Перейти к основному содержанию

Уже не копают, но еще охраняют

И через 5 лет с момента начала янтарной «лихорадки» на Волыни лесоводы держат в массивах возможной нелегальной добычи «солнечного камня» свои мобильные посты. Не снимает еще свои блокпосты и Национальная гвардия
16 декабря, 19:01
УСИЛЕННАЯ ОХРАНА ЗОН РИСКА ЛЕСОВОДАМИ МАНЕВИЧСКОГО ЛЕСХОЗА ПРОДОЛЖАЕТСЯ И СЕГОДНЯ, АНАЛОГОВ ТАКИХ ГРУПП НА БАЗЕ ГОСЛЕСХОЗОВ В УКРАИНЕ НЕТ ДО СИХ ПОР / ФОТО АННЫ ЛУДКОВСКОЙ

В ВОЛЫНСКИХ СЕЛАХ ЯНТАРЕМ... РАЗЖИГАЛИ ПЕЧИ

В свое время янтарная «лихорадка», как назовут впоследствии массовые попытки нелегальной добычи янтаря, не обошла, конечно, и Волынь. Местные леса не отличаются от ривненских или житомирских по уровню насыщенности янтарем, что сразу оценили и «охотники» за дармовым заработком из разных регионов Украины. В селе Костюхновка Маневичского района, граничащего с Вовчицком, одним из центров нелегальной добычи янтаря, мне рассказывали о масштабах той «лихорадки»: «Видели лес, за селом? Так от его черты и до крайней костюхновской хаты все поле, сколько кинеш оком, было заполнено людьми. Людьми, которые были агрессивные, хотели тут же идти копать. Их были здесь тысячи! «. Когда видишь воочию эту территорию, забитую тогда «старателями», это шокирует. Священник из Костюхновки, отец Георгий Хомич, рассказывал мне, как старшие женщины, его прихожанки, каждой под 80, стремились «пойти в лес и копнуть», и, в конце концов, они таки выходили и тоже копали. Такой был ажиотаж. «Я шутил, что раз вы, бабушки, такие при силе, можете с лопатой в лес идти, то не буду вам место в автобусе уступать», — говорит отец.

Но Волынь все же не стала центром нелегальной добычи янтаря, как это произошло на Ривненщине или Житомирщине. Многие волыняне из приграничных с Ривненщиной волынских сел, конечно, копают янтарь, но не у себя, а у соседей, и это не секрет ни для кого. Тем временем, янтарь во многих волынских селах действительно лежит, образно говоря, под ногами. В Костюхновке, Колодиях, Вовчицке, Лесовом, других селах Маневичской зоны, которые чуть не стали «янтарным клондайком», расскажут аналогичные истории вроде этой: как семья нашла на своем огороде кусок «смолы» и всю зиму разжигала ним печь, отделяя частицы, «потому что оно так хорошо горит!»

ЗА НОЧЬ ЛОПАТАМИ ПРЕВРАТИЛИ В РУИНЫ 5 ГЕКТАРОВ ЛЕСА

За одну только ночь янтарекопатели уничтожили 5 гектаров леса у Вовчицке. 5 гектаров? За одну ночь? Лопатами? «А что удивляться, если их были тысячи», — констатирует Иван Наумюк, начальник отдела охраны и защиты леса государственного предприятия «Маневичское лесное хозяйство», с которым мы едем на участок в 5-м квартале Оконского лесничества. Здесь до сих пор стоит пост одной из мобильных групп, организованной в разгар янтарной «лихорадки».

Светлана Думская, пресс-секретарь Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства, говорит, что «по инициативе государственных лесохозяйственных предприятий и непосредственно начальника управления Александра Кватирко были созданы 20   групп оперативного реагирования, за свой счет предприятий для их полноценного функционирования приобрели 20 новых автомобилей «Рено-Дастер « и необходимое снаряжение. С момента максимального притока нелегальных копателей янтаря в область (октябрь 2015 года) до сих пор работники лесохозяйственных предприятий фактически обеспечивали организационные процессы, связанные с охраной лесных массивов, которые несли высокий уровень риска нелегальной добычи янтаря. Работники государственной лесной охраны, служащие Национальной гвардии и Национальной полиции Украины вахтовым методом несли дежурство на территории Маневичского, Любешовского и Камень-Каширского районов Волынской области с октября 2015 по 2017 год. В самые критические периоды их число ежедневно достигало 500 человек. Усиленная охрана зон риска продолжается и сегодня, аналогов таких групп на базе гослесхозов нет до сих пор в Украине».

Чем является пост лесной охраны на участке Оконского лесничества? Это вагончик, в нем примитивный лежак, столик под деревом со скамейками, где в теплое время можно перекусить, в стороне есть и туалет. Едва тлеет очаг, жизнь в котором поддерживают не столько ради тепла, потому что еще на Волыни в этом году зимы не было, а чтобы было немного, как говорят, веселее. Бегает доброжелательная собачка, которую вывезли в лес «добрые» хозяева. Здесь дежурят посменно и круглосуточно с февраля 2016 года. Есть посты круглосуточной охраны и в других массивах, а когда мы с Иваном Наумюком выезжали со двора Маневичского лесхоза, в него как раз въезжал автобус с нацгвардейцами, прибывшими на ротацию. «Вот где бугорки по лесу, это все засыпанные нами ямы! Были и глубокие, не менее четырех метров», — показывает Наумюк. Природа медленно затягивает свои раны. Поросла уже трава на засыпанных рытвинах. Но еще долго земля и лес приходит в себя после глумления над ними.

Всего было за это время, рассказывает Иван Наумюк. Уже в сентябре 2014 года в Маневичском лесхозе начали бороться с янтарекопателями. «3 октября около 5 утра янтареискатели вторглись в квартал 52 выдела 22 Вовчицкого лесхозного лесничества лесхоза. Лесоводы совместно с сотрудниками Маневичского РО УМВД быстро отреагировали. На этот раз на месте незаконной добычи янтаря был задержан житель Закарпатской области, выявлено около 50 погонных метров пожарных рукавов, которые уже были разложены по площади, металлический наконечник, автомобильную фару с аккумулятором, автомобиль «ВАЗ-2101». В багажнике последнего была мотопомпа высокого давления. «Старатель» успел повредить 20 соток угодий. Работники следственно-оперативной группы изъяли орудие незаконной добычи янтаря, автомобиль доставили в Маневичский РО УМВД. После этого не прошло и недели, как лесоохранники снова получили сигнал», — это только один из эпизодов « янтарных будней», описанных в одном из волынских изданий. А этих эпизодов были сотни, и до сих пор нет покоя никому, потому что «старатели» вполне могут вернуться снова. И очевидно, говорит Наумюк, что если бы он и его коллеги хоть раз «влезли в карман» к янтарекопателю, то пиши пропало, их бы ничто не остановило, потому что ты был бы им должен и в маневичских лесах расцвел бы такой же «клондайк», как в соседних регионах.

«ЭТО КТО ДАЛ ЗАДАНИЕ РАЗОГНАТЬ РЕБЯТ?»

Бывая в волынских селах, которые переживали янтарную «лихорадку», обязательно слышала об Андрее Линдюке, эекс-председателе Маневичской райгосадминистрации. Всегда говорили о его человеческой смелости выйти самому перед тысячей «старателей» и не обращать внимания на угрозы. Андрей уже не глава РГА, но, конечно, хорошо помнит время противостояния с янтарекопателями и их покровителями, РГА возглавил в январе 2015 года. И многим может поделиться, но вот только несколько моментов, весьма показательных.

«Вначале было очень не просто. Ведь совершенно не имел доверия к тогдашнему начальнику райотдела полиции, а также видел, что некоторые местные, назовем их «активисты», подстрекают других. Они пытались максимально расшатать ситуацию, распустить разные слухи, чтобы не было доверия к власти, чтобы каждое наше предложение местными жителями воспринималась враждебно, то есть их задача была довести до такого состояния, как это уже было в Ривненской и Житомирской. Несколько раз они организовывали сбор «активистов» у райадминистрации. И просьбы у них были очень простые: «Дайте нам покопать или повымывать янтарь. Почему в Ривненской можно, а мы что, хуже?» И так полгода пришлось углубляться в суть проблем, для себя выяснять, кто и какую роль играет в этом незаконном процессе, изучать места, которые «облюбовали» незаконные старатели...

...Особенно ситуация обострилась в сентябре 2015 за месяц до местных выборов. Тогда у меня было подозрение, что это спланированная акция. Ведь до этого мы имели хаотические и единичные случаи, которые полиция и лесная охрана фиксировали, а здесь одномоментно несколько сотен копателей, из которых часть местные, а часть из Ривненской собрались в одном месте и начали копать.

Очень много копателей было задержано и доставлены в райотдел милиции. К сожалению, у нас очень лояльное законодательство, поэтому их были вынуждены отпустить. Хотя, на мой взгляд, казалось бы, какие еще нужны доказательства, если есть даже видеофиксация. Ан нет ... Закон есть Закон. После того случая глава обладминистрации Владимир Гунчик и предложил, а совет обороны области поддержал решение установить 7 блокпостов на территории Лесовской и Костюхновской сельских рад, а также непосредственно на «центральном клондайке» ...

...Централизованно мы выехали в то урочище, конечно, народные избранники были шокированы. Но еще больше был шокирован я. Потому что когда вернулись обратно в Маневичи, чтобы обсудить сложившуюся проблему, то одна депуташа из оппозиционной в то время партии, возмущаясь, сказала: «Это кто дал поручения разогнать ребят, которые пошли в лес немножко заработать денег?» И такого мнения были многие депутаты районной рады.

...Приехав в Костюхновку, увидел сотни людей, которые точно не из Волынской области. Меня порадовало, что практически не было жителей окрестных сел. Итак, наша информационная работа дала определенный эффект. Был случай, когда мне начали рассказывать, что они местные, я спросил, откуда приехали, и в ответ услышал: «Да я из села Большая Медведица». Я засмеялся, потому что у нас есть село Большая Ведмежка, но никто из местных и никогда ее не назовет Медведица. Ну и таких было немало. Приехали на автомобилях с регистрационными номерами Ривненской, Житомирской, Тернопольской, Львовской и даже Ивано-Франковской областей, конечно, были и из Волынской области и некоторых сел Маневичского района. Разговор был довольно длительнный, аргументов было много. Интересно было наблюдать, как люди с телефонами, которые тогда стоили не менее тысячи долларов, рассказывали, что у них «дети с голоду умирают», а потому они приехали, чтобы «немного заработать»...

...Подъехали к Лесовому, начинаю разговора с «копателями». Каждый из них в руках держит лопату. И их реально несколько сотен, а может, и тысячи. Было страшно? Тогда о страхе совсем не думал, тем более довольно профессионально вели работники полиции, которые всегда были возле меня. Разговор у нас не сложился. Они понимали, что в 2—3 км место их назначения, а потому бросили транспорт, нас обошли и пешком пошли к «центральному клондайку». Ситуация довольно неприятная, когда видишь, как более тысячи мужчин с лопатами, как черная орда, пошли через поле в лес, чтобы реально сознательно нарушить Закон, а ты ничего не можешь сделать... В общем, в тот день к тому месту съехалось, по моим оценкам, 6—8 тысяч копателей. Нам оставалось только ждать прибытия нацгвардейцев. Интересным был факт, когда выводили одного человека, явно похожего на священника. Он просил не сажать с другими нарушителями в автобус, а отпустить, потому что он все-таки священник. У него спросили: «А здесь что делаете ?!».

Ответ был оригинальным: «Привез своих прихожан из Дубровицкого района заработать денег!» И опять же всех задержанных описали, взяли данные и ... и отпустили.

...Мы выстояли в критический момент. И здесь следует отдать должное и поблагодарить тогдашнего председателя Волынской ОГА Владимира Гунчика, работников полиции, службы безопасности Украины, прокуратуры, нацгвардейцам, лесникам, аграриям, некоторым местным предпринимателям. Все вместе сделали то, что должны были сделать — не допустили уничтожения наших лесов «янтарекопателями». Потому что если в Маневичском районе уничтожено около 10 га, а в соседних областях несколько тысяч, то цифры говорят сами за себя. И когда это все пережил, то на слово «янтарь» у меня возникает аллергия, поэтому в одном из интервью сказал, что хочу, чтобы янтарь стоил как песок, чтобы он уже никому не был нужен. Я искренне это говорил. Поэтому имея лес, землю и трудолюбивых людей, можно совсем по-другому развивать громаду».

* * *

А громада теперь ... против добычи янтаря. И в Маневичском, и в Любешевском, и в Камень-Каширском районах уже прошли протесты селян против добычи янтаря легальным путем. На собрании селяне не дают согласия предприятию, который хочет это делать и имеет все необходимые бумаги, даже на разработку территории. Люди боятся потерять воду в своих колодцах, не верят в то, что после разработки территорий и добычи янтаря их земли вернут в первоначальный вид. Но это уже сейчас совсем другая история.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать