Перейти к основному содержанию

В своем доме своя правда. И закон

Новеллы Семейного кодекса Украины
11 марта, 00:00
Тем, кто только собирается услышать марш Мендельсона в свою честь, настойчиво предлагаю внимательнее прочитать новый Семейный кодекс Украины и сверить, отвечает ли ваше видение брака и семьи этому документу? Ведь можно и попасть впросак, не зная, насколько сильно изменились сегодня обязанности, возлагающиеся на человека в браке. Поэтому, безусловно, для многих будет полезной (причем и для тех, кто много лет прожил супружеской жизнью) беседа с доктором юридических наук, профессором Львовского университета Зореславой РОМОВСКОЙ, автором Семейного кодекса Украины, вызвавшего, без преувеличения, бурную реакцию не только у юристов, но и у рядовых граждан.

ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ СЕМЬЕЙ

— Зореслава Васильевна, вы — Заслуженный юрист Украины, президент Ассоциации украинских законодателей, почему вы углубились именно в эту, очень сложную, сферу человеческих отношений — семейную?

— Тридцать лет преподавания семейного права во Львовском университете, защита докторской диссертации именно по этой тематике и статус народного депутата Украины предоставили мне возможность и, думаю, право предложить Верховной Раде Украины качественно новую модель регулирования семейных отношений. Этот документ стал результатом большой любви к предмету, который я преподавала, к своим детям, к студентам, к людям, просившим у меня совета на сложном жизненном пути.

— У нового Семейного кодекса есть немало горячих сторонников, трактующих его как документ европейского образца. Однако не будем лукавить, есть и немало противников. Особую волну протеста вызвало предложенное вами понятие семьи и признание отцовства...

— Стоит отметить, что у нас была возможность проанализировать и собрать все передовое, имеющееся в европейском законодательстве. Ведь проект Семейного кодекса был подан в Верховную Раду только в июле 1999-го. Главная идея Кодекса заключается в том, что он должен помочь людям становиться счастливыми, предоставляя им право утверждать в своем доме свою правду. В то же время, он не содержит запретов ради запретов. И в этом — одна из его основных черт. Новый Семейный кодекс отличается, в первую очередь, тем, что основанием для создания семьи в нем назван не только брак, кровное родство и усыновление, но и другие формы совместного проживания, если это не запрещено законом или не противоречит моральным основам общества. Следовательно совместное проживание женщины и мужчины без брака, но при отсутствии препятствий к нему, получило законодательное признание — семья. Кое-кто сразу же начал возмущаться, не зная о существовании соответствующих решений Конституционного Суда Украины, Европейского Суда и Верховного Суда Украины. Но что мешает называть семьей женщину и мужчину, живущих вместе и любящих друг друга, — то, что кое-кто видит в этом угрозу нравственности? Я думаю, угроза нравственности в другом — в алкоголизме, наркомании, пренебрежении родительскими обязанностями…

Относительно признания отцовства, то эту новеллу в кодексе я бы назвала важнейшей. По кодексу 1969 г. (1 января 2004 г. он прекратил свое действие) признание отцовства происходило при доказании совместного проживания матери, ребенка и ответчика, участия его в воспитании или содержании ребенка. Однако в абсолютном большинстве случаев этих обстоятельств не было, а поэтому признание отцовства судом становилось нереальным. Во всех государствах Западной и Центральной Европы давно существует другая законодательная норма: для признания отцовства судом имеет значение только биологическое происхождение.

В Украине сейчас каждый шестой ребенок рождается женщиной, не находящейся в браке. Зачем им цеплять ярлыки. Нужно наоборот — поблагодарить их за сохранение жизни, за то, что не подверглись искушению избавиться от упреков и проблем. Без таких женщин демографический кризис был бы еще более ощутим.

Мужчины же до сих пор в большинстве случаев действовали, как в присказке: «оделся, да и был таков». Однако наступило иное время, оно требует ответственности за результаты своей половой жизни. Соответственно изменилось и законодательство: теперь суд признает отцовство по результатам биологической (генетической) экспертизы.

КОЛИЧЕСТВО АБОРТОВ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ

— Я бы сказала, что закон загоняет мужчин в тупик…

— Нет, нужно просто быть настоящим мужчиной и смотреть правде в глаза: если ты действительно был в интимных отношениях с женщиной, которая родила ребенка, признай свое отцовство добровольно, иначе это сделает суд, взыскав стоимость услуг адвоката и стоимость экспертизы. С помощью этой законодательной нормы будет сохранена не одна жизнь. Ведь значительное количество абортов, в том числе первых, делается именно из-за невозможности признания отцовства. Семейный кодекс внедрил новую систему отношений между женщиной и мужчиной, свободную от сексуальной эксплуатации, утвердил взаимные обязанности перед новой жизнью. В случае рождения ребенка женщиной, не находящейся в браке, закон в первую очередь защищает интересы ребенка. (Подчеркиваю, ни какие привилегии женщине не предоставляются.) Женщина защищается здесь опосредствованно, потому что она, так сказать, привязанная к ребенку. В свидетельстве о рождении должна быть записана фамилия реального, а не вымышленного отца. Получать алименты, как ни удивительно это звучит, дело второстепенное. Я убедилась, что для значительного количества женщин это не так важно. Важнее в этой ситуации — документальное засвидетельствование настоящего происхождения ребенка, и это право предоставляется ему Конвенцией о правах ребенка.

Надеюсь, положительный эффект этого нововведения общество вскоре оценит. Первым его подтверждением будет снижение количества абортов, а следовательно увеличение количества рождений. Кстати, мужчины Европы давно живут по этой системе, привыкли и, кажется, не жалуются.

— Духом феминизма повеяло от этого закона...

— Не люблю слова «феминизм». Потому, что жажду женщин доказать свое равноправие на Западе иногда сами же женщины- феминистки доводят до абсурда. Мы относительно этого значительно более трезвые. Хотя проявлением феминизма кое-кто, возможно, будет считать то, что в Семейном кодексе вместо словосочетания «мужчина и женщина», употребляется «женщина и мужчина». Это не только согласовано с Конституцией, но и отображает тот груз семейных, и не только, обязанностей, которые несет женщина как жена и мать. Надеюсь, что эту новеллу мужчины воспримут спокойно.

— Но вы отстаиваете для женщины паритетные отношения с мужчиной. А это пока что не повсеместно и не является установившимся правилом нашего бытия. Недавно Дуглас Гарднер в докладе относительно выводов экспертов программы развития ООН откровенно сказал, что Украине придется строить новую модель развития общества. Ведь пока что это общество, лишающее женщину многих прав…

— В Семейном кодексе есть статья, утверждающая право жены и мужа на уважение. Когда речь идет о праве каждого из супругов на физическое и духовное развитие, вряд ли кто-то может что-то сказать против этого. Это обычная норма, направленная на признание достоинства обоих супругов. Однако в жизни мы к этому будем еще долго идти. После работы мужчина идет в сауну, после сауны возвращается домой и смотрит телевизор. А у женщины нет такой возможности. В законе, конечно, об этом речь не идет, но реального равенства у нас пока что действительно нет. По этому поводу можем сказать: направляя действие правовой нормы на уравнивание положений женщины и мужчины, где женщина обижена, что в определенной степени, присутствует, наверное, какой-то женский протекционизм. Но на этой стадии развития общества он просто необходим.

БРАЧНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ БУДУТ ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ

— Насколько я поняла, в Семейном кодексе вы воплотили все свои замыслы. Но что-то все же, по-видимому, не удалось?

— Не то что не удалось, а то, о чем я забыла. Обязательно нужно ввести спустя какое-то время норму, по которой алименты с родителей на ребенка могут быть взысканы за любое прошедшее время, а не только за три года. Женщина могла не предъявлять иска из гордости или по какой-то другой причине. Такая постановка вопроса будет дисциплинировать родителей, стимулировать их к пониманию долга: это мой ребенок и я обязан его содержать.

— Определенным образом, по-видимому, будут дисциплинировать и брачные соглашения, предусмотренные в Семейном кодексе Украины…

— Я сначала думала, что использоваться эти соглашения будут редко, однако примеров уже есть немало. Поэтому, если в кодексе 1993 года брачный контракт был включен в одну из глав отдельной статьей и заключать его могли только новобрачные, то сейчас это уже отдельная глава о брачных соглашениях и заключать их смогут и люди, находящиеся в браке. Брачный договор — это целая глава, допускающая возможность его изменения, расторжения, признания недействительным…

За десять лет, прошедших со времени предоставления права на заключение брачного договора, общество изменило свое отношение к нему. Сейчас много ученых обращают внимание именно на его воспитательный характер. Так, если в нем будет записано, что в случае злоупотребления алкоголем или расторжения брака мужчина должен выселиться из квартиры, то эта печальная перспектива заставит кое-кого корректировать свое поведение.

— С чьим семейным законодательством можно сравнить современное украинское?

— Он не является копией ни одного из законов — ни по структуре, ни по способу изложения. Но это губка, в которой собрано все достойное, в частности, нормы кодекса, выдержавшие проверку временем. Могу конкретно сказать, из какого кодекса переписаны несколько норм. Например, статья об обручениях — на 80% из кодекса канонов восточных церквей. Из общеевропейского права — норма относительно признания отцовства. Из семейного законодательства Румынии позаимствована идеология так называемого неполного усыновления, которая потом была закреплена в международных соглашениях.

— Можно ли говорить, что новый Семейный кодекс некоторым образом готовит нас к вступлению в Европейское сообщество?

— Бесспорно. Однако это ориентация не на европейское законодательство, а на систему общечеловеческих ценностей. Ни в каком государстве нет нормы законодательства, которая бы устанавливала размер алиментов. Этот вопрос решается судами. И мы, наконец, этого достигли. Закрепили мы еще и то, что заработная плата является собственностью того, кто ее заработал, а не общей собственностью. Но все, что я, например, покупаю для семьи — это является собственностью супругов.

КОНЬ, ТЯНУЩИЙ ЗА СОБОЙ ОБЩЕСТВО

— А как в Кодексе трактуется имущество, приобретенное в так называемом гражданском браке?

— В первую очередь скажу, что такого понятия закон не употребляет. Брак — это правовая категория, касающаяся исключительно тех союзов, которые зарегистрированы в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Есть еще церковный брак — результат венчания. Все прочее — это что-то другое, хотя атмосфера любви, поддержки может присутствовать в них в большей степени.

Важным стало другое — статья Семейного кодекса, по которой имущество, приобретенное лицами, проживающими вне брака, является их общей собственностью. Эта статья, а также статья, которая установила возможность возникновения права на алименты, вызвали обеспокоенность: мол, нанесен удар по браку, поощрена аморальность! Однако падение нравственности заключалось не в том, что женщина и мужчина начинали жить совместно без брака, а в том, что один из них позволил себе в наиболее тяжелый момент, бросить другого без каких-либо обязанностей и упреков совести, оставить детей без поддержки или вообще выгнать их на улицу.

Ранее действующее законодательство дискриминировало людей, которые не зарегистрировали свои отношения, поэтому для кое- кого эта форма семейной жизни была привлекательной: имущество, нажитое за время семейного проживания, не считалось общим. Приближение имущественных прав супругов и тех, кто живет в так называемом гражданском браке, привело к прекращению юридической возможности экономической, психологической эксплуатации личности, живущей вне брака. Гражданский брак утратил свою привлекательность, состоявшую в безответственности за судьбу того, кто рядом. И это непременно приведет к размышлениям: если ни какого преимущества нет, так почему бы не жить совместно в зарегистрированном браке, который всегда был и остается для абсолютного большинства женщин и мужчин явлением знаковым. То есть нельзя сказать, что эти нормы Семейного кодекса дают толчок к дальнейшему падению нравственности, это наоборот — попытка ее остановить.

— Наверное, можно утверждать, что этот закон во многих аспектах опережает наше общество.

— Закон — это почти всегда стимул к лучшему, к более усовершенствованному. Это часто тот конь, который действительно тянет за собой общество. Но иногда сопротивление общества может быть таким сильным, что даже самый лучший закон не может его сдвинуть со старого «насиженного» места. Я убеждена, что наше общество положительно воспримет попытку этого коня, в образе Семейного кодекса, сделать его лучше, добрее, ответственнее судьбы современного и грядущих поколений.

Я не вижу ни одной нормы, к которой можно было бы применить термины «несовременность» или «бесперспективность». Хотя мне приходилось читать мнения отдельных авторов о том, что договорное регулирование семейных отношений противоречит вроде бы нашей ментальности. Как раз наоборот! Украинская женщина всегда была активным участником всех семейных договоренностей. Поэтому целая система новых договоров, которые могут быть заключены между мужчиной и женщиной, между отцом и матерью, не противоречит украинской национальной традиции. Понимание во всех его формах (договоренность, соглашение, договор) было и останется основой семейной философии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать