Перейти к основному содержанию

«Видеть то, чего не удержишь в руках»

Как не стать рабом информационного общества
20 октября, 20:42
ЛЮБОВЬ ОВДИЕНКО

Жизнь современного человека невозможна без компьютера, телевизора, телефона, других технологий. Для подрастающего поколения — это почти живые друзья. И будто бы ничего страшного, но педагоги, психологи вдруг хором заговорили (причем, во всем мире), что подрастающему поколению трудно самостоятельно мыслить, дети не умеют анализировать и делать выводы, не справляются с творческими заданиями; что язык детей и подростков — бедный, скупой; что общаться в социальных сетях им легче, чем с живыми людьми. По мнению психологов, разрушение мыслительных способностей у подрастающего поколения происходит в результате избыточного информационного давления и пассивного восприятия информации, а также — в результате избыточной визуализации, отсутствия потребности в письменном языке и т. п. Поскольку тенденции в обществе таковы, что информационное давление уменьшаться не будет, говорим со старшим научным сотрудником Института социальной и политической психологии НАПН Украины Любовью ОВДИЕНКО не только о том, как уберечься от разрушительной силы информационного давления, но и как человеку использовать новейшие технологии себе на пользу.

— Любовь Никифоровна, в своем исследовании вы утверждаете, что информационные технологии, лавина информации, которая влияет на нашу психику, а особенно психику подрастающего поколения, приводят к стандартизированному, клишеванному мышлению. Как это происходит, какие задействуются механизмы?

— Технология клишеванного, штампованного мышления построена на системе, где нет противоречия: там все строится на «да» или нет». А мыслительные процессы учитывают эти противоречия. Ведь для того, чтобы человек мог самостоятельно решать те или другие задачи (своего развития, бизнеса, будущего, отношений) и двигаться вперед, ему нужно находиться на острие противоречия и каждый раз решать проблему. Штампы из медиапространства или Интернета приводят к тому, что ребенок отвыкает мыслить самостоятельно. Он пользуется чужими образцами и не хочет думать самостоятельно. Также для того, чтобы развиваться и иметь творческое мышление, нужно относиться к образованию не как к накоплению все больших знаний. Потому что если брать педагогику, то она тоже строится на принципе присвоения — вот я выучу и буду знать. Это, в каком-то смысле, тоже — клишеванное мышление. К образованию нужно относиться как к деятельности самого формирования человека в культуре. Только в таком контексте можно будет перебороть штамп, который с одной стороны существует в современной педагогике и тем более — в медиа... Мне кажется, что в этом плане нам обстоятельно нужно перестраивать общество и не обвинять педагогику. Лев Толстой говорил, что мы должны воспитывать не людей прогресса, а просто человека. И привлекать к этому нужно все возможности — СМИ, Интернет, педагогику, искусство. С моей точки зрения, любая технология должна стать инструментом для развития человека, а не его «придатком». Технология не должна диктовать человеку, как себя вести, а наоборот — человек должен руководить этими технологиями и направлять их в определенное нужное русло.

Человек, который воспроизводит вещи и не способен к созданию чего-то нового — это пример штампа. Тогда человек не имеет способности думать, мыслить как-то рационально, критически отнестись к тому, что ему предлагают. Ведь очень важно, какую информацию мы получаем. Нам нужно сравнить, чего она стоит, возможно, провести аналогии, а не повторять, воспроизводить образцы — это то, на что мы часто ориентируемся. Повторю, что это проблема общества в целом. Я понимаю, что деньги диктуют все, но мы не можем не задавать вопросы, от которых зависит последующее развитие общества. Мы должны их хотя бы проговаривать, чтобы кому-то это запало в душу и кто-то начинал думать в этом направлении: как сделать так, чтобы мы развивали и формировали человека. И технологии должны не приглушать мышление, а, наоборот, его стимулировать.

— Сегодня многие психологи говорят о разрушении у подрастающего поколения мыслительных способностей. Это — некритическое усвоение информации?

— Да, это и некритическое усвоение информации, и неумение диалогически мыслить. Потому что когда мы общаемся, когда есть живая связь человека с человеком, то мы способны к диалогу. Мы умеем найти какой-то общий язык. А когда есть только воссоздание, когда нет диалога, а только повторение заученного, то это говорит о неумении творчески мыслить. То есть неспособность к диалогу приводит к неумению творчески мыслить. Это то, что я говорила о противоречии: когда есть «да» или «нет» и — все. Тогда решить проблему иным способом, посмотреть на нее с другой стороны человеку не удается. Это приводит к неумению двигаться вперед, строить свою жизнь, достигать чего-то в ней и получать от жизни удовольствие. Об этом в свое время писал психолог Ильенко, который работал со слепоглухонемыми детками (речь идет о московской школе 70-х годов Ильенко, Давыдова и Мещерякова). Ильенко говорил: «Если можно научить слепоглухонемого ребенка работать и жить в этом мире, то я не знаю какие именно технологии нужно применять к нам — «зрячеслышащим» — чтобы мы не умели этого делать, не могли творчески адаптироваться к жизни». Поэтому он и его коллеги предлагали давать ребенку «живую» проблему, которую можно решать. И когда ребенку удавалось ее решить, то это — только его пути. Так ребенок учится жить. Такие задачи нужно давать с учетом возраста ребенка и «продвигать» его вперед, развивая творческое мышление. Что касается компьютеров, то их тоже и можно, и нужно привлекать для развития творческого мышления у ребенка. Важно приучать к нему как к инструменту: что он не для того, чтобы нажимать на мышку и бегать за игроком, а для создания собственного мира, даже если это будет рисунок или какой-то небольшой мультфильм.

— Как влияет избыточная визуализация на творческие способности?

— Нужно, чтобы визуализация была, но — не слишком. Для чего, например, на компьютере замещать надписи «иконками», как мы их называем? Человек отвыкает читать. Толкиен, написавший «Властелина колец», говорил, что его тексты лучше читать, а не смотреть фильмы, снятые на основе текста, потому что у человека должно развиваться творческое воображение. И не обязательно все, что написано, нужно превращать в какие-то образы. Каждый человек все воспринимает по-своему, в том числе и тексты художественные. И у него вырисовывается свой образ. Поэтому психологи подчеркивают, что слишком визуализированный мир мешает развитию воображения.

— Также у детей все хуже ситуация с высказыванием собственных мыслей, в том числе — в письменном виде. Происходит упрощение речи...

— Я с вами согласна и об этом всегда говорю, потому что текст, который ребенок пишет, когда переписывается с кем-то, это совсем другой язык — примитивный, он не основывается на сформированном литературном языке. Это своеобразный компьютерный щебет. И, конечно, он не приводит к умению выражать свои мысли. «Ах!», «Ох!», «Класс!», «Ужас!» — это язык Эллочки Людоедочки. Для того чтобы научить ребенка выражать свои мысли, их формировать, нужно предлагать ему творческие задания — пусть даже на компьютере — но обязательно с привлечением классической литературы. У меня такое впечатление, что без классики не можем ничего сделать. А классика — это не просто авторы, которым мы отдаем дань уважения. Классические произведения нужно читать, рассуждать над ними. Тогда классика будет нацеливать ребенка, формировать его мышление, его мир. Конечно, начинать приучать детей к классике нужно, учитывая вековые особенности. Я, например, своим детям читаю книжки с 4-х месяцев. Они с удовольствием меня слушали и теперь много читают, хотя им было тяжеловато в школе, поскольку они нередко общались с теми, кто не читал совсем (в 6 лет мой сын читал греческую мифологию). Дело в том, что если ребенок правильно растет в обществе, то он воспроизводит филогенез в онтогенезе, то есть деятельность человечества в собственном развитии (и книги способствуют этому, если подбирать правильно сказки, мифологию, потом — что-то более «взрослое»). Повторяя шаг за шагом историю человечества, ребенок приобретает человеческие особенности и форму образа в себе.

— А если воспитание не способствует тому, что ребенок формирует образ в себе, тогда его судьба — «питаться» стандартами и клише, которые предлагают из телевизора?

— Я оптимистично смотрю на этот мир, хотя вижу, что много чего у нас теряется, много чего мы сами теряем. Но наверстать можно, опять же — если обратиться к классике. Постепенно включатся процессы... Бывают прыжки: когда человек до 30 лет ничем не занимался, а тогда вдруг становится художником. Такое вполне возможно. Есть много примеров.

— Если у родителей нет времени приобщать ребенка к культуре, потому что они заняты вопросом выживания, то может ли это как-то компенсировать школа — как-то обойти эти педагогические клише и стандартизацию. Имею в виду «натаскивание» знаний в школе, которые в жизни могут вовсе не пригодиться, чем занимаются, начиная с дошкольных заведений?

— В некоторых экспериментальных школах это уже происходит. Да, на микроуровне можно что-то сделать, и оно работает. Но когда человек выходит в мир, то попадает в ситуации сплошной серости. Ему трудно, он начинает ломаться, потому что выживать в мире сложно. Я именно на это и нацеливаю — что это не проблема школы, это не проблема педагогики, это проблема общества в целом. И о таких тенденциях, о таком кризисе говорят во всем мире — и европейцы, и американцы, и японцы. Хотя в Японии ситуация намного лучше. Если брать эту страну, то они в своих школах в обычные школьные программы ввели обязательные часы ежедневного эстетичного воспитания. Мне кажется, что это очень важно. Не суть важно, чем будет заниматься ребенок — рисованием, музыкой или танцами. Основное, что он будет вовлечен в творческий процесс, будет развивать себя как личность, будет развивать свои универсальные способности (научится не отдельному, например, танцу, а усвоить универсальные принципы). Универсальные знания дают возможность решать конкретную проблему. Чтобы сделать что-то конкретное, нужно знать универсальный способ осуществления чего-либо. Это же касается и развития новейших технологий: чтобы их развивать, нужно иметь творческое воображение — видеть то, чего нельзя удержать в руках. Ведь только тогда можно двигаться вперед, когда имеешь образ мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать