Перейти к основному содержанию

У нашей столицы — необыкновенные легкие

В Ботаническом саду им. Гришко можно побывать сразу в нескольких временах года, затеряться во времени или же насчитать сто оттенков зеленого цвета
07 августа, 12:13
КОЛЛЕКЦИЯ ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТОВ — УКРАШЕНИЕ САДА. НО МАЛО КТО С ПОСЕТИТЕЛЕЙ ДОГАДЫВАЕТСЯ, СКОЛЬКО УСИЛИЙ КОЛЛЕКТИВА ЗА ЭТИМ КРАСОЧНЫМ ЧУДОМ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Наслаждение тишиной в современном мире — явление гурманское: встретишь его нечасто, да и ценят ее не все. Ведь тишина провоцирует вопросы и заставляет оставаться наедине с самим собой. В Киеве — городе возможностей и невероятной энергии молодых умов очная ставка с собственным «я» практически невозможна, ведь постоянное движение не приветствует затворников. Как и любая столица, город вынужден подчиняться времени: стеклянные небоскребы, автомобильные заторы и привычка плыть по течению. Но достаточно прочитать между строк, чтобы понять, что неформальный Киев прячется в застывших во времени двориках между домами, в щелях между мостовой после дождя или на выцветших крышах Андреевского спуска.

У нашей столицы необыкновенные легкие, ведь имеем два ботанических сада. Именно в Национальном ботаническом саду им. Николая Гришко недавно «бродили» участники Летней школы журналистики «Дня». Интеллектуальная прогулка с экскурсоводом Анной ВЕРГУН стала для будущих журналистов оазисом желанной тишины и напомнила, что понимание всех процессов происходит от осознания своего родства с природой.

Во времена, когда мы едва доставали до магазинного прилавка, высокие деревья казались нам великанами, оберегавшими наш покой. В ботаническом саду они до сих пор не утратили этого статуса: нужно поднять голову вверх, чтобы поздороваться с их верхушкой. Эти деревья видели, как сменилось три поколения людей, возраст некоторых из них — 65, а то и 75 лет. Первым, кто узнает о ежедневном восходе солнца, является дерево дугласия, найденное двумя учеными Дэвидом Дагласом и Арчебальтом Мендесом. Это третий по высоте рекордсмен в мире среди деревьев.

В детстве мы часто мечтали о том, чтобы найти землю, затерянную во времени и пространстве. В этом ботаническом саду и в самом деле можно попасть в такие «часовые дыры», выйдя из которых, не будешь знать, где ты. Тогда нужно слушать лишь голос леса, который говорит безудержно. Можжевельник просит вдохнуть его аромат, чтобы облегчить дыхание, а если повезет, то расскажет, как из его шишек-ягодок сделать вкусные пряности. В Америке можжевельник называют «карандашным деревом». В этой стране из него делают карандаши, которые при затачивании выделяют приятный аромат. Дерево эвкомия отчаянно будет просить снова обратить на него внимание, ведь во времена СССР научные работники надеялись, что из вещества, содержащего листки этого дерева, можно получить резину. Однако производство было чрезвычайно затратным, поэтому изобретатели вынуждены были отказаться от подобной затеи. Неподалеку от остальных стоит «черное дерево» — любимец Екатерины Медичи — знаменитой «королевы ядов». Своим врагам она подавала вино в кубках, сделанных из этого дерева, имеющего название тис. Человек, выпивший вино из такого «бокала», умирал в тяжелых муках, а все благодаря веществу, которое блокировало работу сердечной мышцы. Очевидно, потому тис принято считать символом траура. Но украинцы нашли ему свое использование: специально вымоченная древесина использовалась на Закарпатье при лечении от туберкулеза и холеры.

Нам, современным глобалистам, привыкшим чаще ездить на эскалаторах, чем ходить по лестнице, бывает трудно осознавать, что дома когда-то всплошную строили из дерева. Популярной в свое время была древесина лиственницы. В свое резюме она может записать, например, плавание по морю в составе российского флота царя Петра І, который строил из лиственницы свои корабли. Это дерево видело много любви, ведь вся Венеция стоит на дамбах, которые могут не прогнить в воде, — представьте себе — полтысячелетия. В Польше большинство старых домов до сих пор сохранились благодаря каркасам из лиственницы.

 

Ботанический сад — место, где спряталась сказка. Кажется, что по лианам еще вчера карабкался в края великанов Джек из английской сказки «Джек и бобовое дерево», а неподалеку в розарии андерсеновская Герда плакала за Каем, упиваясь заколдованными розами. Немного ближе к главному входу протянулись очень высокие кусты — такие, как были у Джоан Роулинг, того и гляди в глубине этих зеленых стен встретишь Гарри Поттера, а, может быть, попадется заветный Кубок огня. Мимоходом может показаться, что где-то рядом будет пробегать Алиса Льюиса Керрола, поэтому даже не заметишь, как в следующую минуту можешь заблудиться в лабиринтах из растений и непроходимых зарослей. А на участке «зеленый кабинет» прячется от мира своих посетителей граб обыкновенный. «Даже зимой его покрученные веточки создают впечатление таинственности, ведь этот ботанический сад был создан таким образом, чтобы волновать собственных гостей целый год» — заверяет экскурсовод пани Анна. Рядом простираются древесные лианы из участка «вьющихся растений». Очень плотно посаженные, они обвивают стены и создают непроходимую преграду, не занимая при этом много места. Многие ландшафтники облюбовали это растение еще в Средневековье, к примеру, во Львове, где много узких улочек, «зеленые архитекторы» создавали целые каскады из этих вьющихся растений.

Ботанический сад — место встречи материков. Здесь рядом на разных тематических участках растет флора с Дальнего Востока, Средней Азии, Америки, Алтая, степной зоны Украины, Карпат и др. Такие, казалось бы, привычные и традиционные для нашей страны цветы в действительности могли пожаловать к нам из других стран. К примеру, всем известные украинские бархатцы на самом деле происходят из знойной Мексики, там растет до 50 видов этого цветка. Украинские мальвы, как ни досадно, напоминают внешне сорняк, а все же красивые — пожаловали к нам из Азии. Ива — это тоже частично привезенное дерево. А вот полюбившаяся россиянам береза на самом деле является нашей, в Украине растет целых девять видов этого дерева. Интересно, что все растения в ботаническом саду, подобно истинным гражданам Украины, также имеют свои паспорта. Перед тем как ввезти что-то в страну или посадить в землю, научные работники проверяют и исследуют новые образцы. В Европе практика такого детального «медосмотра» растений приобретает все большую популярность. Правило о том, что количество не всегда означает качество, является постоянным показателем, который учитывают работники сада.

Украшением и наслаждением для человеческого глаза будет всегда оставаться коллекция цветов-однолетников. В саду им. Н. Гришко она растет на участке «времена года». Однако немногие из гостей знают, что за каждый цветок нужно благодарить отдельно. Ведь такая цветная и благоухающая красота на самом деле требует не только сознательных жертв, но и немало времени. За «такими растениями трудно ухаживать, ведь нужно сначала собрать семена, обработать, просеять его весной, прорастить рассаду, поливать растение, потом высадить в открытый грунт — и все это ради одного цветения, но невероятно красивого и красочного», — объясняет пани Анна.

Невзирая на цветочную симфонию, непрерывно звучащую в саду, его работники должны противостоять многим вызовам, которые бросает им современный бюрократический мир. Хоть со дня открытия ботанический сад им. Н. Гришко не уменьшился в своих размерах, и сегодня его территория охватывает более ста гектаров земли, но демографическая гибкость Киева таки имеет пределы, и находятся люди, которые зарятся на главного озеленителя столицы. Пани Анне, работающей в ботаническом саду уже шестой год, хорошо известно о подобных неурядицах. Вот как она рассказывает об этом:

«Земля в соседнем районе, который все чаще выбирают для своих загородных домиков зажиточные люди, очень дорогая. А если принимать во внимание тот факт, что средств, выделяемых НАН Украины на содержание сада очень мало, то такие поступления оказались бы очень уместными. Однако надеюсь, что мы сможем противостоять таким акциям, ведь если начнет кто-то один, процесс уже нельзя будет остановить». Чтобы все-таки развивать свое детище, все 350 работников сада работают не покладая рук. Приходится привлекать и спонсоров, а в последние годы на территории главного творения Николая Гришко еще и начали проводить разные творческие мероприятия, например, недавний Первый международный фестиваль современной скульптуры. Подобные акции свидетельствуют о том, что сегодня принципы универсализма проникают во все сферы человеческой деятельности. Сами же работники сада радуются такой инициативе, ведь свое место работы они считают не просто научным участком, но и полем для творческих поисков. В парке в свое время создавали мировые шедевры Владимир Сосюра, Максим Рыльский, пел песни вдохновленный зеленой красотой Иван Козловский... Но, по-видимому, самыми преданными «жителями» сада являются целые созвездия молодых художников, на полотнах которых застывает цветочная душа. Один из таких посетителей во время весеннего цветения сирени насчитал целых сто оттенков зеленого цвета в этой цветочной мини-вселенной. Разве это не прекрасно?

Невзирая на то, что мир сегодня движется безумными темпами, все-таки у людей остаются определенные сакральные институты. Одной из таких вечных сокровищниц человеческой воли будет всегда оставаться природа и Национальный ботанический сад имени Николая Гришко, в частности. Поэтому будем надеяться, что ни одной из современных реалий не удастся разрушить пороги этого поистине удивительного дома человеческого сознания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать