Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

УКР АИНСКАЯ СИБИРЬ

22 февраля, 00:00
В Ханты-Мансийском и Ямало- Ненецком автономных округах побывала группа наших артистов. Их сопровождал корреспондент «Дня»

На прошлой неделе состоялся официальный визит Президента Леонида Кучмы в Западную Сибирь. Этот выбор Президента мотивирован сразу несколькими факторами. Ведь Тюменская область для Украины на сегодня является, наверное, не менее «родной», чем для России. Страна «греется» сибирским газом, отсюда «вытекает» нефтепровод, тот самый, который идет в Евпору через Украину. И, наконец, в регионе сосредоточена одна из самых многочисленных украинских диаспор. Пятая часть населения — выходцы из Украины. Поэтому логично, что Президент начал «Год Украины в России» с посещения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Леонид Кучма посетил Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Новый Уренгой. В культурной части «Года Украины в России» состоялись концерты украинских артистов, которые выступали во всех городах следования Президента и в Сургуте. Режиcсером-постановщиком действа выступил народный артист, профессор, «непотопляемый» Б. Шарварко, который в очередной раз продемонстрировал свой высокий, отточенный годами профессионализм.

В составе культурной делегации поехали: квартет «Гетьман» (именно они недавно так понравились Владимиру Путину, что президент России подарил коллективу уникальный баян), солисты Национальной оперы Ирина Семиноженко, Ольга Нагорная, Александр Гурец, Александр Дьяченко, Андрей Романенко, скрипач Олег Кульчицкий, певцы Иво Бобул, Николай Свидюк, Павел Мрежук, Татьяна Пискарева, джаз-степ- танц-класс под руководством Владимира Шпудейко, артистки Национального цирка Наргиза Каримова и Оксана Москаленко, театр песни «Славия». Вели концерт диктор Национального телевидения Василий Илащук и артистка Татьяна Давиденко.

Наверное, слово «триумфально» не совсем правильно отразит характер выступление наших артистов. Скорее — душевно. Хотя был и триумф. Залы на выступлениях были переполнены, и зрители, большинство из которых выходцы из Украины, искренне радовались, что могут приобщиться к украинской песне и танцу. Многие пришли с маленькими детьми, родившимися уже в Сибири и вряд ли бывавшими на исторической родине, но надо было видеть глаза этих самых беспристрастных зрителей, когда они слушали артистов, а часто — дружно подпевали. И пусть не всегда публика знала слова песен. Главное — не осталось разочарованных. Выделять кого- нибудь из артистов было бы некорректно, это была настоящая «команда». Нельзя не отметить профессионализм наших исполнителей. Каждодневные перелеты и сон по четыре часа абсолютно не сказывались на качестве выступлений.

ЮГРА — СТРАНА В СТРАНЕ

Признаться, до поездки все мои познания о Сибири были достаточно приблизительными. И, честно говоря, отправляясь туда, я конечно, не ожидал увидеть на улицах городов медведей, а местное население — сплошь в валенках и тулупах, но что-то первозданное и не «испорченное» цивилизацией — пожалуй.

Вся необоснованность этих ожиданий проявилась уже в первом пункте следования — Ханты-Мансийске. Наш самолет встретил ультрасовременный аэропорт. Как заметил один из коллег, «Думал, мы из центра приезжаем в провинцию, а такое впечатление, что наоборот». Как оказалось, аэропорт был лишь цветочками, ягодки нас ждали дальше. Когда проезжали по заснеженным улицам Ханты-Мансийска, столицы одноименного автономного округа, меня не оставляло впечатление, что я нахожусь где-нибудь в Норвегии или Финляндии (во всяком случае, именно так представляются эти северные страны по телесюжетам). Практически все дома в городе имеют оригинальное архитектурное решение. Яркие и органично сочетающиеся между собой, они создают атмосферу уюта в этом маленьком 40-тысячном городке. Фонарные столбы по всему городу расположены через каждые двадцать метров, и все фонари светятся. Либо мало хулиганов, либо местная власть во главе с губернатором Филипенко ревностно следит за состоянием города. Дневное время суток там заканчивается часов в пять, но уже в четыре вечера иллюминация работает на полную мощность. Фактически в городе нет ни одного (!) темного двора. А представьте, как все это смотрится с учетом того, что от Аэропорта, который, кстати, находится километрах в пяти от Ханты-Мансийска, по тайге и вплоть до самых отдаленных улочек тянутся гирлянды. Повсюду установлены светящиеся украшения, подсвеченные фигуры изо льда и целые ледяные детские площадки, которые не тают в Югре по 7-8 месяцев. В общем, все выглядит настолько буржуазно-добротно и просто до неприличия дорого, что, казалось, мы не в Восточной Сибири, а, скажем, в Осло.

Югра в переводе с языка хантов значит «Наша земля», и занимает она весь Ханты-Мансийский автономный округ. Это абсолютно самодостаточная страна в стране. И хотя она официально входит в состав Тюменской области, на деле Югра от нее независима и имеет собственное правительство и бюджет. С этим и связаны все позитивные тенденции в регионе. Еще лет пять назад, когда деньги из округа «уплывали» в центр, облик Ханты-Мансийска был значительно скромнее. Тотальная застройка и усовершенствование инфраструктуры города начались с 1998-го года. Средства на это выделяются из местного бюджета. А бюджет одной из нефтегазовых столиц мира, как вы понимаете, очень внушительный. В округе нет проблем с безработицей. Огромное количество строящихся объектов дает постоянный и стабильный доход не только местным жителям, но и людям со всего СНГ. На стройке можно заработать по $300-500 в месяц, нижняя прослойка работников нефтегазовых предприятий получает по $700-900. У учителей зарплата также внушительная — $200-300. Вообще же, по официальной информации правительства Тюменской области, средняя зарплата там составляет $500. Дело в том, что, помимо зарплаты, каждый получает и так называемую «северную надбавку». Ее верхняя ставка зависит от климата. Чем суровее, тем больше. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе надбавка 70%, а в Новом Уренгое, который находиться в 80 км от Полярного круга, — 150%.

О СПЕЦИФИКЕ КЛИМАТА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РАЮ»

Температура в течение дня может колебаться от плюсовой до —30. И даже в относительно теплый день люди все равно одеваются тепло. Хотя иногда случаются и казусы. Например, в городе Новый Уренгой, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором делегация артистов давала концерт, случается, что в конце лета (а лето там длится месяца полтора) выпадает снег. И тогда можно действительно увидеть людей в одних футболках на заснеженных улицах. Нас город встретил ослепительным солнцем и 40-градусным морозом. Вообще из-за пониженной влажности холод чувствуется меньше, но в этом заключается главная опасность. «Жизнь здесь потерять ничего не стоит», — повторяли нам местные жители не один раз. В городской больнице нет отбоя от пациентов с разными степенями обморожения — от легких и вплоть до гангрены. Как в шутку говорят новоуренгойцы, если кто-то надумал выпить, то сначала нужно добраться до дома, закрыть дверь, выбросить ключи в форточку и тогда уж употреблять горячительное. Но юмор это лишь отчасти: 70% обморожений и замерзаний (вплоть до летального исхода) приходится на выпивших. Кстати, убедился, что с сибирскими морозами шутки плохи, и я, после того, как зачерпнул горсть снега. Рука онемела и «отходила» минут двадцать. Помимо обморожений, другой бич этих мест — большое количество заболеваний дыхательной системы. Туберкулез и воспаление легких дают тяжелые осложнения. В прошлом году около месяца температура держалась в районе 55 градусов. С другой стороны, летом своя напасть. Гнус, мошка и комары преследуют буквально повсюду. Так что жизнь в «энергетическом раю» далеко не райская.

К тому же здесь не только высокие зарплаты, но и цены. Они в среднем выше киевских раза в полтора. Например, в пересчете на гривны буханка хлеба стоит 2 грн., колбаса — 30- 35 грн., водка — 10-15 грн. Кстати, в Новом Уренгое в магазинах продается наша родная «Оболонь» с совсем «неродной» ценой — 5.50 грн. Оленина не всегда бывает в продаже, но если бывает, то стоит она, как и говядина, 10 грн. за килограмм. Как вы понимаете, в крае, где суровая зима длится 8 месяцев, овощи и фрукты не растут. Летом тут собирают грибы и ягоды. И на этом вся съедобная флора практически заканчивается. Впрочем, проблем с продуктами нет. Горожане закупают привезенные овощи и фрукты на оптовых базах сразу на полгода вперед. Цены там умеренные. Например, картофель и морковь стоят 80 коп. за кг. На базарах торгует много выходцев из Закавказья, большинство из которых находятся в Тюменской области незаконно. Это создает проблемы милиции, которая ежедневно вылавливает на улицах десятки нелегалов и депортирует их на родину. И еще немного о ценах. Ожиданиям увидеть дешевый бензин в Сибири также не суждено было сбыться. Стоит он там столько же, сколько и в Киеве. А кое-где и дороже.

Город Нижневартовск — один из крупнейших в Ханты- Мансийском автономном округе. Там проживает 260 тысяч жителей. В отличие от столицы, его городские ландшафты вполне типичны для промышленных городов. Нижневартовск основан только 30 лет назад и практически весь застроен многоэтажными домами, как в киевских спальных районах. Делегацию артистов поселили в гостинице, которая почему-то называется «Венеция». Журналистам и техническому персоналу достались комнаты в местном Доме престарелых. Повеселившись по этому поводу, ехали мы туда, настроенные весьма скептически. На деле Дом престарелых в Нижневартовске не уступает лучшим гостиницам. Номера (как-то язык не поворачивается называть их палатами) обустроены всеми удобствами. Японский телевизор, холодильник, раздельный санузел, громкая связь в комнатах больше напоминали гостиницу, в которой мы жили накануне в Ханты-Мансийске. Там нас поселили в спортивно-туристическом комплексе с почти киевским названием «На семи холмах», рядом с которым располагается одна из самых современных биатлонических трасс в России. Кстати, Президент Украины Леонид Кучма также остановился в этой гостинице, правда, не в основном корпусе, а в одном из коттеджей. Но вернемся к Нижневартовску. На улицах города были километровые пробки. Еще один показатель благосостояния горожан. Машин не просто много, а очень много, причем в основной своей массе это внушительные «внедорожники». Знаете, сколько стоит однокомнатная квартира в Ханты-Мансийске, или, к примеру, в Сургуте? Приготовьтесь… $40 тысяч. Столько же, сколько и в Москве. Причем спрос на недвижимость превышает предложения. Дома построены с учетом специфики региона. Рамы в окнах с тройным стеклом. Стены также имеют дополнительную теплоудерживающую прокладку. Нет проблем с горячей водой и отоплением. Батареи в Сибири топят не чета киевским. Поэтому в помещениях бывает просто жарко.

ИЗ ЖИЗНИ АБОРИГЕНОВ

Коренное население тюменской области — ханты, манси, ненцы и другие — делятся на оседлых, принявших все блага цивилизации, и тех, кто до сих пор ведет кочевой образ жизни, как их деды и прадеды. «Среднестатистический» хант невысокого роста, щуплый, очень болезненный человек. Виной тому их аскетический образ жизни. Из-за своей малочисленности они вынуждены брать в жены своих ближайших родственниц, вплоть до родных сестер. А это очень плохо сказывается на генофонде. Живут они недолго, в среднем 45 лет. До 60 лет доживают единицы. Селятся, как правило, в небольших стойбищах по 4-5 чума. Во главе стоит старейшина. На большой чум уходит до 240 оленьих шкур, которые крепятся на 60 шестах. Свой дом они могут полностью собрать за 40 минут. У каждого кочевого ханта, или, к примеру, ненца как минимум 500 оленей в стаде. Именно за счет продажи оленины, шкур, а также рыбы они и живут, покупая в свои нечастые поездки в города предметы первой необходимости.

Кочевники избегают частых контактов с «белыми» — уж очень часто они на них «обжигались». Коренные жители по своей натуре наивны и доверчивы. Этим сполна пользовались европейские поселенцы, выманивая у хантов и ненцев их сокровища за стеклянные бусы, копеечные сувениры, а чаще всего за водку. Алкоголь эти народы переносят плохо. Дело в том, что у них нет к нему исторически сложившегося иммунитета. Алкоголизм среди хантов, мансей, ненцев и стал одной из причин резкого сокращения их численности.

В последнее время кочевники стали отдавать своих детей в интернаты. Правда, науки им даются плохо, и 80% после завершения обучения возвращаются в свои стойбища, где им жить и привычнее, и безопаснее. Ханты не ходят в армию. Правительство Тюменской области ввело для них и другие льготы. Типичное имя для представителя этих народов — Иван Петров. Очень они уважают и старобиблейские имена. Так что не удивляйтесь, если встретите ханта с именем Авраам или Захарий. У хантов много знахарей, которые своими средствами лечат заболевания. Иногда, в экстренных случаях, они обращаются в больницы, но делаю это неохотно. И верят они европейскому лечению меньше, и устали уже от лицемерной дружбы «больших братьев». Все народности Восточной Сибири — язычники. Раз в год они собираются в Ханты- Мансийске на праздник, где устраивают костюмированные действа, многим из которых не одно столетие, молятся своим богам, приносят в жертву оленей и просто общаются. Кстати, в Салехарде — столице Ямало- Ненецкого автономного округа — выходит пресса на ненецком языке. Там же находится и самое большое поселение маленьких народов.

«ТАТАРО-ДОНЕЦКИЙ» ОКРУГ

Естественно, отправляясь в Сибирь, я хотел прежде всего увидеть, как живут там украинцы. Не одно десятилетие они ездили в перспективный регион на заработки. Сначала, в середине 80-х, это были вертолетчики, инженеры, геологи. В начале 90-х «нефтяная лихорадка» захлестнула практически все слои населения. Тогда заработки были еще выше нынешних, и в тайгу потянулись все: от мала до велика, от милиционера до пасечника. Сейчас, по официальной информации, в Тюменской области проживает 600 тысяч украинцев. Сколько их там находится на самом деле, сказать сложно, ведь есть еще и «сезонники», приезжающие работать на стройки и рубку тайги по контракту. Лично у меня сложилось впечатление, что чуть ли не каждый третий местный житель приехал из Украины. На улицах можно запросто услышать украинскую речь. Основная масса наших соотечественников — выходцы из Донецкой и Ивано-Франковской областей. Новоуренгойцы даже в шутку называют свой край не Ямало-Ненецким, а «Татаро-Донецким» автономным округом из-за большого количества людей из этих регионов, проживающих на Крайнем Севере. В советские времена сложилась парадоксальная ситуация, что Институт нефти и газа находился в Ивано-Франковске. Большинство его выпускников, оказавшись невостребованными на родине, перебрались в Сибирь.

Украинец Игорь Лагодец после окончания Львовского политехнического института по распределению попал в Нижневартовск, где сейчас работает в одной из нефтедобывающих компаний. Отвечая на вопрос «Дня» о том, как живется украинцам в Сибири, он с улыбкой ответил: «Очень хорошо!». Он уверен, что не получал бы в Украине те $900, которые зарабатывает в Сибири. «Я горд тем, что я украинец, и меня очень тянет на родину, но пока есть силы и здоровье, надо работать здесь». Впрочем, Игорь Станиславович каждый год приезжает в отпуск в родной Трускавец проведать пожилых родителей. Отпуск на севере длится 54 дня, и он старается все это время провести в Украине, как и тысячи других наших соотечественников. Благо, купить для них недешевые нынче билеты на самолет не проблема. Даже для Людмилы Петровны, медсестры того самого Дома престарелых, где мы останавливались. Ее заработки, конечно, скромнее, но и она собирается летом навестить родственников в Донецкой области, очень надеясь, что губернатор исполнит обещание сделать пенсионерам 30% льготы на билеты. Кстати, наверное, только в Сибири можно услышать выходцев с Донбасса, говорящих «державною мовою». Украинцы тут бережно хранят свой язык, культуру, но возвращаться в Неньку не спешат. Наверное, общее настроение озвучила Людмила Петровна: «На Украине люди тяжелые, мне с ними труднее общаться, чем с сибиряками. Может, это из-за того, что у людей нет денег, они там злые и завистливые». Увы, получается, что украинцам намного вольготнее и приятнее живется возле Полярного круга, чем в солнечной Украине.

О теперешнем положении вещей у нас сибирские украинцы узнают только из российских СМИ. Кировоградец Александр Москаленко, также нефтяник, с возмущением рассказывал, что с экранов телевизора и страниц газет об Украине идет сплошной негатив. Нельзя сделать никаких объективных выводов о политической, экономической, культурной жизни Украины, приходится черпать информацию по телефону, на личном уровне, сетовал он. В принципе, в Сургуте, где находиться самая большая украинская диаспора, выходит газета «Голос Украины в Сибири» и украиноязычная программа «Родовід», но, по сути, полезны они только для тренинга украинского языка. Новости в них подаются в основном местные.

О ПАТРИОТИЗМЕ И ПУСТОМ ЖЕЛУДКЕ

Большая страна Украина. И щедрая. И скупая. Украинцы живут во всех уголках мира. От Южной Америки до Сибири лучшие наши специалисты известны и востребованы, с успехом работают на благо канадской, австралийской, российской экономики. Продают землякам газ, нефть, промышленные и продовольственные товары. А земляки, то есть мы, это «щедро» покупаем. И дело не в том, что они не патриоты. Но «про патриотизм думать хорошо не на пустой желудок», — достаточно жестко сказал мне один из сибирских украинцев. Вот и получается, что если черноземы Украины и дальше не в состоянии будут прокормить украинца, то им хочешь — не хочешь придется продаваться в аргентинские пампасы или сибирскую тундру. Поэтому сколь не велика ностальгия западносибирских украинцев, они не спешат возвращаться домой. Несмотря на суровую северную жизнь, здесь у них есть все, чего нет на Родине: стабильная работа и достойная зарплата.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать