШАПОК ДО БЕЛЬЯ
За небольшим столиком Марианна Перепелицина расчерчивает выкройку для маскировочного халата. К ней подходят другие волонтеры, чтобы обсудить модель тактической рукавицы — только что сшили пробный экземпляр. Испытывает перчатку фотограф «Дня» — ему неудобно между пальцами и не хватает резинки на запястье. «Превращаемся в маленькую фабрику по выпуску всего необходимого — от шапок до трусов. Пытаемся запустить в пошив перчатки и маскировочные халаты. Наконец нашли удачную выкройку для халатов — прислали из Львова», — радуется Марианна, координатор батальона «Сетка».
Обсуждение рукавиц прерывает Наталья — она принесла жилет, который за два дня связала на машинке. Жилет шерстяной, болотного цвета. Это — десятая безрукавка, которую сделала Наталья. Волонтер, архитектор по профессии, научилась вязать два месяца назад. Машинку дала знакомая, нити приносят простые люди. Иногда Наталья вывязывают на жилетах сине-желтую ленту, но десятая, «юбилейная», безрукавка — однотонная. «Украинская символика может стать опасной приметой», — объяснила активистка.
ВОЛОНТЕРЫ ПРОТИВ БРАКОНЬЕРОВ
Волонтеры вплетают в рыболовные сети ленты из ткани. Образуется узор «пьяный червь» — своеобразный путаный зигзаг. Сетки — единственное, что волонтеры приобретают сами. Покупают оптом — получается меньше ста гривен за штуку и польза для природы. В Украине сетки — орудие браконьеров, они не продаются в специализированных магазинах, только на рынках. Поэтому чем больше сетей закупят волонтеры, тем меньше достанется нечестным рыболовам.
К женскому коллективу присоединяется Валерий Цибизов. Валерий Васильевич «на сетках» во второй раз. Попал в батальон благодаря внучке — она тоже здесь работала. «Пока прихожу раз в неделю, но хочу чаще, — признается Валерий Цибизов. — Сейчас на пенсии, по профессии — радиоинженер. За день научился плести сетки, ничего сложного в этом нет». Во время работы Валерию Васильевичу нравится слушать разговоры женщин, также он агитирует работать под аудиокниги.
«КИКИМОРА» ДЛЯ СНАЙПЕРОВ
Биохимик Анна Квитницкая «расщепляет» коричневый мешок из-под картофеля — пригодится для маскировочного халата, он же — «кикимора». Анна разрезает мешок на квадраты 50 на 50 сантиметров и разбирает его по нитям. Затем эти нити свернут вдвое и выложат каким-то невероятным способом, пристрочат к основанию, и получится кусок мохнатой обшивки для «кикиморы». Основу для маскировочных халатов шьют из старых гардин. Готовые накидки будут носить снайперы и разведчики. Военные консультировали волонтеров, как делать маскировочные халаты.
МАРИАННА ПЕРЕПЕЛИЦИНА РАСЧЕРЧИВАЕТ ВЫКРОЙКУ ДЛЯ МАСКИРОВОЧНОГО ХАЛАТА. В МИРНОЙ ЖИЗНИ ОНА СОЗДАЕТ КУКОЛ, А НЫНЕ ПЛЕТЕТ СЕТИ, ВЫКРАИВАЕТ МАСКХАЛАТЫ, ФЛИСОВЫЕ ШАПКИ И НОСКИ
Из обрезков тюля шьют мешочки, в которые складывают конфеты, письма и сувениры для бойцов — те радуются им не меньше, чем сеткам. Отдельно готовят пакеты с едой, одеждой и одеялами. Все эти богатства показывает Елена Дынник. Она семь лет работала в ГАИ, потом ее сократили. «В этом году мои жизненные ценности сильно изменились. Сейчас хочу только помогать нашим ребятам, — уверяет Елена. — Как-то ввела в Интернете слово «сетка», открыла, увидела фото и расплакалась. Поехала на базу батальона — едва нашла. За 40 минут научилась плести сетки. Делаю это до сих пор, также приношу детские письма — помогаю, чем мо гу».
ВСЕ БУДЕТ ФЛИС!
Перед Марианной возвышается куча обрезков черного флиса — волонтер кроит носки. Затем эти выкройки сошьют на оверлоке. «Флисовые носки эластичные и теплые. Они, как колготки, без пяток и швами наружу, чтобы не натирали», — рекламирует Марианна. Носки хорошо тянутся: стандартная модель подойдет для ног хоть 35, хоть 42 размера. Марианна и сама в флисовых носках — этот хенд-мейд спасает ее от холода.
Вообще, флис — универсальный материал, волонтеры шьют из него шапки и балаклавы. Крошечные обрезки идут на набивку подушек — некоторые бойцы кладут их под голову, кто-то сидит на них в танке. Волонтеры договариваются с фабриками, чтобы те отдавали обрезки тканей.
ОБМАН ЗРЕНИЯ
«Сетка» поставляет вещи всем, кто просит, — и армии, и добровольцам. «Видите сетки? Так вот, вы их не видите! Все это заказано», — улыбается Марианна. Сплетенное, сшитое, собранное доставляют на передовую через волонтеров или военных. Размер готовой сетки обычно 3 на 6 метров, вес — около шести килограммов. Маскировочными сетками накрывают технику, машины «скорой помощи» и блиндажи, разведчики режут их на индивидуальные накидки.
Батальон маркирует собственные изделия фирменной биркой — здесь гордятся своей работой. Хотя «первый блин» у волонтеров вышел комом. «Первую сетку сделали слишком густой, она получилась тяжелой, и сквозь нее ничего не было видно. Ребята сказали, что это — хорошая вещь, только это не сетка, а ковер, на ней спать можно. Все равно забрали — положили в блиндаже на пол», — вспоминает Марианна.
ВСЕ РАБОТАЮТ НА ПОБЕДУ УКРАИНЫ
Волонтеры шутят, что после войны они переформатируют свою артель и будут плести декоративные сетки ярких цветов. Сегодня маскировочные сетки делают по всей Украине: в Виннице, Днепропетровске, Львове, Чернигове, Херсоне и других городах и городках. В некоторых, в частности, в Киеве, есть несколько точек, где волонтеры работают для армии.
Действительно интересно, как тысячи женщин используют новые умения в мирной жизни. Пока же все работают на победу Украины. Марианна оглядывается по сторонам — нужно, чтобы кто-то быстро распустил мешки. Мастер замечает: «Кто-то плетет, кто-то строчит, почти как пулеметчик, — у нас свое оружие».
Выпуск газеты №:
№239, (2014)Section
Общество