В большой семье не без награды
Готовы ли украинские женщины быть матерями-героинями![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040901/4155-6-1.jpg)
Печальной цифирью о полуторном перевесе смерти над жизнью нынче у нас никого не удивишь. И хотя в Украине, в отличие от многих стран Европы, количество браков таки доминирует над числом разводов, население продолжает сокращаться стахановскими темпами. Причина проста — катастрофическое снижение уровня рождаемости.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ ЗВАНИЕ
В мае этого года парламент принял Закон «О внесении изменений в статью 10 Закона Украины «О государственных наградах Украины». Суть изменений в том, что в длинный перечень почетных званий добавлено еще одно — «Мать-героиня».
Звание это действовало на территории Украинской ССР еще с июля 1944 года. Но при обретении независимости в 1991 году было упразднено. Теперь же, по закону истории, все вернулось на круги своя. Но с определенными нюансами. Если в своей первой жизни звание «Мать-героиня» полагалось за рождение и воспитание десяти и более детей, а также сопровождалось рядом льгот, твердо обеспечиваемых государством, то в независимой Украине в законе не оговаривается практически НИЧЕГО: ни количество детей, необходимых для получения звания, ни какое-либо материальное обеспечение.
В общем, его авторы оказались немного похожи на плохих матерей: дитя (т.е. закон) на свет произвели, а дать ему ума не удосужились. Например, сейчас непонятно скольких детей нужно родить (учитывая экономическую ситуацию в стране), чтобы считаться героем, есть ли дополнительные льготы для «героинь», коль уже существуют поблажки для многодетных матерей.
Тем более что не далее, как 3 июня с.г. в статью 5 Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» были внесены поправки. И теперь «для каждого ребенка из малообеспеченной многодетной семьи, в которой воспитываются трое и более детей возрастом до 16 лет (до 18 лет, если ребенок учится), уровень обеспечения прожиточного минимума увеличивается на 20%».
При этом и депутаты, и министры искренне верят в то, что звание «Мать-героиня» вновь станет престижным…
САМИ С УСАМИ
В Николаевской области, согласно информации, предоставленной областным управлением по делам семьи и молодежи, сегодня живут 36 семей, в которых воспитывается (или воспитывалось) 10 и более детей. Трех детей воспитывают более 13 тысяч семей, четверых — 2,5 тысячи, пятерых и более — 438 семей. Безусловным лидером является семья из Первомайского района с 18-тью детьми (большая часть которых уже выросла и живет самостоятельно). Есть семьи, в которых одинокие отцы самостоятельно растят трех, четверых, пятерых детей. Еще в области действуют пять детских домов семейного типа, в которых воспитываются от 6 до 13 детей-сирот.
В Корабельном районе Николаева — самом отдаленном от остальных районов географически — рядом (на соседних улицах) живут две многодетные семьи — Компаниченко и Давидян.
Семья Компаниченко полностью оправдывает свою фамилию. Компания действительно немалая — 8 мальчиков и 6 девочек. Младшему ребенку — 2 года и 11 месяцев.
Юлия, Елена, Евгений, Татьяна, Ирина, Владимир, Виталий, Наталья, Сергей, Александр, Валентина, Кирилл, Владислав и Вадим... Нине Константиновне так и не удалось найти фотографию, на которой семья была бы запечатлена в полном составе.
У Вячеслава и Ирины Давидян детей «всего» девять. Восемь сестер — Анна, Алла, Наталья, Катя, Галя, Ира, Марина, Варя (самой старшей 24 года, самой младшей четыре) и 11-летний Павел.
Обе семьи в свое время приехали в Николаев из Крыма. Первенцы и у Давидян, и у Компаниченко — девочки-одногодки. В обеих семьях в следующем году будут отмечать серебряный юбилей брака родителей... Список сходств можно продолжать долго, но есть главное: живут они и выживают, руководствуясь классическим «Спасение утопающих…».
Таким нехитрым способом одолели они безработицу, несчастья, болезни и еще тысячу и одну мелкую (и не очень) неприятность. Воспитали младших детей при помощи старших. Выучили старших и учат младших по принципу, сформулированному Ниной Компаниченко: «Знаешь — не знаешь, а сидеть на уроке ты обязан!»
Учеба в этих семьях и в правду — обязанность. Ей не помеха ни дефицит бесплатных учебников, ни малодоступный транспорт (который в Корабельном районе только коммерческий), ни оплата ремонта классов, на которую иногда просто не хватает денег.
Едва ли не единственное, что пока не получается у обеих семей, — дать детям высшее образование. Поэтому дети выбирают ту профессию, которую могут позволить себе выбрать и которая дает возможность как можно раньше зарабатывать собственный кусок хлеба.
За дополнительные блага, как, например, летний отдых, посещение культурных мероприятий, адресная спонсорская помощь и пр. семьи благодарны районной и городской администрациям. Но без особой нужды стараются никого не беспокоить, решая собственные проблемы собственными же силами.
На собственные силы рассчитывает и Анжела Лютикова, проживающая в Ленинском районе, у которой в декабре прошлого года к двум сыновьям добавились сразу три сестры — Вера, Надежда и Любовь.
Мужа у Анжелы нет — она похоронила его через три недели после рождения дочерей. Есть трехкомнатная квартира в малосемейке, выделенная городом после рождения тройни, пособие в пару сотен гривен и сыновья, помогающие управляться с малышами. Еще Анжеле обещали когда-то приходящую няню, которая все никак не может дойти.
Судя по убранной квартире и ухоженным детям, няню Анжела если и ждет, то не очень. А специфический загар, по которому можно сразу узнать человека, торгующего на свежем воздухе, предполагает, что и в смысле материального обеспечения многодетная мать Лютикова больше полагается на саму себя.
ЧЕМ МОЖЕМ — МОЖЕТ БЫТЬ, ПОМОЖЕМ…
Так чудесным образом идея чучхе (опора на собственные силы) — основа основ северокорейского социализма — прижилась и расцвела на украинских черноземах.
Самостоятельность у нас, чего стесняться, в большом почете. И когда многодетная семья после пожара обращается в государственные органы за помощью в ремонте дома, ее совершенно справедливо могут спросить: «А кто вас просил рожать?» При получении детского пособия не преминут удивиться: «И куда вам столько?» Тут уже в смысле — не детей, а денег. А крупные успешные предприятия чаще предпочитают тратить немалые средства не на адресную помощь, а на общегородские гуляния с фейерверками и певцами-гастролерами.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что Родина о своих многочисленных чадах не забывает. Не так давно Союзом женщин-тружениц «За будущее детей Украины» была выпущена книга «Украина многодетная: неравнодушный взгляд». В ней на 144 страницах идет неравнодушный рассказ о 29 многодетных семьях страны. Фотографии Давидян и Компаниченко в этой книге тоже есть.
Ни один из старших детей Компаниченко и Давидян при создании собственной семьи не готов пока повторить путь своих родителей. Потому что в наше время это уже даже не подвиг, а чудо. Чуда, судя по всему, не произойдет, потому что в беседе один из чиновников мягко сформулировал нынешнюю систему взаимоотношений между многодетными семьями и государством: «Государство не должно, государство помогает».
К сожалению, он прав. Государство сегодня мало кому и чего должно. Оно не может никак осознать того, что выходцы из благополучных многодетных семей, где каждый ребенок сызмальства растет в труде и уважении к старшим — лучшее капиталовложение в завтрашний день. Хотя это почему-то понимает руководство той же Германии: многодетные семьи переселенцев из стран бывшего СССР пользуются там максимумом льгот.
Уместно вспомнить и заезженную мудрость от Наполеона про то, что государство, не способное сегодня кормить свою армию, будет завтра содержать армию чужую. В переводе с военного на гражданский это означает, что на смену детям Компаниченко, Давидян, Лютиковых и пр. могут прийти те, после которых впору будет учреждать новое звание — «Жителю Украины — за героизм».
Выпуск газеты №:
№155, (2004)Section
Общество