Перейти к основному содержанию

Ведомственный интерес

или О борьбе с коррупцией на украинских дорогах
22 мая, 00:00

Ситуация, сложившаяся вокруг подписания Президентом закона об изменениях к Административному кодексу (5 мая 2001 года), обрастает все новыми интересными подробностями. Как отметил председатель Всеукраинского союза в защиту прав водителей (далее — Союз), народный депутат Украины Николай Кравченко, «принятие ряда документов, урезающих права ГАИ, вызвали крайне негативную реакцию у работников МВД. В этой связи, они сейчас пытаются оказать давление на Верховную Раду через руководителей автохозяйств и представителей областей с целью восстановления прежнего порядка вещей, при котором водитель абсолютно зависит от сотрудника автоинспекции. ГАИ при этом, — подчеркнул Н. Кравченко, — снова превратится в узаконенный рэкет».

Вместе с тем, работники ГАИ сетуют не столько на «удар по собственному карману» в результате сужения своих полномочий и снижения размеров взысканий за нарушение ПДД, сколько, по их мнению, на урон, который наносится государству. По данным пресс-центра Главного управления Госавтоинспекции Украины, за прошлый год взыскания за нарушения на дорогах принесли бюджету Украины дополнительные 138,5 млн. грн. Там также считают, что только за счет снижения размеров штрафов эти поступления уменьшатся, как минимум, на 60 млн. В результате потери контроля за их уплатой убытки, возможно, вырастут еще на 40 млн. При этом сами представители ГАИ не отрицают существования коррупции и взяточничества на дорогах. Однако, как свидетельствует их мотивация, не связывают их существование с явно порочной практикой нацеленности ГАИ на собирание мзды с водителей (в том числе — и с якобы благородной целью пополнения госбюджета, который, на самом деле, должен наполнятся в нормальных рыночных экономиках отнюдь не благодаря запретительным мерам), а не на профилактически-правовую работу. Также не идет речь и о том, что, по сути, при сохранении подобной системы инспектор ГАИ по- прежнему будет заинтересован в увеличении, а не уменьшении автодорожных нарушений.

Союз видит решение проблем в образовании независимой от государства Ассоциации водителей, наделенной полномочиями общественного контроля над ГАИ, правами экспертной комиссии в вопросах дорожного строительства и качества дорог. А независимые юристы Ассоциации, сопровождающие грузовые перевозки, по мнению Н. Кравченко, «защитят водителей от произвола властей». Организационные центры этой новой структуры контроля есть уже в 20 областных центрах Украины. Кроме того, как отметил член Комитета Верховной Рады по вопросам автотранспорта Николай Кухарчук, «поддержка на высшем уровне более чем ста депутатов левых фракций — обеспечена».

Впрочем, такой подход к проблеме взяточничества на дорогах вряд ли можно назвать однозначно конструктивным. Платить вступительные взносы в Ассоциацию представителям автотранспорта, скорее всего, будет так же накладно, как и «откуп» инспектору. Кроме того, идея юридического сопровождения транспортных перевозок вообще кажется абсурдом: такого количества специалистов в области транспортного права, желающих кататься в грузовиках, в Украине просто нет.

ГАИ, в свою очередь, предлагает свои методы борьбы с коррупцией. Как отметил глава Госавтоинспекции Александр Меленин, «в ГАИ постоянно проводятся негласные проверки на дорогах, в результате которых только с 13 апреля текущего года было выявлено 48 фактов поборов». По его словам, все уличенные во взяточничестве инспектора, а также их непосредственные начальники уволены. Кроме того, с текущего года ГАИ собирается снять все дорожные знаки, которые вводят ненужные ограничения и «провоцируют» недобросовестных сотрудников.

Впрочем, эффективность таких чисток довольно сомнительна, поскольку в целом проблема остается нерешенной. По словам главы Госавтоинспекции, решить ее можно только на государственном уровне, путем повышения заработной платы, что, вместе с подобного рода чистками, «заставит» инспекторов «держаться за рабочее место». Кроме того, он отметил, что избежать взяточничества можно путем использования камер на аварийно-опасных участках дорог. Однако стоимость одной такой камеры, которая, естественно, взяток не берет, — 70 тыс. немецких марок. В то же время только Киеву таких камер нужно около 150. Представляется, таким образом, что все-таки выход в другом — в кардинальном изменении самой концепции автоинспекции, которая бы предполагала заинтересованность ее сотрудников именно в улучшении ситуации на наших дорогах. Собственно говоря, в определенной степени именно это и предполагают изменения к Административному кодексу, и сопротивление ГАИ их введению видится не чем иным, как защитой ведомственных, а не общественных интересов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать