«В антураже не такой уже далекой украинской действительности»
в уникальном альбоме Владимира Яцюка «Шевченковская открытка как памятник истории и культуры 1890—1940»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081106/4202-23-1.jpg)
Издательство «Криниця» и Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств представили прекрасный подарочный альбом Владимира Яцюка «Шевченковская открытка как памятник истории и культуры 1890—1940». Действо состоялось в Национальном музее Тараса Шевченко, где, кстати, автор работает уже более тридцати лет. Большинство исследований Владимира Яцюка касаются живописи и графики Тараса Шевченко. Он уточнил даты, места создания и технику выполнения многих его рисунков. Был членом редакционной коллегии полного собрания шевченковских произведений в 12-ти томах. Написал труды: «Живопись — моя профессия: Шевченковедческие этюды», «Офорты Т. Шевченко: «Живописная Украина», «Живопись и графика Тараса Шевченко: наблюдения, интерпретации»... Кроме того, ученый — владелец крупнейших коллекций старых шевченковских почтовых открыток, медалей и значков. «В круг моих интересов почтовая карточка вошла где-то в конце 80-х, — рассказывает Владимир Яцюк. — А погрузиться в это увлечение вдохновляли знакомства с предприимчивыми коллекционерами и, по-видимому, и то, что тогда якобы учитывая шкалу художественных ценностей кое-кто из уважаемых музейщиков квалифицировали открытку как «мелочь». За десять лет моя коллекция стала самой большой. Ныне она насчитывает более 1300 открыток! Следует сказать, что в малоисследованном мире отечественной открытки шевченкиана является своеобразным ядром. И это понятно. Тарас Шевченко — центральная фигура украинской культуры и украинства вообще. Первые отечественные иллюстрированные почтовые открытки появились в последние годы ХІХ века, и среди них те, которые были посвящены Кобзарю».
Этот щедро проиллюстрированный альбом — второе дополненное издание (первое с одноименным названием вышло четыре года назад). В последнем впервые (!) на уровне монографического исследования освещается история появления тематических открыток, представляется их классификация, авторство, время и места печати. Т.е. представленные фотографические и художественные портреты поэта, воспроизведенные отдельно или в обществе с другими известными деятелями украинской истории, репродукции его живописных произведений, иллюстрации различных художников к стихотворениям и поэмам Шевченко, композиции с текстами самих стихотворений, фотонатурные и художественные изображения городов, сел и местностей, связанных с биографией Тараса Григорьевича... Довольно длинный и перечень стран, где они печатались: Австралия, Аргентина, Италия, Канада, Германия, Польша, конечно, Украина, Россия, Япония... Одним словом, это — отдельный неповторимый мир, богатый символизмом. Фактически, в нем содержится архивированная информации об украинцах и времени. Например, там можно прочитать об украинском движении сопротивления в годы российско-имперского, а позже советского порабощения... Или ознакомиться с тогдашним «рейтингом» великих украинцев, в котором обычно лидировали Тарас Шевченко и Михаил Грушевский...
«Этот альбом — филигранная работа, — подытоживает поэт и общественный деятель Борис Олийнык. — Можно сказать, что после его выхода образ Шевченко для украинцев стал более выпуклым. Имею в виду, что фотографии Кобзаря, его картины, ключевые, даже афористические строки из произведений, появились в антураже не такой уже далекой украинской действительности. А это — подтверждение той неорганизованной, ненасильственной (как часто бывает) народной любви!».
P.S. Сейчас Владимир Яцюк работает над книгой «Шевченко в малых формах пластики».
Выпуск газеты №:
№202, (2008)Section
Общество