Валерий СТЕПАНКОВ: «История — наука. Потому можно познавать прошлое!»
— Причиной всех трудностей, неурядиц, того тяжелого положения, в котором мы все находимся, на мой взгляд, является низкий уровень нашего национального сознания. Часто мы себя не уважаем и далеко не всегда можем занимать принципиальные позиции в отношении каких-то обстоятельств и т.п. И целый ряд проблем, связанных с просчетами во внутренней политике — именно от слабости нашей политической элиты. Часто ее действия нельзя назвать соответствующими статусу украинской элиты. Мы не уважаем себя как великую европейскую нацию, и продолжаем смотреть на то, что же о нас скажут соседи, пытаемся всегда им угождать. Рабство — это сложная вещь, но как историк я знаю, что рабы брались за оружие и либо обретали свободу, либо гибли. Рабство — это внешние проявления. Но приходит день «Х», и рабы могут взяться за оружие. Есть другая форма рабства — это холуйство, прислужничество. Рабство, которое приносит человеку удовлетворение; перфразировав Тараса Шевченко, за шмат чужої ковбаси ти батька й матір продаси. Так произошло (и это нужно признать), за много лет отсутствия национального государства психика и сознание народа были деформированы, сломаны. И те трагедии, которые ему пришлось пережить с ХVII века (войны, восстания и голодоморы), разумеется, не могли не сказаться отрицательным образом — нам надо подниматься с колен.
В таком сложном процессе огромное значение имеет собственная история, и история правдивая. В любой другой науке, возможно, абсолютных истин и не много. Но история должна быть приближена к истине. Люди моего поколения (мне за 50), старшего и младшего, все воспитывались в определенной системе координат. Трагедия была в том, что если нам читали историю Украины в вузах, то это была вовсе не история Украины. Главной была концепция Соловьева — «собирание русских земель», при отрицании существования украинской и белорусской нации и народов и т.п. И нам от этого стереотипа отойти чрезвычайно сложно. Знание истории в таком случае играет очень важную роль. Важно эти знания доносить не только до профессионалов, но и до руководителей разных сфер деятельности, до простых граждан (мало кто, кроме специалистов, занимается фундаментальной академической историей). Процесс формирования понимания этого происходит в сознании: в школах и через научно-популярную литературу, то есть через все, что может дойти до сознания гражданина. Если в области фундаментальной исторической науки в последнее время произошли определенные качественные сдвиги, то в научно-популярном плане есть много пробелов. Выход этих двух больших книг (больших в том отношении, что они изменяют представления, которые были заложены в нашем сознании) — это прорыв. Например, «Україна Incognita» — это проблемы, которые были неизвестны не только обыкновенному гражданину, но и специалисту. Если я специалист, например, по Средневековью или ХIХ веку, то это не означает, что я специалист по ХХ веку. Мы часто мыслим навязанными нам стереотипами.
Таким образом, есть возможность прикоснуться к неизвестному в истории не только профессионалу-историку, но и тем, кто работает в разных сферах. Структура этого издания дает возможность читателю, во- первых, иметь хронологическое представление о развитии событий (что очень важно) и о тех моментах, которые в силу многих обстоятельств либо были преднамеренно выброшены из исторических работ, либо на них не было акцентировано внимание.
Вторая книга «Дві Русі», на мой взгляд, чрезвычайно важна. Так сложилось, что Россия приватизировала название украинцев древних времен в период Средневековья. Мы воспринимаем так, что, скажем, название «украинцы» и «русичи» — не русские. Когда формировалась Российская (Московская) держава, они же не называли себя русичами! Русичи — это наши предки, это древние украинцы. И если мы возьмем с вами Галичину, Карпаты, то во второй половине ХХ века старшее поколение называло себя не украинцами, а русинами. Российская нация называла себя «русские». Это же прилагательное! Скажем, французы, русичи, поляки — есть такие названия наций, но нет — «польские», «французские» и т.д. Название заимствовано. В период Средневековья так произошло, что этносы русские, украинские, белорусские называли себя русскими, русичами (были разные формы), но это название происходит от наших пращуров — древних украинцев. И размежевания нет. Это нам дает возможность увидеть отличие исторического развития украинского этноса и нации и русского этноса и нации, так как в сознании нашего общества часто эти понятия не разграничиваются, мы так и привыкли. Но не все так просто. Поэтому, я считаю, сделано доброе дело, первый шаг. Когда маленький ребенок начинает делать первый шаг, он падает, поднимается, а потом начинает ходить. Надо донести достижения древней классической историографии, современных историков до читателя, и в популярной форме, чтобы он понимал, правильно идентифицировал себя с украинской нацией, с украинским этносом, не стыдился своего имени и собственного языка.
Давайте включим телевизор, посмотрим по программам, какие там передачи, посмотрим, что продают в газетных киосках, — преимущественно русскоязычная пресса. Я не могу купить в украинском городе газету, которую хотел бы почитать, на украинском языке! А вот когда я работал в архивах в Польше, не видел, чтобы там нельзя было в польском городе купить польскую газету. Разве это не неуважение к нации, заплатившей жизнями десятков миллионов своих лучших дочерей и сыновей, чтобы быть независимой? Пробуждение своего национального «Я», уважение к самим себе — нам надо учиться этому. И такие книги, как «Україна Incognita» и «Двi Русi», нам надо продолжать издавать; необходимо создать серию. Историки- профессионалы, работающие в академической науке — это хорошо. Но научно-популярный аспект — не менее важное дело. Эта незаметная кропотливая работа по пробуждению самосознания, безусловно, принесет только положительные результаты.
Выпуск газеты №:
№199, (2003)Section
Общество