«Война» памятников
Социолог Оксана Михеева рассказала о реакциях общества на монументы в разные исторические периодыНа базе платформы культурных инициатив «Изоляция» состоялась лекция «Памятник и публичное пространство города». Исследовательница Оксана Михеева представила практический кейс, сформированный на примере Донецка. Главное понятие лекции — «публичное пространство» — Оксана охарактеризовала как площадку возможностей для социализации и коммуникации. В разные исторические периоды эти пространства формировались по разным концепциям. Логично, что памятник как олицетворение чего-то важного и символичного нередко играл значительную роль в этом.
Первые памятники в Донецке появились в 1920-х годах. С тех пор восприятие памятника постоянно менялось. «То, что власти пытаются сакрализировать некоторые вещи, иногда доходит до абсурда. Это начинает вызывать обратные процессы — унизить, приблизить, то есть лишить лишней монументализации», — рассказывает социолог. Именно так произошло во времена перестройки, когда скульпторы «спустили на землю» свои памятники, придав им интерактивность.
Монументы периода независимости имели целью направить людей к историческим корням, придать значимости публичным пространствам их города. Параллельно с этим приобретали популярность скульптуры городского ландшафта, которые также формировали идентичность города.
Исследовательница уверяет, что набор реакций на памятники во все времена был одинаковым. Показательные примеры — памятники Ленину и Тарасу Шевченко. На взгляд Оксаны Михеевой, «ленинопад» связан не столько с личностью «вождя революции», сколько с желанием устранить советские маркеры из современной жизни. Монумент Кобзаря в Донецке пережил несколько перекодировок собственного смысла: из «голоса интересов трудового народа» превратился в ориентир для проукраинских активистов и центр местного Евромайдана.
Не обошла вниманием социолог и сегодняшнее, тяжелое для городской культуры Донецка время. По ее словам, в городе сейчас продолжается борьба за городское публичное пространство. Особенно ярко это выражается в своеобразном «диалоге на стенах», когда значения надписей кардинально меняются после дописывания слов или фраз.
Настроения общества меняются, меняются и памятники. Борьба за публичное пространство между властями и общественностью продолжается, подытоживает Оксана Михеева.
Выпуск газеты №:
№128, (2015)Section
Общество