Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время исправлять ошибки

Академик Станислав Кульчицкий: «Сергей Квит переосмыслил то, что они сгоряча хотели сделать»
04 февраля, 19:10
МАРИУПОЛЬ. 4 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА. МЕЖДУ СЕРПОМ И МОЛОТОМ / ФОТО РЕЙТЕР

«День» уже писал, что в конце прошлого года министр образования и науки Украины Сергей Квит отменил приказ № 642 «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента» от 9 июля 2009 года, который устанавливал перечень обязательных дисциплин гуманитарной подготовки в вузах и их объемы. Таким образом, университеты получили возможность самостоятельно определять содержание образовательных программ — что является одним из признаков университетской автономии. Вузы должны были бы сами определять, какие непрофильные предметы делать обязательными, для всех ли специальностей или избирательно и тому подобное. В списке этих необязательных к изучению гуманитарных дисциплин оказались... история Украины, философия и ряд украиноведческих предметов. Общественность мгновенно и решительно выступила против таких новаций. Люди апеллировали и к сегодняшнему дню: война на Донбассе — это невыученные уроки истории, и без ее знания нам не победить в этой гибридной войне. Общественность дискутировала, писала официальные письма и обращения. «День» тоже приобщился к процессу, опубликовав ряд материалов о необходимости массового исторического образования, неизученных уроках истории и их роли в сегодняшней ситуации на востоке страны, выведя проблему в более широкое публичное пространство. И вот наш общий результат!

НЕ ТОЛЬКО СОХРАНЯТ, НО И УВЕЛИЧАТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

«Мы осознаем необходимость сохранения преподавания философских, исторических и в целом украиноведческих дисциплин в высшем образовании. Количество часов будет не уменьшаться, а увеличиваться», — отметил на днях вице-премьер-министр Украины — министр культуры Украины Вячеслав Кириленко на брифинге в Доме правительства. По его словам, в связи с принятием нового Закона Украины «О высшем образовании» в обществе начала активно обсуждаться угроза исчезновения философско-украиноведческих дисциплин из обязательного блока преподавания в вузах.

«Особую обеспокоенность выражали сообщества философов и историков. Дискуссия приобрела публичное измерение, потому в правительстве было принято решение провести совещание, чтобы наработать общие пути выхода из ситуации, — сказал Кириленко.  — Коллизии, которые возникли в связи с принятием Закона «О высшем образовании» и отменой перечня обязательных дисциплин, решат путем проработки и обнародовании нового приказа Министерства образования, который будет содержать все необходимые рекомендации автономным университетам относительно сохранения обязательного преподавания дисциплин данного блока».

ФИЛОСОФИЯ — ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Для того, чтобы изучение этих предметов перешло от формального и стало действительно эффективным, Министерство образования хочет пересмотреть программы дисциплин и сделать их интересными для восприятия. Научное сообщество поддерживает эту идею. «Речь идет не о том, чтобы мы вернули философию, — залатанную, подправленную, — к которой мы привыкли в советские времена. Речь идет о вещах, которые мы даже к философии не относим. Философия — это в первую очередь сфера человеческого мышления, знания, где речь идет о пограничных абстракциях, жизнях и смерти. Сегодня это не абстрактные понятия»,   — говорит директор Института философии НАН Украины Мирослав Попович.

«Развитая философия — это показатель развития и успеха сообщества, этноса. И действительно успешные этносы, сообщества имели развитую философию, и наоборот — те этносы, которые имели никудышную философию или вообще ее не имели, — не были успешными. И потому, если мы хотим на что-то претендовать, то должны, по крайней мере, обращать внимание на философию, — говорит «Дню» украинский философ, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе Национального университета «Острожская академия» Петр Кралюк. — Я прекрасно понимаю, почему это делает министерство. Здесь, как по мне, сработали некоторые прагматичные моменты, но в нынешних условиях делать такие вещи не нужно. Мы реально воюем с Россией, идет гибридная война, и одним из важных элементов этой гибридной войны является, конечно же, преподавание общественных дисциплин. Например, в российских вузах большое внимание уделено именно общественным дисциплинам, нам нужно тоже обратить на них внимание».

«ВСЕ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА БЕРЕГАХ ДНЕПРА, ИСКУССТВЕННО ТЯНУТ НА БЕРЕГА ВОЛГИ»

То, что эти дисциплины вернутся в список обязательных, это — победа гражданского общества, убежден доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20—30-х гг. ХХ в. Института истории Украины Национальной академии наук Украины Станислав Кульчицкий.

«Видите ли, у гражданского общества уже прорезались зубки, и оно уже может давить на тех, кто имеет власть. Это очень хороший знак, что у нас без коктейлей Молотова, без сожженных шин можно достичь целей. Когда интеллектуалы обращаются к СМИ с критикой того, что сделано, и дают абсолютно убедительные доказательства, что историю должны знать все, — говорит в разговоре с «Днем» Станислав Владиславович. — Это, конечно, прежде всего, выступают профессионалы, выступают историки, и люди понимают, что нам нужно отойти от России, и не только от современной России. А нужно заново осмыслить, что у нас было раньше. Чей же это князь — Ярослав Мудрый. Русьский? Да, русьский. Но не русский. Россия еще в XVII веке присвоила себе не только территории, но и историческое прошлое украинского народа. Все должны знать это, а зная, нужно защищать нашу ментальность, нашу историческую память, наши границы от тех, кто зарится на все это — на людей, на территорию и на память. В Москве будут сооружать на Воробьевых горах, бывших Ленинских, памятник Владимиру Великому. И есть русский город Ярославль в честь князя Ярослава. А сейчас Путин выпускает подводные лодки с такими названиями, как «Князь Олег», «Князь Рюрик». Все то, что происходило на берегах Днепра, искусственно тянут на берега Волги».

По мнению Станислава Кульчицкого, последние десять лет украинские школьные учебники  были «просто полем битвы между Украиной и Россией». «Я к России отношу и бывшего министра образования Дмитрия Табачника. Сергей Квит — вполне умный человек, он переосмыслил то, что они сгоряча хотели сделать» — сказал историк и заметил: время исправлять ошибки!

«Нужно признать свою ошибку — мы Донбасс потеряли задолго до того, как его начали атаковать российские наемники. Мы потеряли душу того народа, который живет на Донбассе, потому что это не совсем украинцы и не совсем русские. Там, на пограничье,  сформировалась своя ментальность, своя историческая память. Мы все это должны были учитывать, но не делали этого. А почему? Потому что не было гражданского общества. Сейчас оно есть, поэтому нужно исправлять ошибки. К сожалению, мало времени осталось. В настоящий момент нужно воевать, а не писать учебники. Тем не менее, в Институте истории Украины, мы написали несколько фундаментальных трудов об истории Крыма буквально в прошлом году. А теперь целым потоком пойдут брошюры и книги по истории Донбасса. Эти события на востоке сплотили украинцев как политическую нацию. Впервые».

А вот и одна из первых — цивилизованных — побед нового общества.

КОММЕНТАРИЙ

«НАМ НУЖНО СДЕЛАТЬ ВНУТРЕННЮЮ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ»

Сергей КВИТ, министр образования и науки:

— Была дискуссия в соцcетях ни о чем. Раньше мы отменили приказ об обязательных гуманитарных дисциплинах, но в нем шла речь о 20 дисциплинах, в том числе об охране труда в отрасли, физической культуре и др. Сейчас речь идет об украиноведческо-философском блоке, это четыре дисциплины: история Украины, история украинской культуры, украинский язык и философия. Мы не думали отменять этот блок, мы уточнили, что эти названия дисциплин — это тематическая направленность для гуманитарного блока, что это не будут обязательные курсы, это будет обязательная тематика, а курсы каждый университет будет разрабатывать такие, которые способен разработать, чтобы они были интересными и интегрированными. Общественность предложила десятки версий преподавания только философских предметов.

Нам нужно сделать внутреннюю конкуренцию между университетами. То есть это не обязательные курсы, а обязательный блок для изучения. Во всем мире гуманитарный блок является обязательным. Но на Западе эти блоки и предметы определяет сам университет. Здесь выходит коллизия: к нам обратилась общественность, что мы имплементируем закон о высшем образовании, но есть много университетов, которые не знают, как организовать принцип избирательности. Потому что все кафедры могут выносить дисциплины на выбор студентов. Их нужно презентовать, делать это в определенное время каждого учебного года, потом студенты записываются на курсы, но опыта этой процедуры еще у нас нет. Поэтому мы подготовим разъяснение на переходный период, то есть министерство не приказывает университетам, потому что они автономны, а будем издавать документ с советами, как рекомендации. Больше всего, за что переживала общественность, что мы хотим позакрывать кафедры, это абсурд.

Подготовила Инна ЛИХОВИД, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать