Вадим ЧУПРУН: «В Донбассе «войны» не будет»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050303/439-6-1.jpg)
Новый губернатор Донетчины, в прошлом — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Туркменистане, личность неординарная. Такой вывод можно сделать по медиа- резонансу его заявлений. Спустя три недели после назначения Вадима Чупруна на пост председателя Донецкой облгосадминистрации жители региона еще не определились окончательно, как им воспринимать нового главу области — как ставленника новой власти, который поломает привычный уклад жизни, или как вестника перемен, который положит начало добрым преобразованиям в регионе.
Кто-то может обижаться на Вадима Прокофьевича за то, что не им досталась должность губернатора, кто-то априори не воспринимает перемены, происшедшие в обществе, но в целом Донбасс позитивно воспринял нового главу области. Тем более, что с первых дней Чупрун четко дал понять: его миссия в Донецке — не политическое заигрывание с местными бизнес-элитами, а решение остро стоящих перед регионом хозяйственных проблем.
— Вадим Прокофьевич, что для вас означает назначение на губернаторскую должность? Вас называют ставленником Президента Украины. Каково ваше ощущение от шахтерского края?
— Быть губернатором самого индустриально развитого региона страны — это, в первую очередь, огромная ответственность. И я воспринимаю свое назначение исключительно с такой позиции. Не знаю, может, кто-то из моих коллег и праздновал вступление в новую должность. Мне так не повезло: за все эти три недели у меня не было еще ни одного выходного.
Ставленник Президента?.. А как вы себе представляете губернатора, который не является ставленником Президента? Меня представлял активу области лично Виктор Ющенко. Уже исходя из этого в регионе меня не могут воспринимать иначе.
Что же касается ощущений… Вы знаете, я ведь не чужой человек в Донбассе. Большая часть моей карьеры прошла именно здесь. Даже те девять лет, которые я провел в Туркменистане, я не чувствовал себя в отрыве от области.
— И как бы вы охарактеризовали регион, который достался вам «в наследство»? Какие основные проблемы Донбасса вы могли бы выделить?
— Если я скажу, что ситуация непростая, это будет звучать банально. На самом деле в настоящий момент я только вхожу в курс дел. Донбасс — это мощнейшая промышленность, которая должна работать на благо государства. Но в то же время в регионе существуют серьезные социальные проблемы.
Поэтому на первое место я бы поставил материальное обеспечение простых граждан. Моя позиция: заработная плата должна выплачиваться своевременно и обеспечивать человеку нормальную жизнь. На второе — проблему дальнейшего функционирования угольной отрасли, в которой почти каждый год почему-то происходит реструктуризация. Кстати, я категорически против укрупнения шахт и буду просить остановить этот процесс.
Нельзя обойти вниманием и расчеты за энергоносители. Вот, например, сейчас вовсю холода, а ночью даже в Донецке нет горячей воды. Я не говорю уже об отоплении шахтерских поселков. В общем, вот эту цепочку, когда деньги теряются на полпути от потребителя до поставщика, придется разрубить.
— Будет ли затронута давняя проблема «двуязычия» Донбасса?
— Проблема «двуязычия», «многоязычия» существует только для тех, кому это выгодно. По-моему, никогда в Донбассе такой проблемы не было. Вот сегодня я с вами общаюсь на русском языке — для кого из нас это проблема? Давайте перестанем спекулировать на культурном разнообразии нашего народа.
Сегодня в Донецкой области и без того проблем немало. Посмотрите вокруг: дети не ходят в школу, потому что там нет тепла. В любой больнице, если ты не пришел со своим лекарством, тебе делать нечего. Как жить дальше? Это что, — каменный век?
Поверьте, мы еще обязательно разберемся с теми, кто незаконно пытался закрывать школы и детские сады, особенно в сельской местности. Я хочу восстановить социальную инфраструктуру, которая была разрушена за прошедшие десять лет. Это не делается сразу. Я понимаю, что нам надо потратить на это целые годы. Но если не начать этот процесс сейчас, мы не сможем смотреть в глаза нашим детям.
— А какие методы и алгоритмы работы вы для себя изберете?
— Необходимо быть дипломатом на любой должности, никакой «войны» в Донбассе не будет. И если мы говорим о дальнейшем развитии региона, о сотрудничестве с бизнес- элитой, то это однозначно — компромисс. Другое дело, если кто-то не поймет, что смутные времена закончились, и наступила пора учиться жить по закону. В таком случае разговаривать с ними уже буду не я, а компетентные органы.
— Наверное, сейчас одним из самых актуальных вопросов на Донетчине является вопрос кадровых назначений. По какому принципу вы будете формировать свою команду? Почему так долго нет кадровых назначений?
— Почему-то все ждут назначений в первую же неделю. Так не бывает. Если говорить о кадрах, — это основа всего. Назначить на ту или иную должность профессионала — это очень большая ответственность прежде всего власти, ведь ей же с этих самых кадров потом спрашивать. Тем более, что речь идет о Донбассе, где цена ошибки особенно велика.
Кадровые назначения и перестановки обязательно будут, но постепенно. Мои принципы прозрачны: если говорить по порядку, то это порядочность, профессионализм, политическая принадлежность, авторитет. Поймите, невозможно четко соблюдать принцип назначения на должности по квотам партий в области, где лучшие управленцы, весь актив состоит преимущественно в одной партии — Партии регионов, которая к тому же не является провластной. Кроме того, передо мной ставилась задача не удовлетворять чьи-то политические амбиции, а развивать хозяйственный потенциал региона и подымать благосостояние простых людей.
— Сейчас по этому поводу собирается немало митингов — и тут, в Донецке, и в Киеве. Как вы относитесь к этим акциям, ведь на них нередко звучат требования о вашей отставке?
— Я всегда уважал право кого бы то ни было на собственное мнение в любой предусмотренной законом форме. И осуждать никого не буду, но прислушиваться к таким уличным советам тоже не могу. Ведь что, по сути, происходит: несколько десятков людей, отстаивая свои личные амбиции, пытаются навязать свое мнение руководству государства, мне, общественности. И это в то время, когда надо мобилизовать лучшие ресурсы, объединиться для того, чтобы отстоять государственный интерес.
Я готов к открытой дискуссии, готов выходить к людям, разъяснять и отстаивать свое мнение, обсуждать результаты моей деятельности как губернатора. Но посмотрите, что получается: не успел человек приступить к исполнению обязанностей, сделать первые шаги, как его пытаются отправить в отставку и очернить. Такими методами эффективную систему государственного управления, которая будет пользоваться доверием у народа, создать не получится. Я не думаю, что региону пойдет на пользу кадровая чехарда.
— После того, как команда будет сформирована, как вы выстроите работу Донецкой облгосадминистрации? Например, ваш коллега, губернатор Луганщины Алексей Данилов сказал, что нужно стремиться к тому, чтобы администрация стала динамичной структурой и задавала тон всей области. Согласны ли вы с этим?
— В Донецкой области администрация всегда задавала тон области и была локомотивом региональных реформ. И этот статус за ней сохранится. Донбасс — уникальный регион, здесь развита высокая культура уважения к власти. Наша же задача — эти надежды оправдать. Ведь, положа руку на сердце, давайте признаем: далеко не всегда местная власть действовала в интересах своего народа, государства, причем это касается не только Донецкого региона. Вот эти ошибки мы и будем исправлять.
— Каково ваше мнение о выступлении Президента Ющенко во время вашего представления? Наблюдатели отмечают, что в этом случае Президент обращался к местной элите на ее же языке. Как по-вашему, к кому же все-таки обращался Виктор Андреевич — к местной элите или к избирателям Донетчины, которые в подавляющем большинстве своем отдали свои голоса Виктору Януковичу?
— Простите, но губернатор Донецкой области не комментирует выступления Президента Украины и не дает ему советы, как общаться с людьми.
— Как вы намерены разделять власть и бизнес в регионе?
— Эти понятия уже разведены. Я никогда в своей жизни не занимался собственным бизнесом и с самых первых лет независимости работал в государственных структурах. Сегодня я чиновник 1-го ранга, и уходить с госслужбы до конца карьеры не намерен.
Что же касается остальных, то я всех предупредил на первом же совещании: узнаю о том, что кто-то взял взятку — пеняйте на себя, такого не прощу. Бизнес и власть должны быть партнерами, вместе служить на благо своего народа. Более конкретно система наших взаимоотношений будет налажена уже в ближайшее время.
Это что касается руководства администрации, ее структурных подразделений. А в целом по области проблема должна решаться на высшем уровне, потому что объяснить человеку, получающему зарплату 300 гривен, что он должен честно работать и жить на одну зарплату, я не смогу. Государственная служба должна быть высокооплачиваемой почетной профессией и аккумулировать лучшие кадры в регионе. К сожалению, сегодня профессионалы предпочитают частный бизнес, в котором материальный вопрос так остро не стоит.
— В завершение несколько «скользкий» вопрос. Буквально спустя неделю после вашего назначения у вас возникли разногласия с местной прессой. Вы высказались достаточно жестко в адрес донецких журналистов. Как в дальнейшем вы будете строить свои отношения с представителями СМИ? Насколько, по вашему мнению, важна их роль в достижении намеченных вами целей?
— Взаимоотношения власти и общественности, рупором которой являются СМИ, — процесс обоюдный. Мы не можем быть в стороне друг от друга, как и не можем быть по разные стороны баррикад. У меня нет и не может быть разногласий с журналистами, которые освещают работу мою, областной администрации, власти объективно, даже если это критика. Но я не позволю никому публично меня оскорблять.
Да, я буду жестко требовать от СМИ объективности. Это — святая обязанность журналиста, но со своей стороны я буду делать все, чтобы ему помогать. Первый шаг в этом направлении я уже сделал: подписал распоряжение, согласно которому вся вертикаль власти — от губернатора до последнего клерка — обязана оперативно предоставлять всю необходимую СМИ информацию о процессах, происходящих в Донецкой области. И поверьте, я приучу местных чиновников его исполнять.
Выпуск газеты №:
№39, (2005)Section
Общество