Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская симфония

Восток и Запад: стереотипы, эмоции и факты истории
02 декабря, 18:59

История идет вперед только с ясными, трезвыми, незатуманенными глазами; общественный прогресс требует выполнения одной, но исключительно важной предпосылки — очищения сознания людей. И если примитивная, неприкрытая ложь действует на души людей «по модели» опасного, заранее изготовленного яда (безусловно, разной степени токсичности и силы действия, в зависимости от таланта «токсикологов»), то общественные стереотипы недопустимы, вредны и опасны в первую очередь потому, что искажают адекватное взаимовосприятие различных групп общества и потому похожи на загрязненное, искривленное, непрозрачное стекло. Самое опасное, что может произойти в подобной атмосфере (и собственно, это уже в какой-то степени и происходит!) — это создание образа врага, которым (врагом) может стать любой несогласный, просто любой другой.

Если речь идет об истории Украины, то эти прискорбные стереотипы довольно хорошо известны. Модель «восточная»: в Галичине, шире — на западе Украины живут люди, которые «не вписываются» в общеисторический украинский процесс, много поколений этих людей находится под влиянием националистов и национал- экстремистов (то, что этот стереотип предполагает «по определению» активное использование жупела «национализма», под прикрытием которого уже множество раз в прошлом велось агрессивное наступление на основы украинской государственности, общественности и культуры — тема для отдельного большого разговора). Там, на западе, яростно ненавидят все русское, православное и общеславянское, а если говорить об экономике — то этот регион живет (и жил в прошлом) за счет индустриального Востока, который дает «львиную долю» национального дохода Украины. Модель «западная»: на востоке живут предельно русифицированные украинцы (едва не «москали»), напрочь лишенные какой-либо национальной сознательности и посему готовые — пусть даже невольно — выступать орудием имперской политики Москвы.

Наша задача сейчас, очевидно, не доказывать, что все эти злокачественные клише не соответствуют подлинным фактам истории. Хотя можно было бы напомнить, что уже много веков назад Киевская Русь — великая держава наших предков — объединяла все украинские земли, от княжьего Галича на западе, владений Ярослава Осмомысла и князя Данилы, и до приазовских степей на востоке — все украинцы уже тогда жили в общем политическом пространстве. И не случайно автор бессмертного «Слова о полку Игоревом» упоминает, воспевая храбрых русских воинов, и полки могущественного князя Осмомысла. Можно было бы напомнить, что славный гетман Петр Сагайдачный, под предводительством которого запорожское казачество одержало столько нетленных побед, был родом из Галичины (!). И мы никогда не забудем, что один из авторов Государственного гимна Украины, поэт Павел Чубинский — надднепрянец родом, однако автор музыки к гимну, композитор Михаил Вербицкий — галичанин. Можно ли привести более яркий пример исторического единства Украины? А наши гении — Шевченко, Франко, Леся Украинка, Михаил Грушевский? Разве их жизнь, их творчество не являются неопровержимым доказательством того, что украинцы были, есть и должны оставаться единой нацией, ибо кто может ограничить поле их деятельности только Киевом, Львовом, Полтавой или Черновцами? И, наконец, напомним, что Донетчина и Луганщина — это те наши земли, которые неразрывно связаны с именами таких выдающихся украинских патриотов, как Борис Гринченко, Владимир Сосюра, Василий Стус, Вячеслав Чорновил, наш знаменитый современник академик Иван Дзюба (список можно продолжать...).

Но, чтобы сориентироваться в исключительно сложной ситуации противостояния двух частей Украины, которая создается, по глубокому убеждению автора этих строк, во-первых, искусственно, и, во-вторых, в значительной степени внешними силами, стоило бы иметь в виду следующее. Противоположности, по диалектическому учению Гегеля, которое мы уже успели подзабыть, находятся и в единстве, и в состоянии конфликтного взаимодействия. Отношения Запада и Востока Украины были бы другими, если бы все наши земли веками были в составе единого государства. Известно, что историческая реальность сложилась иначе, вследствие чего часть наших земель оказалась под влиянием западноевропейского цивилизационного поля (с его приматом индивидуалистических личностных ценностей, с особым отношением к собственности, религии, национальным основам и тому подобное), другая — под влиянием евразийского цивилизационного поля, по многим позициям отличающегося. И перед нами — альтернатива: либо конфликт этих двух разновидностей цивилизаций, либо тяжелая, кропотливая работа над их синтезом, результатом чего может и должно стать создание своеобразного творческого единства, Украинской Симфонии, которая объединяла бы всех украинцев. Восток и Запад Украины, который в течение веков словно перехватывали друг у друга эстафету национального возрождения (так, в XVII веке полки Хмельницкого освобождали Львов, в XIX веке идеи Шевченко стали источником вдохновения для «Украинского Пьемонта», что, в свою очередь, послужило мощным толчком для украинской революции 1918 — 1920 годов) — оба станут тогда составляющими этой симфонии. В этом и заключается перспектива для всех нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать