В «Золотой подкове» мирно сосуществуют гуцульские кони и вьетнамские свиньи
Плохо на ферме только людям![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020918/4168-5-1_0.jpg)
Региональный представитель Совета по туризму Карпатского региона Валерий Шевченко предложил поехать к Андреевскому озеру, что за Средним на Ужгородщине. Приехали в «Золотую подкову» — фермерское хозяйство у озера. Вначале стояла на территории небольшая, но работающая, кузница. Дальше — сара й для сена. Потом — фермер Василий Гарат. Грустный, потому что достали его материальные недостатки. У него 70 гектаров, попробуй их застрой полезными сооружениями. Для этого нужны деньги и необходимо много трудиться. Одно приземистое здание виднеется в долине. К нему одна за другой приближаются большие и маленькие темные свиньи.
— Вьетнамские, — говорит Шевченко.
Мы замираем от осознания, что свиньи не только украинское, но и интернациональное явление.
Свиноматки ходят с детенышами своими, как депутаты с электоратом. Лирическая такая картина. Местные поэты стихи бы могли писать, если бы за них платили.
— Где они ходят весь день? — спрашиваю.
— В поле, — ухмыляется Василий Гарат. — А вечером все приходят спать. Как ученики в интернате.
— А не опасно ли это для свиней, и для тебя? — спрашивает Валерий Шевченко. — Еще украдут.
— Не выйдет! —говорит Гарат. — Наши свиньи неуловимые. Такие проворные, что только мы можем словить. И то случайно. Дикие, одно слово!.. Они видят, что вышли за пределы хозяйства, потому что на них кидаются разные голодные крестьяне. Тогда они убегают назад.
Главные персонажи «Золотой подковы» — гуцульские кони. Их здесь больше двух десятков. Возродили даже дикого лесного коня — тарпана, что как будто вынырнул из небытия после скрещивания жеребца с чешской кобылой. Такие лесные кони после стихийной любви с монгольскими «оккупантами», и образовали гуцульскую породу коней.
Двум реликтовым тарпанам удивлялись гости-знатоки из Словакии, Польши. У них таких нет. Василий Гарат, следовательно, приобрел международную известность.
Еще и вьетнамские свиньи! Кто-то хотел их контрабандой за границу в чемодане провезти — завизжали, проклятые. Не удалось. Попали «нелегалы» в руки великоберезнянцу. Но там было им холодно — продал в Андреевку В. Гарату.
Размножение уже пошло по второму кругу. Все рады, наблюдая стихийный мясной урожай. К сожалению, вышла из строя паяльная лампа. На другую — нет денег. Не понимают еще власти важность развития элементов сельского туризма среди детей, чем и стал заниматься Василий Гарат со всей семьей — отцом Василием Алексеевичем, матерью Софией Васильевной, сестрой, сыном, который учится на ветврача в Мукачевском техникуме.
Перед этим фермер работал официантом знаменитого в советские времена ресторана «Эдельвейс». Еще тогда не так, подносы любил носить, как рисовать в углу конюшни гуцульских коней. Была такая мечта. К благородным этим животным тянулся, потому что сам из Верховины. Киблярский совхоз «Красная звезда» выделил ему ненужные земли. Теперь через гору Маковицу (приблизительно 15 километров отсюда) собирается сделать маршрут на Перечинщину.
— Вот она Маковица, — показывает, — где все покрыто облаками. Это — горный хребет который разделяет два района. Леса удивительные на нем. Есть такие пропасти, что конь, если сорвется, то убьется. Одни камни! Вулканические выбросы поросли липами. В потоках форель водится. В жару хорошо. И в ненастье — не беда.
Кто-то заикнулся, что не помешало бы поесть, но потом все пожалели об этом. Василий Гарат дошел, действительно, до крайней бедности — последнюю буханку хлеба принес, на бедной грядке сорвал помидоры, выкопал луковицу. От печеной картошки мы стоически отказались, чтобы у него было чем поужинать.
Поэтому не шутка — на годовое содержание одного гуцульского коня требуется 1200 гривен. Ради них приходится отказывать себе во всем.
Тем не менее, в «Золотой подкове» время от времени показывают гостям и кузницу в действии, и организовывают троистых музык, и молотят снопы вручную... Мало эмоций — Гарат берет самодельную круглую «гитару» и поет о гуцульских конях, которые мужественно поднимаются в горы, срываются со скал, погибают, но не сдаются.
Поэтому и подкова с таких коней, по-видимому, золотая!
Выпуск газеты №:
№168, (2002)Section
Общество