Время – для мировоззренческой революции
Ценности, исповедуемые личностью, определяюще влияют на ее компетентностьДля того чтобы Украина устояла и отстояла свою Государственную Независимость и вышла на цивилизованный путь своего общественного развития, необходимо задействовать многие факторы, среди которых имеются определяющие, следовательно — и первоочередные. Самым первым из них является консолидация украинской политической нации, путь которой начинается с преодоления ценностного раскола между населением Украины разных регионов и возвращения доверия граждан к отечественной власти, которое было потеряно в результате ее отчуждения от народа вследствие захвата государства кланово-олигархическими группировками для использования в частных целях ради собственного обогащения.
• Чтобы это произошло, необходимо демонополизировать политическую и экономическую сферы современного украинского общества, преодолеть в нем деструктивные и опасно-разрушительные для Украины и народа кланово-олигархические протекционизм и лоббизм, которые заблокировали не только развитие среднего класса как базиса демократии и здоровой цивилизованной конкуренции, но и любые ростки демократии, правового государства и гражданского общества. Решение этой интегральной проблемы, которая блокирует выход современного украинского социума из системного общественно-политико-экономического кризиса, зависит от гражданского и политического волеизъявления и мировоззренческой компетентности современных правителей, государственных деятелей и политиков, которые владеют реальной властью в Украине.
После нынешней революции на площадях и улицах, которая вошла в историю украинского народа под названием «Революция достоинства», необходимо, чтобы произошла мировоззренческая революция. Необходимость такой революции неотложна. Опыт революции 2004 года показал, что правители, которые тогда из рук народа получили государственную власть, предали его так грубо и цинично потому, что не проявили гражданскую и политическую волю подняться над меркантильностью сусликового мировоззрения и остались в плену окопно-паковального сознания и продолжили сокрушительно уничтожать урожай общественной нивы на корню и растягивать его в свои норы и персональные окопы, отгородившись от народа высокими заборами. Таким предательством тогдашние политики, которые рядились в одежды морали и добра, чтобы завладеть общественной властью, не только сгубили доверие народа к власти, но и украли веру в мораль, добро и справедливость. Это не искупительный грех как перед Богом, так и перед людьми.
• В чем же заключается сущность мировоззренческой революции? Исходим из смысла, который обозначает слово «революция», и определяем, что мировоззренческая революция — это кардинальное изменение ценностей, которые лежат в основе мировоззрения человека и которыми он руководствуется в виденье, восприятии, понимании и отношении к окружающему миру. Общественная власть является неотъемлемой составляющей этого мира. Тот, кто рассматривает и использует общественную власть как средство господствующего возвышения над другими согражданами и личного обогащения, руководствуется ценностями, не соответствующими ни социальному статусу субъекта власти, ни общественной роли, которую он должен выполнять по своему назначению. Такое ценностное несоответствие властного субъекта занимаемому статусу логично квалифицировать как его мировоззренческую некомпетентность, что сводит на нет любую профессиональную компетентность.
Ведь ценности, исповедуемые личностью, определяюще влияют на ее компетентность, поскольку от них зависит, на творение добра или зла направляются знания, умения и навыки, наконец — профессиональный и социальный опыт, которыми владеет специалист, осуществляя ту или иную профессиональную деятельность. Сейчас широко обсуждается проблема профессиональной пригодности субъектов политической, государственной, судопроизводственной и других жизненно важных сфер деятельности для оздоровления и обеспечения нормального функционирования современного украинского социума. То, что в многочисленной армии этих субъектов найдется очень много тех, кто не владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешного выполнения своей общественной роли соответственно занимаемому социальному статусу, является вполне закономерным следствием утверждения и длительного функционирования в Украине авторитарной системы власти, которая заблокировала нормальную социальную конкуренцию.
• Но теперь актуализировалось общественное требование к соответствию этих субъектов занимаемым статусам не столько по критериям владения ими необходимыми знаниями, умениями и навыками, как по уровню их мировоззренческой компетентности. Эта проблема становится едва ли не наиболее очевидной, учитывая требования относительно обновления судейского корпуса Украины. Ведь большинству из судей выдвигаются общественные претензии и обвинения не по недостаточному уровню владения ими юриспруденцией, а именно по несоответствию мировоззренческих ценностей, которыми они руководствуются, осуществляя судопроизводство. Какой смысл в юридических знаниях судьи, если он их применяет для судебного бесчинства, грамотно руководствуясь казуистикой. К судьям в судебных процессах принято обращаться со словами «Ваша честь». О какой чести и профессиональной компетентности бесчестного судьи можно говорить?
После Революции достоинства уже прошло девять месяцев. Все ключевые должности в украинской власти заняли представители тех политических сил, которых к власти привела эта революция, поскольку они себя больше всего позиционировали выразителями интересов обездоленных и обиженных народных масс и борцами с системной коррупцией, которую выстроила предыдущая преступная власть. Понятно, что системную коррупцию за такой срок невозможно искоренить. Но совершенно новейшая проблема заключается в том, что те, кто пришел во власть на волне народной революции, не продемонстрировали реальных системных действий и намерений в преодолении этого общественного зла. А это очень опасный симптом, за которым просматривается потеря доверия к новой украинской власти со стороны народа. В условиях войны это может иметь губительные последствия для всего общества. Поэтому те, кто инициирует люстрацию, должны осознавать, что начинать менять мир к лучшему нужно не с кого-то, а с себя. Инициатива люстрации — это не показатель безгрешности ее инициатора и, тем более, не индульгенция за допущенные им грехи. А тех, кто не хочет менять свое мировоззрение и стремится урвать побольше для себя путем дальнейшего ограбления и притеснения украинского народа и сбежать из Украины, стоит предостеречь от такой циничной легкомысленности. И вот почему.
• Кое-кто уже дал деру со многими награбленными миллионами или даже миллиардами из Украины. Ну и что из этого вышло? На Родине был важным общественным деятелем, а там перевелся на биологическую машину потребления, пищеварения и утилизации продуктов питания. Пусть эта пища самая лучшая и отхожее место сделано из чистого золота, но на результат это не влияет. Так стоит ли ради богатства предавать Родину и обрекать себя на такой результат?
Итак, все же лучше как для власть предержащих, так и для всех остальных граждан Украины — революция в головах, чем очередная революция на площадях и улицах.
Владимир РЯБЧЕНКО, заслуженный работник народного образования Украины, ведущий научный сотрудник Института высшего образования НАПН Украины
Выпуск газеты №:
№242, (2014)Section
Общество