Перейти к основному содержанию

Вместо отчета - иск в суд

Минздрав разрывает контракт с ректором НМУ имени Богомольца Екатериной Амосовой, но конца конфликта пока не видно
02 апреля, 16:41

Чтобы лучше понимать, насколько успешно работают медицинские вузы, Министерство здравоохранения ввело публичную отчетность ректоров перед Минздравом и общественностью. К тому же это предусмотрено статьей 34 закона о высшем образовании.

Первой пригласили выступить ректора Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца Екатерину Амосову. Она должна была сделать это еще 23 марта. Желающих послушать Екатерину Николаевну собралось много, но сама она не появилась. Как оказалось, за два дня до публичной отчетности Екатерина Амосова взяла больничный, а документы о проделанной работе прислала Минздраву в электронном виде. Назначили другую дату ее встречи с министерством - 30 марта. Несмотря на обещания присутствовать, ректор снова не пришла. Зато 2 апреля созвала журналистов на собственный брифинг в стенах НМУ.

КОМИССИЯ В НМУ ЕЩЕ РАБОТАЕТ

В «Фейсбуке» Екатерина Амосова объяснила, что пока специальная комиссия проводит проверку университета по поводу срыва экзамена «Крок 1. Стоматология», она отстранена от должности ректора, поэтому на каких основаниях должна о чем-либо отчитываться Минздраву?

«Одной рукой Минздрав третий раз меня отстраняет от исполнения ректорских полномочий, а второй – зовет «на ковер» для планового отчета, делать который является обязанностью ректора. Таким образом, должна информировать наших чиновников, что эту обязанность они сами у меня противоправно забрали до 5 апреля, - возмущалась в соцсети ректор. - Хочу отметить, что дополнительная «устная форма» отчетности в законе не указана, и в прошлом году пани и.о. министра как-то без нее обошлась. Напоминаю, что документальную базу этого кейса составляет переписка в треугольнике «НМУ - Центр тестирования - Минздрав», документация НМУ по объявленному открытому тендеру и Закон Украины «О публичных закупках». В течение трех (!) предыдущих недель предыдущей пролонгации работы комиссии университет получил по электронной почте аж один запрос на предоставление в Минздрав копий документов. После этого - тишина».

Завершить работу комиссия Минздрава планировала 23 марта, но вынесение вердикта отложили еще на две недели. Что касается отчета пани Амосовой, то в министерстве решили признать ее работу в 2017 году неудовлетворительной и рекомендовали досрочно расторгнуть контракт в связи с невыполнением его условий. Ректор прокомментировала это в соцсети так, что, по слухам, решение о ее увольнении в министерстве было готово заранее. В свою очередь Амосова подготовила иск в суд о неправомерном увольнении.

Между тем наблюдательный совет НМУ оставили, кроме Анны Гопко, министр образования и науки Лилия Гриневич и председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец. Чтобы сбалансировать такую волну негативных новостей, университет распространил топ-10 фактов о достижениях Екатерины Амосовой, среди которых - крупнейший в истории НМУ набор украинских и иностранных студентов, анонимное анкетирование относительно удовлетворенности студентов обучением и фактов коррупции, а еще - увеличение расходов из спецфонда на научное оборудование и капитальные реконструкции инфраструктуры.

«Я НЕ ВЕРЮ В ОТЧЕТЫ И КОМИССИИ. ВАЖНЫ КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ»

Ситуация странная. Аргументация НМУ и Минздрава и раньше опиралась на законодательную базу, Центр тестирования Минздрава отмалчивался, поэтому найти правду в этом «бермудском треугольнике» казалось невозможным. «День» с самого начала конфликта отмечал, что после его разрешения обе стороны должны сделать выводы. Похоже, до этого этапа далеко.

«Моя рекомендация была неизменной с самого начала. Я считаю, что Минздрав должен концентрировать внимание на двух инструментах, которые он имеет как орган власти: это внешнее тестирование, то есть «Крок», и финансирование университетов, - отмечает Егор Стадный, директор аналитического центра CEDOS. - Сейчас они наконец прислушались к нашим рекомендациям, в положении о государственно-квалификационном экзамене, частью которого является «Крок», закрепили именно бюджетное прямое финансирование этих тестов, а не финансирование через университеты, ведь история с НМУ началась именно с «Крока». Что касается финансирования самих университетов, то я не верю в комиссии, которые проверяют вузы, не верю в ректоров и их отчеты. При желании ошибки можно найти везде. Я верю только в два эти инструмента в руках Минздрава, касающиеся высшего образования».

«Абсолютно все равно, что происходит в университете. Если студенты проходят внешнее тестирование, которое должно быть качественным и адекватным, значит, они имеют необходимый уровень, чтобы быть врачами. Если не проходят, значит, тестирование их удачно отсекает, - продолжает Егор Стадный. - Я утрирую, но нас не должно волновать, что студентов бьют плетьми. Если это эффективно, пусть так. Просто нельзя распылять и так свои сильно ограниченные ресурсы, а Минздрав это как раз делает. Что касается поведения пани Амосовой, то мое предсказание - что украинский суд не всегда справедливый, рано или поздно повторится история с Национальным авиационным университетом и Университетом государственной фискальной службы в Ирпене, когда освобожденные ректоры восстанавливаются в должности. У Минздрава нет ресурсов противостоять судебной системе, которая часто принимает политические решения».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать