Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валерий ИВАСЮК: Довольно наступать на «острый политический скальпель»!

27 октября, 00:00
К публичному обращению как форме изложения своих мыслей и своей гражданской позиции человек прибегает в неординарных ситуациях. Мое обращение к коллегам-медикам также вызвано нерядовым и действительно судьбоносным для страны и всех нас событием — выборами нового президента Украины.

ПОЧЕМУ Я ОБРАЩАЮСЬ К МЕДИКАМ

Во-первых, я ваш коллега по профессии.

Во-вторых, потому, что медики и сама наша профессия являются чрезвычайно значимыми для общества. Не случайно любая власть ищет поддержки и одобрения не только со стороны всего общества, но и со стороны «элитных» социальных и профессиональных групп населения, среди которых медики занимают главное место. Теперешняя власть в Украине не является исключением в своих стремлениях. Она ищет и без особых усилий находит желаемую публичную поддержку со стороны некоторых видных общественных деятелей Украины, среди которых много известных и высокопрофессиональных врачей. Почтенность этих достойных людей используется в таком случае как метод «замещающей терапии» при болезни нравственности и профессионализма власти.

В-третьих, потому, что медики, учитывая профессиональную необходимость общаться с людьми, являются чрезвычайно влиятельным фактором формирования общественного мнения. Слово врача — это слово человека, которому другой человек-пациент очень доверяет. Именно поэтому врач — это почти идеальный проводник информации. Поскольку подавляющее большинство медиков не утратили своей чести, достоинства и преданности своей профессии.

КРИТЕРИЙ ВЫБОРА — САМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

В условиях заострения президентской избирательной кампании человек даже помимо своей воли окажется перед выбором. Но чтобы сделать правильный выбор, мало быть просто сознательным гражданином.

Хорошо известно, что самой эффективной гарантией от ошибочного выбора является полная и правдивая информация о предмете выбора. Думаю, все чувствуют острый дефицит такой информации о соперниках ныне действующего Президента Украины. Вместо этого, наши уши забивают откровенной дезинформацией. Но если относительно его соперников эта дезинформация очень негативная, то Л.Кучму государственные и прокучмовские частные СМИ описывают только положительно.

Самым важным фактором социального и физического здоровья человека и общества является свобода вообще и свобода слова, свободный доступ к информации, в частности. Правительство, искусственно препарирующее информацию, всячески препятствует гражданам своей страны получать достоверные сведения — держит их за дурачков. Если мы согласимся и дальше быть не свободными гражданами Украины, а дурачками на коротком информационном поводке власти, все останется без изменений.

Так как же все-таки не допустить ошибки при выборе следующего президента Украины?

Единственным всеобщим и объективным критерием является сама действительность. Это, в принципе, признает и сам Л.Кучма, заявляя о том, что главным его соперником на нынешних выборах является очень плохая экономическая ситуация в стране и очень низкий уровень жизни людей. Что же касается того, как не ошибиться даже в том, кого нельзя выбирать президентом, то для этого следует просто установить причинно-следственную связь между политикой действующего Президента, который одновременно выступает и кандидатом на эту должность, Л.Кучмы и глубоким социально-экономическим кризисом в Украине.

К ПРОВОРОВАВШЕЙСЯ ВЛАСТИ ДОВЕРИЯ НЕТ

Должно быть, еще никогда в истории Украины за годы ее независимости взаимный антагонизм государства и гражданина не был таким откровенным и острым, как сейчас, не приобретал таких угрожающих масштабов для обеих сторон, а вследствие этого, естественно, и для национальной безопасности. Сущность и первопричина этого антагонизма состоит в игнорировании государством всех без исключения естественных и гражданских прав человека, прав, полученных от рождения и гарантированных Конституцией Украины.

Можно ли оправдать существующее положение вещей, к примеру, какими-то объективными обстоятельствами, например, тем, что временный интервал между нашим «демократическим» настоящим и комунототалитарным прошлым очень короткий? А если так, то как вкладывается в эти обстоятельства тот факт, преданный огласке Е.Марчуком 25 июля этого года, что вследствие противоправных действий государственных и коммерческих структур за пределы Украины только за последние два года безвозвратно перевели и вывезли 40 млрд. гривен, т.е. похищена вся (!) доходная часть государственного бюджета Украины?! Неужели это преступление совершили властные мертвецы из-под Кремлевской стены или из правительственной аллеи Байкового? Или же это произошло при прямом содействии нынешней власти?

И если когда-нибудь каким-то фантастическим образом будет доказана (а это сделать невозможно!) непричастность нынешней власти к разворовыванию государства, то будет ли это значить, что действующая власть не является властью, а право распоряжения материальными и человеческими ресурсами Украины нынешнее руководство государства добровольно отдало в руки лиц, которым Украина и ее народ глубоко ненавистны. Но это ведь тоже преступление власти против собственного народа.

Среди многих дефицитов, существующих сегодня в Украине вследствие длительного и глубокого социально-экономического кризиса, один из наиболее острых и, без сомнения, наиболее угрожающих — дефицит доверия народа к государству, к действующей власти. Такая реакция людей является закономерным результатом отчуждения народа от государства.

Этот дефицит можно ликвидировать только одним путем: государство должно пойти навстречу интересам человека, обеспечить его гражданские и естественные права — на работу, достойную жизнь и здоровье.

ЗДОРОВЬЕ — ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Тут, собственно, мы подошли к сути и наивысшей цели профессиональной деятельности медиков — к здоровью человека.

Здоровье — не только биологическая ценность. Это еще и фактор политический, фактор национальной безопасности, хотя бы потому, что народ Украины — единственный источник власти, и от того, насколько физически и психически здоровым он будет, зависит, какой будет власть.

Медики всегда отличались очень высокими требованиями к источникам информации, особенно в тех случаях, если эта информация касалась их профессии. Потому, чтобы дополнить личное отношение читателей к политике Президента Кучмы и государства в сфере здравоохранения, обращусь к некоторым документам, в которых, на мой взгляд, объективно анализируется национальная система медицинской помощи.

Мировой Банк осуществил в 1997 году анализ финансирования здравоохранения в Украине. В отчете говорится, что реальные расходы на здравоохранение снизились на 51%, а политика относительно него осталась неизменной. Из отчета следует такой вывод: правительство Украины осуществляет финансирование здравоохранения, руководствуясь временными интересами государственной бюрократии или политической конъюнктурой. Такой беспредел со стороны правительства стал возможным потому, что в Украине ни разу не рассматривалась и не принималась общенациональная средне- или долгосрочная программа развития системы здравоохранения. При отсутствии такой программы можно утверждать, что Украина вообще не имеет государственной политики в сфере здравоохранения.

Состояние здравоохранения в Украине является предметом постоянного внимания ООН. В аналитических отчетах ООН за период 1997 — 1999 годов отмечается: «Сегодня практически не развивается профилактическое направление в медицине, а ее сугубо лечебное направление деградирует». По данным социологического обследования «Здоровье-1996», коммерческие медицинские услуги недоступны по своей цене для 68,5% опрошенных, а обращались за помощью к частному врачу только 14% от их числа. Как свидетельствуют материалы этого исследования, только 39,8% опрошенных имеют возможность покупать необходимые лекарства. В 94,8% случаев невозможность приобрести медикаменты связана с нехваткой денег.

КАК ЛЕОНИД ДАНИЛОВИЧ СТОЛКНУЛ БЕДНУЮ МЕДИЦИНУ С БЕДНЫМИ БОЛЬНЫМИ

Невзирая на сильный прессинг со стороны власти на общественно-профессиональные организации медиков и полную зависимость самих медиков от заангажированности администрации заведений, в которых они работают, иногда в СМИ все-таки прорываются объективные оценки состояния отечественной медицины, сделанные и украинскими медиками.

В частности, в открытом обращении к Л.Кучме и В.Пустовойтенко Правления Ассоциации инфекционистов Украины, напечатанном 28 ноября 1998 года, говорится: «В последнее время заболеваемость инфекционными болезнями в Украине постоянно растет. Ежегодно болеет 10 — 12 миллионов людей, т.е. каждый пятый житель. Темп роста смертности от инфекций в 1,2 раза превышает соответствующий показатель общей смертности».

Поэтому V Съезд инфекционистов Украины, состоявшийся в октябре 1998 года, констатировал отсутствие надлежащего внимания со стороны государства в целом к решению проблемы инфекционных заболеваний. Инфекционисты предупреждают: «При отсутствии решительных и неотложных мер инфекционные болезни доведут украинский народ до грани вымирания. Пассивно наблюдать за этим далее недопустимо».

Еще более однозначную негативную оценку дало политике Президента Л. Кучмы Всеукраинское Врачебное Общество (ВУЛТ). Приводим выдержки из Заявления ВУЛТа, преданного огласке в ноябре 1998 года: «ВУЛТ глубоко обеспокоен происходящим в системе здравоохранения Украины. Под лозунгами «усовершенствования» и «реформирования» здравоохранения, перевода его на «рыночные пути» разрушается пусть и несовершенная, но все-таки стройная и логично обоснованная система, доставшаяся нам в наследство от советских времен.

Юридическая база под это разрушение подведена Указом Президента Украины №860/98 от 08.08.98 «О сокращении расходов государственного бюджета Украины на 1998 г.» и постановлением Кабинета Министров Украины №855 от 11.06.98 «О численности работников бюджетных учреждений».

Надеемся, Президент Украины не забыл, что он является гарантом Конституции.

А в случае дальнейшего проведения нынешней политики возникает вопрос: «Кто будет жить завтра в независимой Украине?»

Похоже, президентской команде действительно «нечем крыть», и единственное, что она может сделать для спасения имиджа своего шефа, — молчать, делая вид, что медицины для масс просто не существует. Что уже почти соответствует действительности. Остался только медперсонал, который хочет, но не имеет практической возможности лечить своих пациентов. И остались мы — все остальные, простые смертные — сограждане Президента.

Действия Леонида Кучмы повлекли за собой один из самых острых социальных конфликтов в Украине, столкнув бедную медицину с бедными больными. Политика действующего Президента поставила в зависимость право граждан на медицинскую помощь от их доходов, которые для 97 процентов граждан Украины не превышают 75 гривен на человека в месяц. Вследствие этого десятки миллионов тяжелобольных (а именно: 12 млн., ежегодно болеющих инфекционными болезнями, 2,7 млн. — туберкулезом, 1 млн. — диабетом, 741 тыс. — раком, 6 млн. — сердечно-сосудистыми заболеваниями, 1,2 млн. инвалидов I и II группы, 120 тыс. инвалидов детства, 2 млн. психически больных, 180 тыс. ВИЧ-инфицированных, 800 тыс. больных алкоголизмом, 700 тыс. — наркоманией) вообще лишены специализированной медицинской помощи.

СНОВА О КРИЗИСЕ. ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ

Интегральным показателем совокупного здоровья украинского народа, как и любого другого, является демографическая ситуация. За последние семь лет количество населения Украины уменьшилось на 2,34 млн. человек. Депопуляция имеет устойчивый характер, и признаков ее прекращения не замечено.

Демографический кризис в стране, даже в зачаточном его состоянии, является чрезвычайно сильным социально-политическим раздражителем и побуждением к действиям для правящей администрации, если, конечно, последняя заботится о народе и зависит от него.

Какова же реакция Л.Кучмы — действующего Президента Украины — на катастрофическое вымирание народа? Квинтэссенцией ее является выступление Л.Кучмы 1 октября этого года на I Всеукраинском съезде медицинских работников. Говоря о здоровье и жизни людей, Президент сделал такие выводы: «Не случайно именно эту сферу чуть ли не активнее всего цинично эксплуатируют наши противники в политической борьбе, что наглядно подтверждается предвыборной президентской кампанией. С особым наслаждением смакуются тезисы о вымирании народа и вызванном им уменьшении численности населения.

Основные причины негативных демографических тенденций, а они имеют место, хотя и далеко не в таких масштабах, как это нередко подается, лежат не в экономической и не в социальной плоскости. Эти причины лежат в плоскости политической...».

Наведу выдержку из документов ООН, в которых так же анализируется демографическая ситуация в Украине. «Впервые в мирное время в Украине появились и набирают силу явления, раньше имевшие место в сравнительно кратковременные периоды тяжелых мировых или гражданских войн, ... что дает основания квалифицировать состояние демографической ситуации в Украине как глубокий демографический кризис» («Здоровье детей и женщин в Украине», ЮНИСЕФ, ПРООН, ВОЗ, Мировой Банк, КМ Украины, Минздрав, НАН Украины, 1997 г.).

В другом официальном источнике ООН — «Репродуктивное и половое здоровье подростков в Украине», 1999 год издания, делается такой обобщающий вывод: «Кризисное состояние общества приводит к чрезвычайному ухудшению демографической ситуации, которое еще долго будет отражаться не только на демографическом, но и на социально-экономическом развитии страны. Демографическая цена социально-экономического кризиса слишком высока... Демографическая ситуация в Украине оценивается исследователями как острокризисная».

Как видно, ООН называет настоящую причину демографического кризиса в Украине — социально-экономический кризис. Президент Кучма пытается это скрыть, подменяя настоящую причину какой-то «политической плоскостью».

МИНУЛО СЕМЬ ЛЕТ — НАСТУПИЛО ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Самое начало приведенного пассажа Президента Кучмы является безупречным демонстративным примером его поведенческой реакции как лица, отрицающего и категорически отбрасывающего чье-либо, за исключением себя, право анализировать действительность в Украине. Граждан, позволивших себе посягнуть на, как оказывается, исключительное право Л.Кучмы оценивать ситуацию в государстве, он назвал просто и однозначно — «наши противники в политической борьбе». Хотелось бы знать «наши» — это чьи, всего народа, или лично ваши, господин Президент? Если всего народа, то получается что-то похожее на общеизвестное «враги народа».

Оценивая эту парадоксальную, по моему мнению, реакцию Президента Кучмы, когда вместо существенного анализа причин и самого явления депопуляции украинского народа он раздает квалификационные характеристики тем, кто, кроме него, осмелился говорить о демографическом кризисе, можно сделать такие выводы: во-первых, Л. Кучма выступал в данном случае не как действующий Президент Украины, а как обычный кандидат в президенты. Он использовал съезд медиков Украины для сведения политических просчетов, пренебрегая самой целью этого профессионального форума; во-вторых, учитывая очень жалкое состояние национального здравоохранения, причиной которого, в том числе, стала и неадекватная государственная политика правящей администрации в этой сфере, Президент Кучма должен бы отчитываться перед таким досточтимым собранием за свои личные действия как главы государства. Это было бы тем более целесообразно, поскольку заканчивается срок его полномочий как действующего Президента. И сам съезд был наиболее уместным случаем для президентской исповеди перед медиками.

Так должен был бы поступить государственный деятель, являющийся Президентом Украины. К этому его обязывает не только наивысший статус в государстве. Это еще и его прямой долг по Конституции и согласно закону. В статье 17 Основ законодательства Украины о здравоохранении содержится норма прямого действия, четко определяющая: «Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы государственной исполнительной власти. Личную ответственность за нее несет Президент Украины».

Кучма руководит государством почти семь лет, сначала как премьер-министр с чрезвычайными полномочиями, а теперь как Президент Украины. С учетом этого обстоятельства поражает содержание и суть заключительного абзаца выступления Президента Л.Кучмы на упомянутом съезде. Цитирую: «Считаю, что государство и медики должны объединить усилия ради процветания украинского народа. Давайте совместно сделаем все для того, чтобы пульс нашего государства, нашего общества был ровным, мощным и хорошо наполненным».

Не многовато ли времени, почти семь лет управления государством, требовалось для этого просветления Кучмы? И не цинично ли это заявление Президента, ввиду того, что выполнением как раз его воли стало сокращение 250 тыс. врачей, 120 000 медсестер, 130 000 больничных коек, ликвидирование 500 больниц, что он, глава государства, задолжал медикам 253 млн. грн.? И это в то время, когда по данным Минздрава ежегодно население имеет 510 млн. «контактов» со врачами, 485 млн. граждан каждый год обращается за медицинской помощью в поликлиники, 14 млн. — в скорую медицинскую помощь, 10 млн. лечится в стационарах! Так что же является причиной внезапного просветления ума Президента Кучмы?

Ответ на этот вопрос является третьим выводом, следующим из анализа выступления Кучмы на съезде медиков: единственной мотивацией этого выступления является личный интерес Кучмы быть избранным на второй президентский срок.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СКАЛЬПЕЛЬ — В НАДЕЖНЫЕ РУКИ!

Решение каждого из нас о том, удовлетворить на выборах этот интерес Л.Кучмы или нет, зависит от нашей оценки того, как руководил Л.Кучма государством. Сейчас, накануне выборов Президента Украины, очень важно найти понятную всем, простую и отвечающую действительности формулу для описания способа и стиля управления Л. Кучмой государством. Такую формулу назвал сам действующий Президент и не стоит искать более меткую.

Отвечая на вопрос журналиста программы «Герой дня» канала НТВ о предыдущем избрании Л.Кучмы Президентом, он сказал: «Когда я шел на эту президентскую гонку, то я в какой-то мере... ну, не особенно задумывался, выиграю я или не выиграю... Наверное, на многие вещи смотрел несколько упрощенно, считал, что страна — это.., в какой-то мере.., большой завод. Поэтому, конечно, первые годы шли на поиск, так сказать... часто на поиск такой, на тык. Получится, не получится. Здесь я абсолютно был... какое слово мне сказать... ноль в вопросах политики, международной политики. Сегодня я на многие проблемы смотрю совсем другими глазами. Более трезвыми».

Вряд ли это надо комментировать.

Замечу только, что Кучма руководил государством методом «тыка», «получится, не получится», не только на должности Президента. Впервые всех нас Кучма «тыкнул» своими декретами о трастах, когда еще занимал должность премьер-министра. «Тык» «получился». От унижения и боли люди будут плакать еще долго. Удовольствие же получили входящие сейчас в близкое окружение Л. Кучмы. Те, кто и является реальной властью в Украине.

В 1994 году, как и сейчас, Украинское государство было больным. Тогда Л.Кучма как Президент взял в руки политический скальпель. Точнее, народ добровольно вложил этот острый инструмент в руки человека, скрывшего от народа то, что он не имеет даже понятия, как лечить государство. Л.Кучма вволю «потыкал» лезвием своих указов и декретов тело государства, страны и народа на протяжении семи лет.

Может, уже довольно? Решать нам. 31-го октября.

Валерий ИВАСЮК — кандидат медицинских наук, народный депутат Украины и депутат Киевсовета в 1990 — 1994 гг., первый заместитель председателя, председатель Национального Комитета по профилактике наркомании и заболевания СПИДом в 1992 — 1998 гг., первый заместитель председателя Национального координационного совета по борьбе с незаконным обращением наркотиков Кабинета Министров Украины в 1997 — 1998 гг., с 1998 г. и доныне — научный эксперт «Української Правничої Фундації».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать