Перейти к основному содержанию

Учиться так, как надо

Некоторые впечатления от эстонской системы высшего образования
19 мая, 11:05
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Эстония — это Тарту. Тарту — это Тартуский университет, а Тартуский университет — это Юрий Лотман: филология, семиотика, эталонный разбор «Евгения Онегина», любовное углубление в слово. По крайней мере, такое у меня и, думаю, у многих гуманитарно направленных людей было представление об этой маленькой (всего 1,312 млн населения, 45227 км2 территории) прибалтийской республике. А впрочем, побывав в Тарту и Таллинне в составе группы украинских журналистов специально для ознакомления с местной университетской жизнью, я убедился, что эстонское образование имеет немало других вершин.

Больше всего, в целом, поражает то, как эстонцы не только смогли сохранить высокий уровень образования в советское время, но и развить его в переходный период, приведя к наивысшим стандартам Евросоюза. Например, вышеупомянутый Тартуский университет, который и при СССР был едва ли не самым престижным во всей империи, на сегодня — единственный вуз в странах Балтии, который вошел в 2% лучших в мире, а 32 научных сотрудника Tartu Ulikool входят в 1% наиболее цитируемых исследователей.

А третий по величине университет страны — Таллиннский — основан лишь в 2005 году путем слияния абсолютно разнородных структур и учреждений — от основанной еще в ХVІ веке Академической библиотеки до нескольких советских и постсоветских институтов и лицеев, но сейчас это мощное образовательное учреждение, чьи дипломы признаются в ведущих западных странах.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО УНИВЕРСИТЕТОМ Г.ТАРТУ

ПРОЦЕССЫ

Три дня мы бегаем со встречи на встречу. В Эстонском университете природоведения нам читают увлекательную лекцию о производстве биотоплива. Оказывается, топливо можно получить из любой органики, и не только с помощью реактивов, а, например, применяя резкие перепады давления вроде тех, которые вызывают кессонную болезнь. А лучший потенциальный источник энергии в этом смысле — океанская микрофлора, которая в пробирке выглядит как обычная ряска, но способна производить нефть сама по себе и удваивает свою живую массу всего за сутки, а еще, оказывается, поставляет планете основную часть кислорода. В конце «химической» экскурсии нас угощают глотком оригинального напитка, сделанного из дистиллированного спирта, настоянного на коре дуба.

Дальше — целый гараж экспериментальных автомобилей. Нам показывают пневмомобили, которыми студенты особенно гордятся, так как собирают их собственноручно. Работают эти машинки исключительно на силе сжатого воздуха, который закачивается в специальные баллоны. Более того, здесь ежегодно устраивают настоящие международные пневмогонки, и наши новые друзья там все время берут призы. Предлагают нам проехаться. Кататься на пневмомобиле — это все равно, что ехать на велосипеде, настолько это тихо и весело одновременно. При этом понятно, что прямого практического приложения у этих конструкций нет, но это крайне полезная игра технологического ума, которую здесь поощряют.

В ІТ-центре Тартуского университета работают над интернетом вещей, конечная цель — научить все бытовые приборы обмениваться информацией между собой, чтобы холодильник заказывал продукты, которых недостает, вентилятор сам включался в жаркий день незадолго до вашего прихода, и всем домашним хозяйством можно было бы руководить с одного ноутбука. Еще здесь помогают в городском проекте «От хрущевки до смартовки» — переделывают ужасный советский «жилфонд» в современные высокотехнологические помещения.

В Инновационном центре Таллиннского технологического университета Mektory один студент устраивает нам целый рок-концерт, чтобы продемонстрировать программу, позволяющую прямо с мобильного телефона менять музыкальные режимы на электрогитаре и играть хоть металл, хоть блюз без лишних усилий. Другой талант написал программу, которая отслеживает, в каких дополнениях в компьютере ты работал, и высчитывает, насколько рационально ты используешь свое время перед монитором. Еще одна технобанда придумала электронное пособие для учителей — с просто-таки роскошным интерфейсом, который связывает на странице все необходимые факты и формулы по избранной теме, — все можно не просто найти за один «клик», но и посмотреть во взаимодействии.

В подвале университета оборудован небольшой дискоклуб с диджейскими битами из скрытых динамиков и со светомузыкой, однако это всего лишь демо-лаборатория, посвященная... вентиляции. Оказывается, учиться этому важному делу никто не хотел, и тогда здесь построили целый аттракцион с музыкой, зеркальным шаром под потолком, дымами, которые, эффектно вырываясь из замаскированных отверстий, не только создают соответствующую атмосферу, но и показывают, куда и как течет воздух, и даже модно одетой куклой-женщиной, которая сидит на стуле и рассказывает, как это круто — заниматься вентиляцией.

В целом, то, как оборудованы здешние лаборатории и учебные помещения, вызывает даже не зависть, а что-то вроде эстетического восторга, как от совершенного произведения искусства. Эстонские университеты — настоящий Эдем технологий, буйство изобретательности, громадный реактор, который с безумной интенсивностью продуцирует специалистов и проекты. Поэтому-то и неудивительно, что Эстония — одна из наиболее электронизированных стран мира. Компьютер здесь стал такой же основой экономики, как где-то нефть или финансы.

Хотя и о филологии не забывают. Бывший филологический факультет вырос в целый Институт философии и семиотики, который развивает, например, такие инновационные направления, как биосемиотика — наука, которая исследует знаковые системы, свойственные живым организмам, причем на всех уровнях — от генетических кодов до проблем существования языка и мышления у животных; сама концепция этого направления так же сформулирована в Тарту.

СТУДЕНТЫ

Стартап в Эстонии — не модное словцо, а обычная практика для любого смышленого студента. Почти каждый, помимо учебы, еще и разрабатывает какое-то специальное устройство или программу, или принимает участие в крупном групповом проекте. Через одного эта молодежь является соучредителями собственных компаний. «Взрослые» фирмы в свою очередь вкладываются в университетские события, спонсируют университеты и отдельные проекты, строят за свои средства аудитории и лаборатории, предоставляют оборудование, но в первую очередь инвестируют в студентов и воплощение их замыслов — назначают свои стипендии, выдают гранты. В сущности, после диплома конкретная компания уже имеет готового специалиста, которого забирает себе.

Студенты имеют на учебные планы большее влияние, чем преподаватели, и называют своих профессоров на «ты», за исключением выходцев из России и Украины: те, травмированные постсоветской иерархией, которая ставит знания на второе место после послушания, «выкают». Ректор Таллиннского университета не назначается правительством, а избирается прямым голосованием преподавателей и студентов. Общение с преподавателями происходит постоянно, вплоть до переписки поздно ночью, если есть срочная потребность. В конце семестра студенты также выставляют преподавателям оценки. А впрочем, граница между преподавателем и студентом даже еще более прозрачна, поскольку значительная часть старшекурсников сама преподает младшим коллегам.

Часть корпусов открыта круглосуточно, и находится немало людей, которые работают и учатся ночью; некоторые команды во время работы над сложными проектами даже живут там. На экзаменах можно пользоваться книгами и ноутбуками, так как назначение теста — не проверка того, насколько точно ты вызубрил программу, а чему ты на самом деле научился.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Студенты могут официально работать в свободное от учебы время без специального разрешения. Если студент занят реализацией стартапа, тогда работу над ним могут зачесть как отдельный полноценный курс, освободив таким образом автора от части учебной программы; презентация завершенного проекта будет зачтена как экзамен. Главный акцент — не просто научить изобретать, но и как дать изобретениям практическое приложение.

Эстония сознательно выбрала стратегию интернационализации и привлечения зарубежных студентов. Студентов из Украины здесь свыше 200, их число все время растет. И, как сказал нам один из них: «В Киеве меня учили делать вид, что я что-то делаю. Здесь действительно учат».

Остается только надеяться, что и мы когда-то дотянемся до подобного уровня.

В следующих номерах нашей газеты читайте интервью с ведущими научными сотрудниками Тартуского университета Михаилом ЛОТМАНОМ (сын) и Пеетером ТОРОПОМ.

СПРАВКА «Дня»

Думается, знания читателей о Тарте будет недостаточно полным, если не упомянуть и тот факт, что с 1030 года (время основания) до 1224-го этот город именовался Юрьев. И назван он был в честь основателя — Великого князя Киевского Ярослава Владимировича (Мудрого), христианское имя которого, как известно, было Георгий (Юрий). «Повесть временных лет» о походе великого князя (1030) повествует так: «В том же году пошел Ярослав на чудь, и победил, и поставил город Юрьев». Вот такими являются «украинские корни» этого удивительного эстонского города.
 

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать