Перейти к основному содержанию

Васильков – как катализатор!

Эксперты: Взрыв на нефтебазе должен заставить власть обновить алгоритм защиты населения и усилить проверки безопасности промышленных объектов
09 июня, 18:20
ФОТО РЕЙТЕР

Уже второй день работники чрезвычайных служб пытаются затушить пожар под г. Васильков (Киевская область) на нефтебазе компании «БРСМ-нафта». Напомним, в понедельник вечером на ее территории возник пожар в резервуаре с топливом объемом 900 куб. м., после чего огонь перевернулся на рядом расположенные резервуары с бензином. Для гашения пожара привлекли свыше 300 человек и 62 единицы техники, сообщили в Государственной службе чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

На момент сдачи номера МВД проинформировало, что в результате трагедии один человек погиб, 14 травмированы (из них 7 работников ГСЧС). Пополудни удалось избежать перебрасывания огня на еще одну базу нефтепродуктов — компании «КЛО». А ближе к вечеру пожарники и милиционеры начали бороться с огнем, чтобы не допустить его переброски на военную часть, расположенную за 50 км от границ пожара. Сейчас на месте события работают спасатели и работники милиции. Проводится эвакуация людей, проживающих в ближайших населенных пунктах, в частности жителей сел Крачки и Кобци.

К слову, это уже не первый взрыв на станциях «БРСМ». На счету компании — минимум три пожара за последний год. В апреле прошлого года горела автозаправочная станция около города Переяслав-Хмельницкий, в которой погибло шесть человек, еще шесть — травмировалось. Тогда руководство компании среди причин аварии указало на вероятность теракта. Впрочем, позже в прокуратуре Киевской области сообщили, что причиной стала служебная халатность трех работников компании. А в октябре 2014 года закрыли 26 АЗС этой компании из-за нарушения пожарных норм. При этом в компании утверждали, что проверки пожарной безопасности проводили ненадлежащим образом. А в январе 2015 года случился пожар на автозаправочной станции в Броварах Киевской области, где никто не пострадал.

По факту нового пожара открыто уголовное производство по ч.2 ст. 273 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или взрывоопасных цехах) Уголовного кодекса Украины.

Советник главы МВД, народный депутат Антон Геращенко сообщил, что Государственная служба по чрезвычайным ситуациям неоднократно выносила предупреждение компании «БРСМ — Нафта» в связи с тем, что ее объекты на нефтебазе не соответствуют пожарным нормам. Бывший глава ГСЧС Зорян Шкиряк считает, что масштабный пожар и взрыв под Васильковом могли вызвать грубые нарушения правил хранения нефтепродуктов.

По мнению доцента кафедры экологической безопасности Национального авиационного университета Виталия Казанця, причиной пожара, вероятно, стало нарушение правил проведения сварочных работ. «Непосредственно огонь могло спровоцировать вытекание вещества. Кроме того, вчера была высокая температура воздуха, что тоже не очень хорошо. Вызвать загорание может и молния или накопленное статическое электричество. Также вполне мог быть брошенный окурок. Причин для возгорания много, потому ожидаем выводов комиссии», — отмечает он.

Между тем в пресс-службе «БРСМ-нафта» это опровергают и основной причиной вспышки называют преднамеренный поджог, а также не исключают вариант теракта. «Мы неоднократно публично заявляли, что с 22 апреля 2014 года наши АЗС поддавались спланированному внешнему давлению и системным нападениям неизвестных лиц, злоумышленные действия которых имеют все основания квалифицироваться как террористические атаки...», — сказано в официальном сообщении компании. В пресс-службе подчеркнули, что стражи порядка бездействуют в ответ на их обращение, ведь заказчики и исполнители этих преступлений не найдены.

Впрочем, у органов власти есть первые результаты изучения дела. Как сообщил пресс-секретарь президента Святослав Цеголко, версия о теракте, пока что, не подтверждается. Следствие продолжается.

Поэтому, кто виноват — в ближайшее время должно дать ответ МВД, а какое наказание — Генпрокуратура. Но даже если Фемида таки найдет настоящих виновников и накажет, вряд ли дело можно будет считать закрытым. Очередная масштабная трагедия вынесла на поверхность еще один вопрос без ответа: готово ли государство системно к противодействию таким «сюрпризам» и есть ли готовые алгоритмы реагирования на подобные форс-мажоры? Актуальность позитивного ответа особенно возрастает в условиях войны с Россией и возможных терактов.

Виталий Казанец отмечает, что у Министерства чрезвычайных ситуаций есть отработанные механизмы реагирования. Например, существуют разные нормативные документы с классификацией пожаров, мероприятиями реагирования и т.д. Пожарники их применяют успешно, добавляет он. Хотя этот пожар, говорит эксперт, вероятно, тушили неправильно с самого начала. «При подобных загораниях объект сразу охлаждают. Это требование техники безопасности, которую нужно выполнять немедленно. Я больше сталкиваюсь с авиационными вопросами, у нас первая бригада, прибывающая на пожар, где горит топливо, — прибывает за три минуты. Относительно тушения таких пожаров есть требования международных организаций и их нужно придерживаться. В требования входит оснастка техники, время прибытия бригад. В аэропортах они выполняются четко, как было на этом предприятии — неизвестно. У них должна была быть непосредственная связь с пожарными бригадами города на случай чрезвычайной ситуации. Но была ли она? Если пожарники подъехали даже за 10 минут, что часто бывает при обычном вызове, — это слишком поздно. Пожар нужно было сразу локализовать, здесь же очевидно, что время упустили», — считает доцент кафедры экологической безопасности Национального авиационного университета. Сейчас, продолжает он, нужно изолировать все другие цистерны, находящиеся рядом и сделать невозможным переброску огня дальше.

Но кроме защитных действий государства на объектах таких катастроф должен быть и алгоритм для защиты обычных граждан. О нем рассказала «Дню» эколог, командир дружины охраны природы города Киева, Дария Ширяева. «Людям, проживающим вблизи места аварии и в местах, куда ветром понесло тучи пыли, стоило бы на некоторое время выехать за пределы территории. Если такой возможности нет, в обязательном порядке нужно использовать респираторные средства защиты. Сейчас в воздухе оказались органические соединения, которые полностью не окисляются. Если человек будет их вдыхать, его дыхательные пути будут поражаться химическими соединениями, а также пылью. Опасность этих веществ еще и в том, что они остаются в легких человека навсегда. В будущем это может привести к раку легких, а также к другим проблемам с дыхательной системой. Большинство продуктов сгорания уже ушли в атмосферу, они будут находиться там до первого дождя, после него вещества уйдут в землю и в воду, что также будет нуждаться в контроле», — рассказывает как себя вести эколог. Действительно, добавляет Ширяева, вся эта ситуация демонстрирует, что в наше время ничего не может быть полностью безопасным. «В городах на каждом шагу стоят заправки, мастерские, магазины масел. На этих объектах находятся такие же опасные вещества. В любой момент, из-за чьей-то небрежности, они тоже могут загореться. Поэтому случай с возгоранием нефтебазы в Василькове должен быть сигналом для нас», — считает она.

И услышать его, в первую очередь, должны представители власти, добавляет «Дню» директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. «Нашему правительству нужно срочно вернуться к практике контроля всего того, что продается на топливном рынке, а Антимонопольному комитету — к обеспечению добросовестной конкуренции. Трагедия на нефтебазе — это результат ошибочных решений по проверке качества топлива, которое продается в рознице потребителям», — считает он.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать