Перейти к основному содержанию

Волшебные превращения

Как помочь застенчивому ребенку
10 сентября, 00:00
Когда малыш идет в школу, это становится для него большим испытанием. А для застенчивого ребенка новая среда — двойной стресс. Универсальное средство обучения общению — это игра. Поиграйте с ребенком по методике, которую предлагает психолог, и через месяц многое изменится. Первоклассник почувствует радость общения со сверстниками, будет с большим удовольствием идти в школу. Так можно изменить отношение маленького человека к себе и другим, психическое самочувствие и социальный статус.

Но прежде включитесь в игру сами. Итак, волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить: а) злой зимний ветер; б) осенний холодный ветер; в) теплый, ласковый летний ветерок. Не забудьте прокомментировать действия ребенка.

С детьми хорошо отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики, изобразить предмет, о котором идет речь в загадке (Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Ног нет, а ходим, рта нет, а скажем — когда спать, когда вставать, когда работу начинать. Бегут по дорожке доски да ножки.) Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Пусть малыш изобразит предмет, озвучивая свои действия: «Чик-чик-чик» (ножницы); «Тик-так, тик-так» (часы); «Ш-ш-ш» (лыжи).

Представьте, что животные умеют петь. Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы; «Песня про кузнечика» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) в исполнении собаки? Взрослый может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.

Ребенку завязывают глаза и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит или какой предмет перед ним лежит.

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно. Сначала ребенок выполняет ритмичные действия (например, изображает падающие осенние листья). В это время напевайте какую-либо мелодию. Следующий этап — танцуем и напеваем мелодию вместе. И, наконец, инсценирование песни. Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Эта игра развивает, преодолевает скованность движений необщительного ребенка.

Другое упражнение с музыкой — «Подбери мелодию». Детям предлагают слушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки)?».

У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-нибудь дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника. Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия. Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Вместе читайте и обсуждайте прочитанное, используйте картинки — это способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. При этом нужно не только читать, но и организовывать беседу: спрашивать ребенка, что запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.

Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет. Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-либо общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей. Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и т.д. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится, что тревожит.

Но самое важное — помочь преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе. Дайте малышу такие задания: вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди. Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но...» и «если...»). Назови своего товарища ласковым именем. Перечисли, что ты больше всего любишь. Окружающие оценивают нас по нашим поступкам: постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится. Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то позитивное высказывание. Почему оно тебе запомнилось? Похвали своего товарища.

Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т.п.). Дозировать нужно даже похвалу.

Часто взрослые сами формируют у детей застенчивость. Иногда незаслуженно навешивают на ребенка такой ярлык, иногда игнорируют застенчивость, иногда даже создают условия для ее возникновения. И стоит приложить немного усилий, чтобы исправить огрехи воспитания. Пусть ребенок улыбнется миру и почувствует ответное тепло.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать