Война за окружающую среду
5 июня Украина пикетами отметит Всемирный день защиты окружающей среды![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090604/494-24-1.jpg)
Опыт свидетельствует, что привлекать внимание к неотложным проблемам лучше всего акциями протеста в соответствующий день: в День Киева — обращать внимание на уничтожение исторического наследия столицы, в День Днепра — на его загрязнение и застройку берегов, или, например, в День независимости — на экологическую катастрофу с озером Сасык в Одесской области. По-другому людей власть слышать не хочет. В частности, сегодня Киевский эколого-культурный центр будет пикетировать Министерство охраны окружающей природной среды Украины с тем, чтобы чиновники напечатали третье издание Красной книги Украины, и внесли в нее предложенных учеными животных и растения. К сожалению, в последнее время охранять природу становится делом опасным: в Украине уже вызвала резонанс трагедия, которая случилась в столице на прошлой неделе с природоохранником и журналистом Алексеем Гончаровым, занимавшимся защитой земель природного заказника «Жуков остров», где, по словам экологов, не первый год незаконно ведутся строительные работы и добывается песок, чем наносится вред как самому острову, так и Днепру. К сожалению, «Жуков остров» — это всего лишь малая часть всех экологических проблем, которые сейчас есть в Киеве, Киевской области, в конечном счете, по всей Украине, практически во всех природных сферах. Повсюду имеют место злоупотребления: незаконные вырубки лесов, отведение природоохранных земель под строительство, браконьерство в лесах, реках и морях, при этом органы, которые могли бы контролировать ситуацию и как-то влиять на нее, почти лишены полномочий. Об этом и о неотложных проблемах природоохранительной системы Украины «Дню» рассказал директор Киевского эколого-культурного центра Владимир БОРЕЙКО.
— Владимир, очевидно, после трагедии с Алексеем Гончаровым важнейшей задачей для вас и коллег является довести это уголовное дело до конца?
— Так, прежде всего мы считаем, что следует найти убийц и наказать их, чтобы это послужило примером для других. Потом нужно запретить добычу песка на Жуковом острове, потому что это абсурд — человека убили, а добыча продолжается. И не только это: там, рядом с этим местом, работает еще несколько фирм без разрешения — в природоохранной зоне, в период нереста. Есть целая куча различных законов, которые они нарушают, но, к сожалению, власть не обращает на это внимания. Поэтому сейчас мы оглашаем информацию, чтобы сформировать общественное мнение. При помощи народного депутата Александра Голубя мы обратились в МВД, прокуратуру и профильный комитет Верховной Рады по борьбе с преступностью, чтобы это резонансное дело взяли под контроль. Если такие уважаемые учреждения это делают —в таком случае милиция работает на 100%. А просто, чтобы списать это на «бытовуху», мы не допустим. Для нас — дело чести — добиться, чтобы убийц нашли и наказали.
— Какие самые актуальные экологические проблемы вы видите в Киеве, которые хронически не решаются?
— В столице это, бесспорно, борьба с застройками, которые у нас ведутся в центре города, когда вырубаются парки, скверы, зеленые зоны. Если в 1991 году мы имели 20 квадратных метров зеленых насаждений на одного киевлянина, то сегодня — 15—16. Киев уже давно перестал быть зеленой европейской столицей. Поэтому для нас очень важно бороться с застройками. К сожалению, экологические государственные органы коррумпированы и дают согласие за согласием... Сейчас мы подготовили проект закона о зеленых зонах в городах и населенных пунктах и будем подавать его в Верховную Раду, потому что охранять зеленые насаждения очень сложно, когда нет законодательства. Дело такое: зеленые насаждения в лесах у нас охраняются Лесным кодексом, а зеленые насаждения в городах — какой-то инструкцией жилкоммунхоза. Это разные вещи, поэтому невозможно охранять что-то, когда нет закона. Поэтому такой законопроект — это также наше первоочередное задание.
— Вы собираетесь очередной раз пикетировать Минприроды по поводу того, что в Красную книгу Украины не заносят редких животных. Расскажите, чего вы хотите добиться от власти?
— У нас есть Красная книга редких растений и животных. Туда заносят виды, имеющие маленький ареал и численность, чтобы их не убивали и не уничтожали. Очень важно это сделать тогда, когда они есть в природе, а не так, как это было, когда в Книгу занесли тюленя-монаха или атлантического осетра, которого уже лет 50 никто не видел. В законе четко сказано, что эта книга должна издаваться Минприроды раз в десять лет. Последнее второе издание вышло в 1994 году. То есть пять лет никто ничего не издает. А тем временем животных убивают и уничтожают. Также уничтожают растения, которые ученые уже давно предложили в третье издание. Мы подали в киевский Апелляционный суд на Минприроды и Кабинет Министров за то, что они нарушили Закон Украины о Красной книге, и суд принял наш иск в выполнение: первое заседание состоится 18 июня. Но ,кроме того, Минприроды и лоббирующие ведомства — Госкомлесхоз и Госкомрыбхоз — выкручивают ученым руки, чтобы они не давали в третье издание Красной Книги таких трех очень ценных видов животных как лось, потому что на него охотятся иностранные охотники, и он дорого стоит, а также два вида осетровых, которые у нас есть, хотя их очень мало (в Азовском море и Дунае). У нас их вылавливают в год где-то по 8 тонн. Это очень много, потому что если сравнить количество осетровых, которое было у нас в 1980-е годы, то из всего количества остался всего 1%. За 25 лет мы уменьшили количество осетровых на 99%, и еще несколько лет вылова — и мы не будем видеть вообще никаких осетровых в наших морях. Поэтому их немедленно нужно заносить в Красную книгу. Но Госкомрыбхоз и Госкомлесхоз получают за это очень большие деньги. Минприроды решило исключить вышеназванные виды из предложенного учеными списка животных на третье издание, поэтому мы 5 июня, в Всемирный день защиты окружающей среды, будем требовать от них включить эти виды в список, а сам список как можно быстрее утвердить. Дело в том, что когда именно издадут Красную книгу — неизвестно, но если список утвердить в Минюсте, то это уже будет легитимированный перечень, и на него будут работать и Админкодекс, и Уголовный кодекс Украины.
— Насколько мне известно, у вас есть и победы, касающиеся создания на законодательном уровне более жестких условий для охотников?
— Да, в этом плане у нас есть победа: в этот вторник Верховная Рада утвердила в первом чтении предложенный нами законопроект об усилении мер в отношении борьбы с браконьерством. Этот законопроект мы давали трижды, и трижды комиссия разными правдами и неправдами его отклоняла (в ней есть охотники). Но все-таки мы добились своего. Нас четко поддержал комитет по вопросам экологии Верховной Рады. Думаю, что этот законопроект пройдет и второе чтение, и будет подписан Президентом. Там есть очень много мер, которые усиливают борьбу с браконьерством. Дело в том, что в 2000 году в Украине был обновлен Административный кодекс и экологические, общественные, охотничьи, рыбацкие инспекторы были лишены возможности составлять протоколы по нескольким наиболее «браконьерским» статьям Админкодекса. А государственных инспекторов у нас очень мало. До 2000 года мы составляли в Украине до 30% протоколов. Кроме того, у нас есть заказники и национальные парки, и соответствующая служба, которая ими занимается. Но сейчас они также не могут составлять протоколы по этим статьям. То же самое касается и егерей в охотничьих хозяйствах... Выходит, что браконьер ходит и говорит: «Ну, поймай меня! Но протокол ты составить не можешь...». Получалась глупая ситуация. Поэтому мы возвращаем эти права сотням и тысячам инспекторов — это огромная сила. Нас поддерживают всюду, потому что знают, что мы делаем доброе дело. Что касается штрафов, то суды никогда больших штрафов не дают. В Админкодексе есть так называемые ножницы — штраф от 10 до 100 гривен. Суд назначает 10. То есть это не работает. Еще такой пример: браконьер продает на рынке браконьерские сети. В Админкодексе сказано, что ответственность человек несет за «изготовление и сбыт». Поэтому суд говорит: «Разве он их изготавливал? Он их только сбывал...» Поэтому этого человека не штрафуют. Поэтому в этой части, чтобы статься заработала, мы поставили запятую: теперь звучит как «изготовление, сбыт».
— Кто поддерживает вас, экологов на высоком уровне?
— Эти законопроекты были подписаны депутатами Зайцем, Голубем и Бевзом. Кстати, у нас есть еще несколько законопроектов... То есть есть депутаты, которые нас понимают и помогают, работают с нами, и за это мы также очень им благодарны. Также мы работаем с несколькими организациями, а ближайшие друзья и партнеры — организация «Эко-право Киев», с которой мы выигрываем суды. Например, позавчера мы не только провели в первом чтении Законопроект, но еще и выиграли Высший административный суд против Минприроды. Это дело тянулось около двух лет. Мы подали в суд с тем, что Минприроды не только не издает Красную книгу, но еще и нарушает кадастр — не выполняет закон относительно животного мира: чтобы охранять животных, нужно не только их знать, но и еще места их обитания. Если этого не знать, то невозможно их охранять. Минприроды же этим не занималось. На 3-м заседании суда судья признал, что Минприроды не работает, кадастр действительно не ведется, и ведомство нарушает закон. Поэтому теперь мы будем требовать от Юлии Владимировны принятия административных мер относительно чиновников данного министерства, потому что Высший суд уже досказал вину: необходимо осуществлять административные меры относительно конкретных людей.
— Что, по вашему мнению, в Украине еще нуждается в усиленной законодательной защите?
— Несколько лет назад в Лесном кодексе сделали две очень большие ошибки. Первая — дали возможность частным лицам получать 5 га леса в пользование, а это приводит к уничтожению леса. Также у нас сегодня не охраняются леса у городов, поселков, сел, рек — раньше там также нельзя было рубить деревья. Сейчас этой нормы нет, и рубить можно повсюду — по всей Украине. Мы считаем, что нужно снова вернуться к старым нормам, которые работали и защищали леса. Так же следует запретить отведение 5 га земли леса. Еще важным является то, что сейчас по всей Украине ведется застройка водоохранных зон. Там делаются гидронамывы и строятся домики, развлекательные центры, дачи. К сожалению, не работает Водный и Земельный кодексы. Поэтому в законе нужно указать, что запрещена не только застройка, но и гидронамыв (сейчас слова «гидронамыв» в законодательстве нет). Мы также будем этим заниматься, в частности, готовить соответствующий законопроект, потому что пока что государственные, экологические инспекторы и прокуратура не могут работать, так как Водный кодекс не дает возможности защищать реки.
— Получается, что хоть и тяжело, но все-таки в Украине можно сейчас защищать природу?
— Можно, и наш пример это показывает. Шаг за шагом мы делаем победы — нужно только работать.
Выпуск газеты №:
№94, (2009)Section
Общество