Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина: (не)забытое движение на Восток

История Зеленого Клина и жизни наших соотечественников на дальних берегах Амура и Тихого океана
05 августа, 10:41

Нередко случается, что, казалось бы, сугубо историческое понятие или термин, выражение, на первый взгляд, принадлежащие древнему прошлому, старым, архаичным эпохам — вдруг неожиданно «воскресают», уверенно входят в нашу мимолетную жизнь, властно напоминают о себе.

«Зеленый Клин» и, говоря шире, история заселения Украинской Дальнего Востока и освоения этих удивительных земель, отдаленных от нашего государства почти на 9000 километров — убедительный пример именно из этого ряда. Не так много людей слышало о «Зеленом Клине», кроме профессиональных историков, серьезно изучавших эту проблему, профессиональных литературоведов (и читателей), влюбленных в известное приключенческое произведение Ивана Багряного «Тигроловы» (там речь идет как раз об украинском Дальнем Востоке), и, конечно, о патриотически настроенной части нашего сообщества.

Ситуация изменилась в июле 2020 года. Массовые протесты в Хабаровске против своевольной, грубой кадровой политики Кремля, которые продолжаются уже почти месяц и в течении которых были, в частности, выдвинуты и такие лозунги, как «Москва, ты достала, убирайся вон!» и даже «Это — наша земля» (последнее вдохновило тех экспертов и блогеров, которые уверены в неизбежном, даже скором развале России) — эти протесты в определенной степени актуализировали интерес украинцев к истории этого края, к «украинским корням», в частности к Хабаровску, одному из крупнейших национально-культурных центров «Зеленого Клина». Итак, стоит сделать хотя бы краткий экскурс в прошлое.

Прежде всего, отметим, что «Зеленый Клин» (или часто употреблялось образное название «Зеленая Украина») — так называют поистине обширные территории Дальнего Востока (площадью сопоставимой или даже большей, чем площадь современной независимой Украины), прежде всего — земли Приамурья и Приморья. Формирование украинских поселений на Дальнем Востоке и в Приамурье (будущего ядра «Зеленого Клина») началось после заключения российско-китайских договоров (Айгунского в 1858 г. и Пекинского в 1860 г.), которые зафиксировали прохождение соответствующего государственной границы по Амуру и вхождения земель, расположенных к северу и восточнее этой реки, в состав Российской империи. Именно в это время, в 1858 году, был построен (украинцем Яковом Васильевичем Дьяченко) первый военный пост на Амуре возле устья реки Уссури — тот самый пост, который вскоре превратился в город Хабаровск (назван в честь «первопроходца» Ерофея Хабарова, покорителя этих земель в 40-50-х годах XVII века; важно заметить, что коренными, «исконными» жителями этих территорий были уж никак не россияне, а нанайцы).

Массовое прибытие украинцев на Дальний Восток можно отнести к 80-90-х годам XIX в. Во многом это было связано с началом создания имперского Дальневосточного флота (морская служба не была чужой для наших соотечественников), а еще больше — с сооружением Транссибирской железной дороги и предоставлением специальных льгот для переселенцев из Европейской части империи (на фоне очень серьезных земельных проблем в Украине на рубеже ХIХ — ХХ вв.).

Среди переселенцев на Дальний Восток (в частности, и в «Зеленый Клин») в течение 1906-1917 годов выходцы из Украины составляли большинство — 60,42%, то есть более 166 тысяч человек. Если же брать более широкий период, с 1858 по 1916 год, то из Украины на Дальний Восток переселилось 276 тысяч человек (более 56% от общего потока). К примеру, такие дальневосточные села, как Ракитно, Ромны, Березовка, Иванковцы, Богословка и множество других были основаны украинцами.

Наиболее трагический (и одновременно наименее известный у нас) отрезок истории украинцев «Зеленого Клина» — это, бесспорно, 1917-1933 годы. И Хабаровск (в настоящее время, когда значительно активизировалось национально-культурное движение наших земляков) сыграл в этом деле, без преувеличения, особую роль. С января по апрель 1918 года именно здесь размещался Временный Дальневосточный Украинский Краевой комитет, а затем, с апреля по июнь 1918 года — Украинский Дальневосточный Секретариат, который был главным исполнительным органом Украинской Дальневосточной Республики. В крае было создано десять украинских окружных советов, принят проект конституции для украинской национально-культурной автономии. В местах компактного проживания украинцев-переселенцев организовывались украинские кооперативные учреждения, издательства и газеты на украинском языке, объединения, занимавшиеся национальным образованием, экономикой и культурой. Добавим, что в 1920-1922 годах на этих землях существовала ДВР (Дальневосточная Республика) — формально независимое государственное образование, которое разделяло Советскую Россию и ее соседей на Востоке.

После ликвидации ДВР и ее присоединения к РСФСР (осень 1922) ростки украинской национальной и культурной жизни были подавлены, пусть не сразу. Даже была местная «украинизация», которая проводилась позже, чем в советской Украине (в начале 30-х годов), непродолжительное время и была жестоким способом подавлена. Репрессии против украинского движения были сильными.

В освещении современных событий в Хабаровске (кстати, наши журналисты мало вспоминают, что бывший губернатор Фургал, которого защищают в этом городе, — выдвиженец партии Жириновского) есть две крайности. Одна: что украинское национальное движение там мощно просыпается и может стать сильным фактором «освобождения от Москвы» (думается, это мечта из серии «так хочется верить!», характерна для многих украинский. К тому же не забывайте и о присутствии Китая!). Другая — объявлять русификацию украинцев «Зеленого Клина» абсолютной, необратимой и непоправимой. Как писал Гете, «между двумя крайностями лежит не истина, как часто говорят, а проблема!». Думается, это именно такой случай.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать