Перейти к основному содержанию

Владимир ЗАГОРИЙ: «Книга — активное действующее лицо нашего турнира»

О стратегии и тактике ХІV Международного конкурса по украинскому языку имени Петра Яцика — в беседе с организатором конкурса
30 октября, 11:01
«В ДЕНЬ ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАКРЫТИЯ ЯЗЫКОВОГО МАРАФОНА И ВРУЧЕНИЯ ПРЕСТИЖНЫХ НАГРАД (А ИХ КАЖДЫЙ РАЗ ДО СОТНИ) В ТЕАТРЕ им. И. ФРАНКО НА СЦЕНУ ДЛЯ ПОЗДРАВЛЕНИЙ И ВРУЧЕНИЯ ПРЕМИЙ И ЦЕННЫХ ПОДАРКОВ ВЫХОДЯТ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ УКРАИНЫ. В МАЕ УЧИТЕЛЯ И СТУДЕНТЫ ПОЛУЧИЛИ И ПРЕКРАСНУЮ СЕРИЮ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ «БИБЛИОТЕКИ «День». В ЭТОМ ГОДУ ОНИ ПОЛУЧАТ И СВЕЖЕИЗДАННУЮ «ПІДРИВНУ ЛІТЕРАТУРУ», — ГОВОРИТ ВЛАДИМИР ЗАГОРИЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Владимир Загорий — одновременно успешный предприниматель, известный ученый и президент Международного благотворительного фонда «Лига украинских меценатов». Именно этот фонд своим приоритетом полтора десятилетия назад определил проведение Международного конкурса по украинскому языку, который после смерти своего инициатора и вдохновителя канадского бизнесмена и филантропа Петра Яцика получил его имя. Кстати, фармацевтическая компания «Дарница», председателем наблюдательного совета которой является Владимир Загорий, ежегодно — главный меценат этого нациесозидательного проекта.

В канун открытия уже ХІV Международного конкурса по украинскому языку имени Петра Яцика говорим с  Владимиром Загорием о языке, инициаторах, друзьях и недругах конкурса и о том, как нам преодолевать синдром «совка».

* * *

— Почему именно Житомирщина и каким будет открытие конкурса?

— Каждый языковой марафон мы торжественно открываем в ином уголке Украины. Это как зажжение символического олимпийского огня. Таким образом каждая область получает шанс для своеобразной самопрезентации. Ведь на торжества по поводу закрытия языкового турнира в театр имени Ивана Франко (это происходит ежегодно в середине мая) съезжаются не только победители и призеры его, но и те, кто у себя дома давал ему старт — руководители органов образования в области, а также лучшие юные таланты ее. Художественная часть действа, как правило, обеспечивается силами той же области. Она имеет шанс показать свои юные таланты со столичной сцены.

Во время закрытия прошлого конкурса на сцене театра им. Франко педагоги Ривненщины, где открывался XIII турнир, торжественно передали эстафету своим житомирским коллегам. Именно Житомирщина предложила, чтобы XIV конкурс взял свое начало с ее земли. Кстати, во всех предыдущих турнирах представители Житомирщины постоянно завоевывали много призовых мест.

— Петр Яцик, инициатор этого проекта, был оптимистом. Выполнил ли конкурс свою важнейшую функцию — поднимать престиж родного языка — и был бы  доволен конкурсом его основатель сегодня?

— Важный момент: именно такой языковой турнир и именно в таком формате инициировал не филолог и не педагог, а бизнесмен. Очевидно, он увидел в таком сценарии какие-то важные моменты. А эти моменты, считаю, во-первых, массовость; во-вторых, дух состязательности, в-третьих, удовлетворение юных амбиций важными финансовыми наградами. Кстати, именно последнее и вызвало сначала шквал критики в адрес мецената: мол, этот заморский господин портит наших детей деньгами. Они сами должны изучать язык по патриотическим соображениям. Но Яцик был человеком с характером, а поэтому твердо стоял на своем: в Украине нет ни одного серьезного эквивалента измерения награды. Все вручают победителям блестящие картоны с печатями. А победителя нужно чем-то убедить, что его победа действительно значительная, важная не только для него. Поэтому школьники и студенты, которые одержат победу на общенациональном уровне, должны получать в придачу к дипломам и библиотечкам и серьезные денежные премии. Ребенок должен понять: если за знание украинского языка платят достаточно большие деньги, то, выходит, украинский язык — это не менее важно, чем английский, физика или информатика. Такой способ для подъема социального престижа государственного языка в украинском государстве придумал канадский бизнесмен. Характерно, что сегодня у Яцика уже нет оппонентов относительно финансовой части награды. Яцик очень любил повторять английскую сентенцию: «Говорят деньги». Вот они и говорят! И их хорошо все слышат.

— Поощряются ли как-то учителя, чьи ученики становятся победителями?

— Это очень важный момент. Все учителя, чьи воспитанники получают премии, также выходят с ними вместе на сцену и тоже получают награды. И это очень трогательное зрелище: учитель поздравляет своего ученика, а ученик учителя. Не один раз мы подавали ходатайство в министерство образования, чтобы награждать этих учителей соответствующими званиями, но...  Но в министерстве — особенно же на нынешнем этапе — свой взгляд на то, кто заслуживает, а кто не заслуживает таких званий. Если наш конкурс радует и небывалой массовостью, и популярностью, и престижностью, и если он в действительности крупнейший национальный проект за все годы существования государственной независимости Украины, то в министерстве господствует странная близорукость — там всего этого почему-то не замечают.

У нас все контролирует общественность...  Авторитетное жюри, возглавляемое директором Института украинского языка Павлом Гриценко. Опекунский совет, в который входят такие авторитетные люди, как академики Ярослав Яцкив и Мыкола Жулинский, писатель и дипломат Юрий Щербак, Герой Украины Дмитрий Павлычко, председатель ВУО «Просвіта» Павел Мовчан, Шевченковские лауреаты Григорий Гусейнов, Любовь Голота, Дмитрий Иванов. Есть координационный совет конкурса, который возглавляет исполнительный директор Лиги украинских меценатов Михаил Слабошпицкий, который еще с Петром Яциком разрабатывал именно такой сценарий патриотического языкового марафона. Наблюдательный совет, который возглавляет неуступчиво принципиальная в языковых вопросах Ирина Фарион. Еще важный момент: все эти органы не только контролируют прохождение тестирований участников конкурса, все финансовые вопросы, а также и контролируют друг друга. И еще один важный момент. Задания для конкурсантов разрабатывает жюри, обнародует их только во время самих тестирований в присутствии прессы, родителей и общественности. Только проверив все работы и определив победителей и призеров, жюри по количеству баллов распределяет места, а уже после этого мы выясняем имена авторов работ. Хорошо знаем, в каком обществе живем и видим, что у нас почти повсеместно правит бал коррупция, поэтому вот такими способами пытаемся защититься от нее.

— Вы говорите только о школьниках, а в конкурсе же принимают участие и студенты и ученики профтехобразования?

— А еще те, кто учится во всех военных заведениях министерства обороны. Начинался наш турнир в 2000-ом году тем, что в нем принимали участие только школьники. А уже дальше к нему охотно присоединились и вузы, и профтехобразование, а затем министр обороны издал приказ о том, что к конкурсу приобщаются представители Вооруженных сил Украины и с тех пор несколько в ином временном коридоре разворачиваются этапы действа конкурса военных людей. Поэтому на сцене в театре им. Ивана Франко среди «именинников», которые получают завоеванные в турнире награды, видим и людей в военной форме.

— Мы только бегло коснулись темы финансового обеспечения. Откуда берутся деньги для проведения конкурса?

— Об этом вам особенно обстоятельно, оперируя цифрами и десятками имен, рассказал бы исполнительный директор Лиги Михаил Слабошпицкий. Имея широкие связи в диаспоре (он в свое время был председателем Секретариата Украинского Всемирного координационного совета), он не растерял, а, наоборот, преумножил их на протяжении двух десятилетий, он много сил прилагает для формирования бюджета турнира. Немалые деньги идут нам оттуда. Под имя конкурса и под имя одного из его вдохновителей соратника Яцика — Слабошпицкого. Конечно, немалые средства организуем мы и здесь, на месте. В последнем конкурсе у нас было более полутора десятков премий, которые установили из своих средств народные депутаты.

Ни разу у нас не было — да и не просили — ни одной копейки от государства. Есть только меценатские средства. Только несколько лет назад 14 наших победителей начали получать президентские стипендии. Всего же в конкурсе были награждены почти тысячу победителей и призеров разных уровней.

Наша принципиальная основополагающая идея: такое мероприятие должно проходить не в скромном патриотическом гетто, а среди тех людей, которые составляют гордость нации. Вообще, это волнующее ощущение: видеть, как на сцену театра поднимаются умные юноши и девушки, слушать их искренние и умные речи. Вот он, генофонд нации. Не может быть третьестепенным государство, у которого есть такая молодежь. Оно просто обречено стать во всех отношениях полноценным и успешным. Мы уже скоро увидим эту долгожданную смену элит, которая ознаменует начало движения Украины по восходящей.

— Во всех ваших пресс-релизах приведены многочисленные имена меценатов конкурса.

— Вообще есть постоянное ядро меценатов нашего проекта. Конечно, за четырнадцать лет было всякое. Уже нет среди живых тех, кто вместе с нами начинал конкурс, выплачивая свои премии победителям. Это представители политической эмиграции, которые после Второй мировой войны поселились в США и Канаде. Среди них — Марьян Коць, Святослав Ключник, Мирослав Малецкий, Богдан Бигус, Левко Бабий, Мария Фишер-Слиж, Татьяна Симиренко — я не могу не привести в таком случае эти прославленные имена украинских благотворителей, которые финансово поддерживали вообще все важные национальные проекты. Кстати, в диаспоре есть хорошая благородная традиция: вместо цветов на могилу дорогого человека пожертвовать деньги на какое-то богоугодное дело. Не один раз нам на конкурс приходили суммы из США, Канады, Австралии с длинным перечнем имен людей, которые дали свои пожертвования, — именно вместо цветов на могилу — для фонда премий победителям и призерам языкового турнира и их учителям. На каждом дипломе, который мы вручаем, отмечены эти имена.

Когда мы произносим слова благодарности меценатам марафона, то этот почетный перечень начинаем именно с Союза украинок Австралии, а далее идут Краевая управа ветеранов дивизии «Галичина» Австралии, Фундация имени Ивана Багряного в США, меценат из Торонто Леонид Лищина, который является абсолютным нашим рекордсменом, — он давал приличные пожертвования на все четырнадцать конкурсов. А рядом с ним неизменные благотворители также из Торонто — Роман Колиснык, Александр Харченко, Андрей Коморовский, Тамара Яровенко, Мыкола Латышко, Илья Яремчик из канадского Тандер Бея, Оля и Юрий Татарки, Наталья и Петр Буняки (из США), Леся Ткач (известная в литературе под псевдонимом Леся Богуславец) из Австралии.

Их имена вы встретите в почетных реестрах разных украинских учебных и культурных заведений, которые были созданы и существовали на средства благотворителей. В целом же подавляющее большинство меценатов нашего проекта дошли с нами вплоть до четырнадцатого года его существования. Поверив в его важность в начале, они не разочаровались в нем.

— Победители и призеры всех этапов языкового марафона получают в подарок библиотечки. Что там за книги?

— Это исторические издания, книги по истории украинской культуры, лучшие художественные произведения самых известных наших писателей. Учителя и студенты в мае получили прекрасную серию книжных изданий «Библиотеки газеты «День», а в ней и только что изданную  «Бронебійну публіцистику». В нынешнем году они будут иметь уже и «Підривну літературу», только что опубликованную газетой «День». По моему глубокому убеждению, эти книги надо не только знать, но и иметь в своей личной библиотеке каждому интеллигентному украинцу. Они крайне необходимы в каждой школе. Все эти тексты нужно внимательно изучать и глубоко усваивать. Они способствуют формированию нации, лечению постколониальных травм. Книга — активное действующее лицо нашего конкурса. Как и учитель или меценат.

Мы верим в успех нашего дела. Мы видим его.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать