Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В основу защиты украинского языка должна быть положена экономическая протекция

25 апреля, 00:00

Внимательно слежу за развитием дискуссии вокруг украинского языка, и решил вмешаться, дабы выразить свое видение решения этой проблемы.

Начну с того, что есть люди (и их очень много), считающие, будто бы проблемы украинского языка не существует. Что все это выдумка радикальных националистов и не более. Но для каждого умного и честного (прежде всего перед собой) человека очевиден тот факт, что украинский язык находится в состоянии жесткой дискриминации. На первый взгляд, как будто ничего страшного нет: в нашем глубоко дискриминационном государстве много несправедливости и нечестности. И все же за украинским языком — миллионы людей, которым не безразлична судьба уникального источника украинской сознательности и национального характера, каковым является язык. Да, удобнее и безопаснее закрыть глаза и создать видимость, что ты глубоко спрятался за маской «русскоязычности», но не все так просто. Смотреть, как умирает национальный язык и делать вид, что все нормально, это не что иное, как измена. Измена перед всеми: перед предками, перед родными, перед, возможно, русифицированными друзьями, которые не понимают от чего добровольно, по-предательски отказались, в конце концов, перед Украиной. Уже долгое время этот символ воспринимается как образ нереализованных идей измученных советской властью людей. Несмотря ни на что хочу верить, что все изменится, ведь если верить перестанет даже молодежь, то мы обречены!

А сейчас хочу выразить свою концепцию, которая могла бы изменить ситуацию к лучшему. Я придерживаюсь мнения, что украинский язык следует поддержать, прежде всего, экономическими методами. Понятно, что эти шаги невозможны без сильной политической воли и желания что-либо изменить.

Для начала следует привлечь работающее население, увеличив заработную плату для работников, владеющих и употребляющих национальный язык. В первую очередь, это касается работников образовательной культурной и научной сферы, а также сферы государственного управления. Я предлагаю увеличить оплату труда на 15%, чтобы появилась заинтересованность в овладении речью. Именно такой процент добавляли учителям русского языка в Украине в советские времена. У оппонентов возникнет вопрос: а откуда взять деньги, ведь у нашей обедневшей страны нет возможности выделить такие средства. Было бы целесообразно обложить налогами всю интеллектуальную продукцию, которая поступает из-за рубежа (особенно России). Финансовые мощности российских издательств, газет, рекординговых компаний, электронных масс-медиа достаточно серьезные, а спрос на эту продукцию, хоть и уменьшится, но все равно будет значительным. Именно эти средства я предлагаю направить на развитие украинской культуры.

Я понимаю, что нужно ориентироваться, прежде всего, на свой экономический рост, который должен стимулировать аккумулирование средств на поддержку украинского языка. Но, думаю, было бы наивно надеяться, что если улучшится экономическое состояние, то все дружно заговорят на украинском языке. Это ошибка, ведь у сытых людей не будет вообще мотивации для возвращения к первоисточникам.

В целом, я не склонен особо привязывать проблемы с украинским языком к экономической ситуации в стране. Ведь в России экономическое состояние не лучше, но россияне не спешат переходить, скажем, на английский язык, активно завоевавший постсоветское пространство. Проблема в том, что нахальное и хорошо организованное (к тому же поддерживаемое властью) российское этническое меньшинство позволяет себе навязывать свою волю в стране, где частица этнических украинцев составляла более 75%. Проблема в нашей аморфности и покладистости.

В последнее время я слышу от своих русскоязычных знакомых, что большинство населения говорит на русском языке. Но результаты социологических опросов свидетельствуют о другом. Респондентам был предложен вопрос: на каком языке вы разговариваете дома? 41,8% разговаривают на украинском и 35,8% — на русском; 21,8% — на том и другом; 0,6% — на других. Как видим, самый высокий процент все же за украинским языком. Поэтому нужно ту часть (21,8%) населения, которая разговаривает на двух языках, заинтересовать в употреблении именно украинского языка. Усилия государства должны быть направлены прежде всего на молодое поколение, стоящее перед выбором: на каком языке разговаривать?

Хочу вернуться и к проблемам гражданства. Считаю, что не допустимо давать гражданство тем, кто не владеет государственным языком. Тестирование на владение языком было применено в Прибалтике и оно существует во всех цивилизованных странах. Понятно, что это должно проходить постепенно, но решительно.

Все эти меры следует принять глобально и в комплексе. Допускаю реакцию русскоязычных, а особенно россиян. Но, уважаемые, не забывайте, кто хозяин на этой земле, кто является автохтонным народом, а кто пришлым, какой язык исконно законный в Украине. Если вы честно отвечаете на все вопросы, то возможно я (как и большинство украинцев), не буду чувствовать себя чужестранцем в столице родной страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать