Учителя – важны
И могут творить положительные изменения в образовании. При каких условиях – узнавал «День»Наше издание всегда открыто для общения с неформатными педагогами, которые хотят и могут учить детей не по шаблонам, а так, как им советует опыт. Поэтому не упустили возможности пообщаться именно с такими во время церемонии награждения лучшего учителя Украины – Global Teacher Prize Ukraine. Уже в пятый раз накануне Дня работников образования (отмечается в первое воскресенье октября) общественный союз «Освіторія» вместе с партнерами награждает лучших педагогов страны. В этом году топ-десятку лучших учителей выбирали из более чем трех тысяч участников, подавших заявки на премирование.
Итак, приз на сумму 300 тыс. гривен с шансом воплотить свои образовательные проекты и посетить самое крупное образовательное событие Global Education and Skills Forum получил учитель украинского языка и литературы из Киева Артур Пройдаков. Когда победителя попросили прокомментировать, в чем его суперсила как педагога, Артур Пройдаков отметил: «Я ищу вместе с учениками творческий конструктивный диалог. На уроках украинского языка и литературы мы стремимся проводить взаимосвязи с современной актуальной украинской культурой – музыкой, телевидением, сериалами, фильмами. И мне очень хочется, чтобы на выходе из школы ученики знали не только теоретические материалы или параграфы учебника и основные произведения по украинской литературе, но и имели какую-то картинку, что сейчас есть в современном украинском искусстве. Вместе с тик-током и ютубом мы используем подкаст-платформы, чтобы максимально приобщать детей к разным вариантам обучения за пределами классной среды ».
СООБЩЕСТВО ИЗ 10 ТЫСЯЧ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
У таких учителей хотелось бы поучиться и самому, потому что умеют слышать современных детей и предлагают им такой формат обучения, который ученики подхватят на ура. Недаром же премию Global Teacher Prize Ukraine называют учительской «Нобелевкой» (наша премия – это аналог международной Global Teacher Prize, которую основал фонд Varkey GEMS Foundation, чтобы подчеркнуть важность педагогов).
В этом году девиз премии – «Учителя важны и возможны», который, собственно, и подчеркивает важность награды. Зоя Литвин, основательница премии, председатель общественного союза «Освіторія», отметила, что важнейшее достижение за эти годы – это сплоченное сообщество учителей, которые вдохновляют и поддерживают друг друга. «В этом году это уже 10 тыс. учителей. Если следить за судьбой наших финалистов, то они возглавляют школы, продолжают преподавать и обучать коллег, основывают общественные союзы и вместе с коллегами развивают образовательную сферу на уровне системы, – добавила Зоя. – Наши победители были спикерами в Верховной Раде, в их честь называют небесные тела. В этом году топ-десятка тоже уникальна, здесь есть именитые учителя с историей, и молодые учителя, которые не так давно начали педагогический путь, но считают это призванием. Все больше появляется молодых учителей, и ежегодно подаются участники сильнее и сильнее. Чуть больше становится учителей из частных заведений. С одной стороны, это представляет нашу действительность, а с другой – это важный звонок для государства, что на его уровне неконкурентные условия, не такие достойные учителей, они идут в частный сектор».
Кстати, в нынешней топ-десятке было несколько учителей, которые работают в частных школах, а, например, Лидия Насонова, учительница зарубежной литературы, украинской литературы и языка из Харькова, пришла в образование из сферы маркетинга. Теперь учит детей, совмещая свой опыт с предыдущей работы. Так, дети слушают на ее уроках речи Стива Джобса, но его тема – не создание компании «Apple», а отдельные члены предложения.
«Современная система образования очень ориентирована на результат. Мы смотрим на то, что должно быть в конце, а не на то, как построен процесс. Если посмотрим, как проводятся занятия за рубежом, то там в основном ориентация на процесс. Дети должны понимать, что с первого раза не все получается, что не с первого раза произведение напишется идеально. Поэтому отношение к ошибкам и процессу должно быть другим, – так видит изменения в образовании Лидия Насонова. И добавляет, что школы еще не умеют создавать хорошую атмосферу не только для детей, но и для учителей. – Действительно, зарплата – это проблема, но атмосфера .... Я пришла в школу из бизнеса, где много внимания уделяется мягким навыкам. Любая компания, которая хочет развиваться и создавать классный продукт, очень сильно вкладывается в своих людей. Это тренинги по коммуникации, умение работать в команде и атмосфера внутри коллектива. Украинские школы тоже на этом пути, но он очень медленный».
СОВЕТЫ ОТ ФИНАЛИСТОВ
У каждого из топ-десятки нынешних финалистов свой подход к школе, обучению и воспитанию детей. Так, Юлия Должанская, учитель украинской литературы и языка из Харькова, использует на уроках игры, вечеринки с существительными, записывает короткие видеоролики, по которым можно готовиться к ВНО, а недавно начала еще и работать с детьми с особыми потребностями.
Глеб Репич, учитель химии из Киева, считает, что никакого секрета нет, если преподаватель искренне интересуется своим предметом. «Если я делаю разные химические эксперименты с вещами, которые встречают в быту, то детям понятно, зачем изучать химию, – говорит он. – Сейчас у нас система образования, доставшаяся из советского союза, напоминает фабрику клонов, потому что мы каждого ребенка обучаем по одной и той же программе, все предметы под одну линейку вбиваем им в голову, несмотря на особенности ребенка. Поэтому именно персонализированная образования, чтобы дети смогли сосредоточиться на тех предметах, которые им интересны, и помогут стать успешными в жизни, вот это и есть ключ к успешному обучению».
Валентина Гатальская, учительница английского языка из Киева, еще в 1995 году создала собственную мультимедийную программу для обучения, потребность в которой назрела только сейчас, во времена пандемии и дистанционного обучения. Поэтому сейчас она советует коллегам не бояться экспериментировать и вырабатывать собственную методику обучения, пользуясь правом учителя на собственный выбор.
Елена Хомич, учительница начальных классов из Киева, учит не только своих учеников, но и детей на трех континентах (Северная Америка, Европа и Австралия), проводит тренинги в самых отдаленных селах страны, по ее методикам работают многие образовательные учреждения. Ее совет – хотя бы час в день уделять саморазвитию, а в детях видеть источник креатива.
Наслушавшись советов действительно невероятных учителей, хотелось бы клонировать их хотя бы по одному в каждую школу страны, чтобы стали агентами образовательных перемен на местах. А напоследок расспросили у нескольких номинантов премии Global Teacher Prize Ukraine, какие, по их мнению, сейчас есть достижения и вызовы за 30 лет независимости страны.
«НЕ БЫВАЕТ НЕТАЛАНТЛИВЫХ детей, БЫВАЮТ ЛЕНИВЫЕ РОДИТЕЛИ ...»
Анна БУТ, учитель биологии, гражданского образования, немецкого языка, художественной культуры из Мелитополя:
- Очень много есть изменений, и они связаны не только с образованием, но и с изменениями в детях. Потому что дети уже не те, что были 30 лет назад. Это независимые дети, умеющие и любящие выражать свое мнение. Мы делаем все для того, чтобы они не боялись это делать, чтобы чувствовали себя независимыми. Но то, что происходит, когда они покидают, например, стены аграрного лицея нашего учебного заведения, это реалии, с которыми сталкивается каждый из нас, когда покидает любое учебное заведение. То есть мы рисуем им картинку, что внешне все в порядке, а там совсем другая ситуация, мир не такой идеальный. Мы знаем, как сейчас работает экономика, что происходит с рабочими профессиями. Своим детям я пытаюсь донести, что лучшей страны, чем наша, нет, другого Киева нет, он один уникальный. И вообще все, что происходит здесь, происходит именно благодаря тому, что они здесь есть. К сожалению, случается такое, что в учреждения приходят с агитацией к обучению в Польше. И следует обратить внимание нашей стране, что материальный достаток все же играет огромную роль в жизни человека. Потому что если водитель или слесарь по ремонту колесных автотранспортных средств будет получать каких-то пять тысяч гривен зарплаты, то за что же жить. Тогда наши ученики выезжают за рубеж, и нам очень тяжело, педагогам.
Я присоединилась к премии, чтобы заявить, что за профтехобразованием наше будущее – за рабочими профессиями и за нашими умелыми учениками. У них действительно руки золотые. Я очень люблю своих учеников, свой коллектив и нашего директора, потому что это человек, который о независимости, об Украине и о свободе преподавателей. И именно благодаря тому, что у директора такая позиция, я могла бесконтрольно делать шаги вперед, и сейчас я в топ-десятке. Кстати, второй раз, в прошлом году и в этом году я попала в топ-тройку лучших учителей гражданского образования. Потому что мне хочется заботиться о детях. Не бывает неталантливых детей, бывают ленивые родители, а потом уже мы, учителя.
По моему мнению, сейчас не хватает правдивости в образовании, нужно избавиться от двойных стандартов, не нужно быть оторванными от реалий, необходимо понимать, что многие образовательные учреждения очень далеки от уровня обучения, которое предлагают частные школы. Мне тоже хочется, чтобы у моих учеников были такие же возможности.
«НУЖНО БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Богдан Завидовский, учитель биологии, природоведения, химии, «Я в мире» (начальная школа) из Днипра:
- Из хорошего сегодня - это Новая украинская школа. Я преподаю в начальных классах предмет «Я исследую мир» и вижу его преимущества. Это и то, каким образом нужно формировать проектную работу, как запланированные уроки по темам, как они интегрированы междисциплинарно – меня это очень увлекает. И этот контекст действительно современный и заинтересовывает детей. Потому что нужно делать поделки, сканировать QR-коды, смотреть обучающие видео на разные темы, поэтому я очень болею за НУШ, хочу, чтобы эта реформа распространилась в дальнейшем на среднее и старшее звено школы, надеюсь, что так и будет.
Мне кажется, что не хватает понимания государства. Говорят, что учителя на местах лучше понимают, что делать и как, но государство должно задавать какие-то тренды, должен формировать план и механизмы, которые учителя должны внедрять. На самом деле секреты вряд ли расскажу, но нужно быть примером для детей, действительно любить их, общаться с ними во внеурочное время, то есть искренне ими интересоваться, и тогда они заинтересуются нами и тем, что мы делаем.
«ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО ВОСПРИНИМАТЬ УЧИТЕЛЕЙ КАК ТВОРЦОВ ИЗМЕНЕНИЙ»
Оксана Ерохина, учитель английского языка из Херсона:
- У учителей появилось много возможностей для саморазвития, они могут выбирать тот стиль работы, который подходит и детям, и устраивает учителей. То есть педагог стал более независимым в выборе, как донести детям доброе и светлое и как их научить. У учителя появилось много возможностей общаться с единомышленниками по всему миру, посещать разные мероприятия, посвященные профессиональному развитию, и, следовательно, доносить до детей и коллег то, что получает там.
Чего мы достигли? Не будем о плохом, это, конечно, о деньгах, но это жизнь, потому что учитель – это обычный человек, который должен есть, пить, лечиться и иметь возможность для реабилитации после тяжелого учебного года. Было бы замечательно, если бы у учителя была возможность получать оплачиваемый академический отпуск, во время которой он мог бы и отдыхать, и путешествовать по миру, и приобретать новый опыт. И для детей было бы очень круто, если бы такие программы поддерживались финансово в Украине. Я знаю, что есть много программ, поддерживаемых США, мои дети участвуют в них. Хотелось бы, чтобы и мы поддерживали наших крутых детей.
Цель же этого конкурса – донести, что учителя возможны и важны одновременно, потому что, возможно, не имеют много возможностей для всего, а важны, потому что общество должно воспринимать их как реальных творцов изменений. А мы можем творить изменения в пользу общества.
«ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПРОГРАММЕ, ОН НАЙДЕТ ЕЕ САМ»
Павел ВИКТОР, учитель физики из Одессы:
- Мы постоянно на этапе изменений и за 30 лет мы наконец поняли, что наша школа требует существенной работы. То есть сейчас мы пока идем вниз. Я вижу это по тому, как не хватает учителей. Они идут из школы, выезжают за рубеж и работают там научными сотрудниками. Поскольку я физик, то знаю, что учителя физики работают программистами. То есть когда к учителю государство повернется лицом, дело начнет двигаться с места. А сейчас учителя-энтузиасты на своих уроках пытаются учить как можно лучше. Но, к сожалению, таких мало. В основном это учителя старшего возраста, а нам нужно привлекать молодежь. Есть такой закон сохранения энергии. Любая работа выполняется за счет энергии. Так вот, энергия эта содержится в деньгах. Когда учителя будут получать достойную зарплату, можно говорить о том, что наше образование пойдет вверх. Сейчас учителей просто нет. И здесь цепная реакция срабатывает: плохие ученики идут в педагогические вузы, получаются плохие учителя, в результате чего ученики становятся еще хуже. Когда мы дойдем до дна, поймем, что нужно в корне менять в системе образования, и это не только реформы. А работа с учителем должна быть, а не с программами. Хороший учитель не нуждается в программе, он найдет ее сам. Дайте учителю возможность нормально жить, и все будет хорошо.
Я окончил физический факультет Одесского государственного университета, работал 20 лет в университете, а затем пошел в школу. Мои родители – тоже учителя. И я очень люблю свою работу, несмотря на проблемы. Когда я работал в вузе, у меня было много свободного времени, сейчас его нет, но это часы, наполненные настоящим делом. С детьми нужно быть просто собой. Мне нравится физика, этого нельзя скрыть, дети это видят, доверяют мне, а я им.