«Вместо цветов — деньги для защитников»
Сегодня в Украине отмечают День учителя. Мы пообщались с педагогом Натальей Самойленко — об общих знаменателях в школьном воспитании и поддержке военных школьниками
В декабре прошлого года в редакции были необычные гости: четвероклассники из Бучанской общеобразовательной школы №4 со своей учительницей Натальей Самойленко. Тогда дети привозили открытки и рисунки для солдат, приобщились к редакционной акции «Теплая открытка». И как выяснилось, для них такие мероприятия — норма. Дети постоянно передают на фронт письма и рисунки, ездят в Ирпенский госпиталь к раненым бойцам, организуют в школе ярмарки, а вырученные средства также отдают на нужды военных. Но без их наставника, учителя с искренним и чутким сердцем, с острым чувством патриотизма, возможно, этого и не было бы. Поэтому накануне Дня учителя, который отмечается сегодня, 4 октября, «День» пообщался с Натальей САМОЙЛЕНКО, чтобы узнать, как прошел у нее этот год, как влияют на детей события в стране и с какими чувствами она встречает свой профессиональный праздник.
— Прошлый год прошел достаточно плодотворно, мы не останавливались на наших акциях, продолжали еженедельно ездить в госпиталь. В школе почти ежемесячно проходили благотворительные ярмарки, дети выпекали печенье, различные сладости готовили, продавали их за символическую цену, но собирали по восемь или тринадцать тысяч гривен за одну ярмарку. Деньги передавали батальону Кульчицкого, а в госпиталь — уже по необходимости, уточняли у волонтеров. Отдохнули тоже неплохо, в Болгарию ездили, возили на отдых детей из Донецка, которые ходят в нашу школу.
ВМЕСТО ЦВЕТОВ — ДЕНЬГИ НА ЗАЩИТНИКОВ
— А чья это была инициатива?
— Моя, мы ездим уже шестой год, на этот раз турагентство пошло нам навстречу, сделало скидки тем детям, которые приехали из Донецка. С нами поехала семья, которая потеряла мужа и отца на войне, так как чисто психологически им нужна была какая-то разрядка. В Болгарии мы были две недели, отдыхали в международном молодежном центре, ездили в аквапарк, на остров Несебр, детки занимали призовые места в конкурсах, стали мисс и мистер этого центра. Неугомонные, скажем так. А сейчас у меня первый класс, у нас здесь родители-волонтеры из Ирпенского госпиталя, мы с ними там и познакомились, они решили детей ко мне отдать, говорят, нравится такая содержательная работа.
На День учителя у нас проходит акция, когда вместо цветов средства кладут в ящик, разрисованный нашими детьми. Это тоже для помощи защитникам. У нас уже немаленькая сумма собралась, начали собирать еще с первого сентября. Потратим ее на лекарства. Планируем встречу с новым полицейским — у нас мама пятиклассника работает в новом патруле, она придет и к первоклашкам, и в пятый класс, как раз будет неделя безопасности дорожного движения в школе. Затем планируем пригласить Ирину Цилык с ее детскими книгами, организуем детям встречу с настоящей писательницей. К нам часто приезжает Надежда Коломиец, это художник-иллюстратор из «Видавництва Старого Лева», они вместе с детьми нарисовали патриотическую картину, которую мы тоже повезем в госпиталь.
МАСТЕР-КЛАСС ОТ ШКОЛЬНИКОВ
— Как вы оцениваете масштабы вашей работы, не считали, сколько всего сделали и передали солдатам?
— Наши возможности ведь тоже не безграничны, дети могут письма написать. Когда ездили в госпиталь к бойцам, с ними хочется не о войне говорить, а об их детстве, чтобы отвлечь от воспоминаний. Дети вместе с бойцами самолетики делали, а солдат учили цветочек из бумаги складывать. И вот такие разговоры на отвлеченные темы — это наша посильная работа. Родители наши вяжут носки, с пустыми руками к солдатам не едем, кто передает печенье, кто коробку с домашним тортом.
— Получается, что Вы через детей и родителей приобщаете и в определенной степени воспитываете?
— Конечно, без родителей мы бы ничего не могли сделать, все работаем в одном направлении, знаете, мне очень повезло с родителями и детьми, потому что большинство моих инициатив они подхватывают.
«ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА — ОБЪЕДИНЯЮТ»
— Вы говорили, что с Вами отдыхали дети-переселенцы, наверное, стараетесь не выделять их, но как вообще дети воспринимают тему войны?
— Когда начинаешь рассказывать об этом детям, они плачут, слезы у всех на глазах. У нас трепетное отношение к переселенцам, так, бывает, в некоторых классах чувствуется определенное отчуждение, а мы подхватываем их под ручки в хорошем смысле. Дети идут на контакт, рассказывают, что там пережили, когда забирали вещи, что слышали взрывы. У меня не было таких ситуаций в классе, когда ребенок замыкался бы в себе. Эти все школьные дела — объединяют, направляют ребенка на то, чтобы он раскрылся. Именно дети-переселенцы пишут очень трепетные письма, например, «Я
— девочка оттуда и мне приятно, когда ты защищаешь мою землю». Дети планируют туда вернуться. У одной девочки мама до сих пор работает в Мариуполе в налоговой администрации, а папа с детьми выехал сюда. Я иногда спрашиваю у нее, тебе не тяжело, но она держится. У нас в школе тема переселенцев на контроле, и психолог с ними работает, то есть они окружены заботой, но не демонстративной, а естественной.
ПЕРВЫЕ ПИСЬМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
— Как меняются дети в последнее время, как на них влияют мероприятия патриотической направленности, возможно, у них формируются другие ценности?
— Сейчас дети очень развитые, а патриотические темы они воспринимают очень сознательно. Вот нам с прошлым классом Мария Семенченко (редактор отдела «Общество» газеты «День» — Авт.) привезла из 95-й бригады флаг, солдаты детям передали благодарность за письма и рисунки. Он висит у нас на стене, и я постоянно рассказываю первоклассникам эту историю. Две недели назад мы с ними написали наши первые письма, мы с родителями плакали, насколько это было трогательно. Никто им не говорил, а дети сами печатными буковками написали «спасибо» — а это ведь только учатся писать. То есть они пришли уже с тем пониманием, что происходит в стране. У нас перед началом уроков звучит гимн Украины, и вот первый класс встает, все кладут ручки на сердце и поют со мной гимн. Вероятно, и патриотический настрой в семьях влияет, потому что раньше это было возложено на учителя, именно патриотическое воспитание. И в основном в школу шли русскоговорящие дети, сейчас больше украиноязычных.
О НЕИСКУССТВЕННОМ ПАТРИОТИЗМЕ
— Однако такая тенденция, как в Вашей школе, еще не стала распространенной практикой, как думаете, почему?
— Этот посыл должен идти от образовательных учреждений, занимающихся пропагандой среди детей. Родители тоже окончили все школы, кто-то погрузился в политику, кто-то нет, но после последних событий, пожалуй, не осталось людей, которые не понимают сакрального значения вышиванки или флага. Я встречаю больше людей, у которых этот патриотический дух не искусственный, а от собственного понимания. Это должно идти от школы, тонко, я даже родителям своим не говорю, а детки ходят в вышиванках не только по праздникам, но и в будни. Вот сегодня именинница надела свою лучшую вышиванку, а у нее их три. Рассказываю детям, что есть обычные вышиванки, а есть праздничные. Я обращаю внимание на каждую вышиванку на ребенке, расспрашиваю, где купили, рассказываю, из какого она региона, каждый приходит и прислушивается. Все это постепенно стимулирует у ребенка понимание: это наше, украинское.
— А с какими чувствами ждете День учителя?
— У нас День учителя особенный, ученики старших классов заменяют уроки для учителей начальных классов, так у нас проходит День самоуправления. Мы общаемся в учительской, ясно, что контролируем процесс. Выбираются достойные, лучшие ученики, но это налагает на них определенную ответственность, вот они зашли спросить, какие темы уроков, как лучше первоклассникам их донести. У нас тоже праздничное настроение, мы ждем праздника с нетерпением. У меня день рождения в День учителя, 1 октября. Родилась в такой день, поэтому и стала учителем. Хотя еще с первого класса выбрала эту профессии и свою мечту не изменяла.
— Вы себя нашли в этой профессии, как никто...
— Да, я пару лет назад решила сменить работу, пробовала себя в журналистике. Но это 1 сентября ... Мой дом — на площади около школы, я весь этот праздник вижу, а сама в это время плачу. Я поняла, что это все-таки мое. Этот шум, гам, я скучаю по этой суете и детям. По-видимому, не мы выбираем профессию, а она нас.
Section
Общество