«В Украине – большой потенциал для развития современной иконы»
Молодая львовская художница Иванна Демчук — о каноне и новацияхМолодая львовская художница Иванна Демчук пишет современные иконы. Мастеру всего 26 лет, но ее уже знают за рубежом, а в Украине называют настоящей находкой среди молодых художников и пророчат успешное будущее. Мы поговорили с Иванной об особенностях творчества в таком, казалось бы, традиционном искусстве, как иконопись, его современных тенденциях, а также о творчестве самой художницы.
— С чего началось ваше увлечение живописью?
— Увлечение живописью, а впоследствии иконописью вырасло из желания творческой реализации, умноженного на стечение обстоятельств. Хотя случайности, по всей вероятности, все-таки не случайные. Мои родители — врачи, поэтому не планировали мне художественное будущее, зато в раннем возрасте обнаружили несколько болезней глаз (астигматизм, дальнозоркость). Офтальмолог прописал мне интересный вид лечения: чтобы увеличить нагрузку на один глаз — много рисовать, лепить, раскрашивать, заслоняя другой. С тех пор начались детские кружки, художественная школа, увлечение классической живописью. Тогда я и не думала, что зайдет так далеко. Но мир искусства манил все больше, и в результате я оказалась в колледже им. И.Труша. Родители с уважением отнеслись к моему выбору и пытались поддержать. Но мама, задумываясь о «туманном будущем» художника, постоянно рекомендовала получить еще одно образование — например, филологическое. Мол, пусть живопись остается как хобби, но лучше освоить какую-то популярную профессию. Вместо популярной профессии после колледжа я решила выбрать еще более узкую художественную специализацию — сакральное искусство. Это было довольно спонтанное решение, но я нисколько о нем не сожалею. Тут я полюбила иконопись сначала классическую, а затем современную, и поняла, что с ней будет связана большая часть моей творческой деятельности.
«СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ ПРАВИЛ ОГРАНИЧИВАЕТ МАСТЕРА»
— Как бы вы охарактеризовали свою живопись: как религиозную или как иконопись? В чем для вас заключается принципиальное отличие между ними?
«СВЯТОЙ ЮРИЙ»
— Это дискуссионный вопрос. У меня есть картины, выполненные в живописной технике, а есть — иконы. Между этими понятиями есть принципиальные отличия, в первую очередь технические. Икона выполняется на доске, покрытой левкасом и со шпугами (деревянными или железными планками. — Прим. ред.). Живопись обычно выполняется на полотне другой техникой и красками.
Более интересным и более спорным вопросом является стилистика и канон иконописи. Это то, что выделяет икону среди других видов изобразительного искусства. Она имеет свои стилистические особенности, например, обратную перспективу, способ проработки — от самого темного к самому светлому. Художник начинает с темного фона, постепенно высветляя лики, одежду святых. Известный богослов Павел Флоренский писал, что «высветление» в иконе отображает богословскую идею света, который зарождается во тьме. Иконописец не может пойти обратным путем. Вопросами канона часто спекулируют: на самом деле канонов было не так уж и много, они были введены на Трульском и втором Никейском соборах. Позже возникли предписания, которые кое-кто также считает канонами. В тетрадях афонские монахи записывали правила иконописи — греческие ерминии. Впоследствии монах Дионисий из Фурны издал их в форме сборника, в котором есть масса предписаний относительно того, как должны выглядеть глаза, какими должны быть структура волос, пропорции лица, цвет, взгляд и т.п. Соблюдение всех этих правил ограничивает мастера. В конце концов, это выходит просто копирование, а роль художника сводится к воспроизводителю одних и тех же иконографических типов. Поэтому я считаю, что нужно искать в этом золотую середину.
— Оставляет ли религиозная тематика пространство для экспериментирования?
— Она немного ограничивает в выборе сюжета. Однако эти темы мне близки, поскольку они часто перекликаются с актуальными вопросами современности. Что же касается изобразительных средств (стилистики, колорита), то я отдаю преимущество творчеству, максимально даю себе волю.
«АКТУАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЮЖЕТЫ О ДОБРОМ САМАРИТЯНИНЕ И СВЯТОМ ГЕОРГИИ»
— Как вы выбираете сюжеты для своих икон?
— Есть определенная линия, с которой я пытаюсь связать большинство из них. Концепция касается непрерывной повторяемости явлений в человеческой истории. Актуальны, по моему мнению, сейчас сюжеты о добром самаритянине или о святом Георгии — защитнике и воине. Эволюция человеческого сознания не настолько прогрессировала, чтобы мы качественно отличались от человека двутысячелетней давности. У нас возникают те же проблемы и вопросы, мы можем быть теми же предателями, которые распяли Христа.
«ПЛАЩАНИЦА»
Любимым моим сюжетом является «Дорога в Эммаус». Христос является ученикам в виде человека, но они его не узнают. Чем этот сюжет близок современному человеку? Мы не всегда видим в окружающих людях Бога, то божественное начало, которое заложено в каждом из нас.
— Большинство ваших работ объединено белым фоном, достаточно необычным для иконы. Какую роль играет цвет в ваших работах?
— Каждый цвет в иконе является условным. Он не принадлежит самому предмету или лицу, а раскрывает их богословское значение. Большинство моих икон объединено белым фоном, поскольку, наблюдая жизнь Христа и святых, хочется делать акцент на идее простоты, чистоты и отречения от земных благ. Очень редко я использую золотые нимбы или желтый фон (например, в иконе «Спас в славе»). Также есть одна икона на черном фоне — это «Оплакивание Христа». Икона была написана в июле 2014 года на иконописном пленэре в Замлынье, и сначала для нее планировался не настолько драматичный колорит, однако как раз 17 июля произошла катастрофа с «Боингом»-777 недалеко от Донецка. Богородица здесь с красными от крови глазами, ярко-синие акценты туники символизируют небо.
Вместо золотых нимбов я часто использую пурпурные — как символ царской, божественной власти, или красные — знак жизни, победы над смертью, мученичества и жертвы Христа.
«КОГДА ВОКРУГ ПРОИСХОДЯТ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ДРАМАТИЗМ ПРОСТУПАЕТ И В КОЛОРИТЕ, И В СТИЛИЗАЦИИ»
— Насколько на ваш стиль повлияла традиция украинской иконописи? Какие характерные черты украинской школы вам наиболее близки?
— Украинская живопись вообще — большой источник для инспирации. Мне нравятся старинные украинские иконы — «Ангел — золотые волосы», «Устюжское Благовещение». Но я не всегда чувствую, что могу что-то позаимствовать у них. Визуально мои иконы на них не похожи, подобна разве что эмоциональная составляющая.
Меня вдохновляют иконы Федора Сеньковича, Ивана Рутковича — это конец украинского Ренессанса и эпоха барокко. В иконостасах появляются интересные эксперименты, введение современных элементов на то время — ландшафтов, зданий, одежды. Та же «Дорога в Эммаус» у Рутковича выглядит необычно. Двое апостолов изображены как путники в современной художнику одежде. Это было довольно революционно — так же, как если бы мы сегодня изобразили их в деловых костюмах. Меня это побуждает задуматься над тем, какой должна быть икона. Какие цели она преследует? Насколько важна ее объективная направленность к первообразу? Может ли она нести определенный субъективизм, который поможет зрителю что-то переосмыслить, возможно, приблизит икону к современному человеку?
— Насколько в вашем творчестве находят свое отображение современные события?
— Они отражаются в поиске сюжетов. Я ярче чувствовала страстную тематику, когда был Майдан и события, которые за ним последовали. Углубилось понимание, как нужно изображать эти сюжеты, поскольку во время таких событий художник находится в соответствующем настрое. В этот период мной были написаны иконы «Георгий-Победоносец», «Распятие», «Плащаница». У меня уже определен сформированный стиль, и изобразительные средства ему подчиняются. Ими можно показать как более позитивные сюжеты, так и страстную тематику. Когда вокруг происходят трагические события, драматизм проступает и в колорите, и в стилизации, что чувствуется во время созерцания иконы.
— Каковы современные тенденции иконописи, в частности в Украине?
— В мире обычно встречаются классические образцы иконописи. Однако в Польше, изредка в России, икона развивается и в современном направлении. У нас есть общие украинско-польские пленэры в Новице, где художники могут делиться опытом. Как я наблюдаю, наиболее удачная почва для экспериментов формируется именно в Украине. Есть интересные иконы народного направления — осовремененные, но инспирированные неповторимой эстетикой изображений народных, часто авторства полупрофессиональных мастеров. Можно говорить о направленности определенных иконописцев на неовизантийский стиль, другие творят под воздействием народной иконы, кто-то вносит готические элементы и колорит, которые в современной интерпретации выглядят особенно интересно, многие следуют минималистической эстетике.
В Украине есть большой потенциал для развития современной иконы. Неизвестно, воспримут ли в других странах современную иконопись и насколько будут в ней заинтересованы. В Польше, Франции и других европейских странах — возможно. Если процесс развития иконы в современном направлении происходит здесь, то это не случайно и будет иметь определенный спрос.
Конечно, за рубежом есть определенные возможности. Но сейчас, с развитием интернета, искусство украинских художников может популяризироваться и за рубежом, для этого не обязательно уезжать из Украины. Я уже принимала участие в выставках в Польше и Беларуси. Львовская галерея Iconart сотрудничает со многими художниками, которые занимаются сакральным искусством, в частности организовала выставку в Нью-Йорке, где было несколько моих работ. Также мои иконы есть в частных коллекциях во Франции, Канаде, США, Швейцарии.
Выпуск газеты №:
№96-97, (2016)Section
Общество