Время расставлять камни
Особенности ландшафтного дизайна Японии![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041020/4190-6-5.jpg)
Японские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. Японское садовое искусство — уникальное явление, хотя и испытало воздействие китайской культуры. У китайцев в отношении к природе больше превалировал взгляд философского разума, а у японцев на первое место выдвинулось эмоционально-эстетическое переживание. В то же время это — сады, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений с учетом периода их роста и цветения, асимметрия композиции. Для имитации природных объектов используют различные материалы: к примеру, большой камень изображает гору, маленькие камни — водопад, гравий или галька — море... При создании японских садов практически не применяются строгие линии, а преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.
Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе дизайнера японского сада. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней. Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов…» Камни воплощают светлую, положительную мужскую силу ян. Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались в ландшафт, тем самым создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни — это лишь малая часть того, что спрятано внутри. По своей природе камни чаще всего имеют вулканическое происхождение (так как Япония — цепь вулканогенных островов) — андезит, гранит, хлорит и базальт, используется также туф. Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или частично зарыты в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки — неотъемлемый элемент японского сада, при этом камни укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно к тропинке, а неровную сторону камня зарывают в землю.
Пожалуй, самый известный сад камней расположен в киотском храме Реандзи. Он был создан между XIV и XVI веками неизвестным мастером. Анализа его планировки никто никогда не предлагал. Вместо этого в разное время в камнях видели то аллегорию тигрицы, переплывающей с детенышами море, то китайский иероглиф «сердце». Не так давно исследователи из Киотского университета попытались выяснить, почему этот сад производит столь умиротворяющее воздействие на сотни тысяч посетителей, и просчитали принцип создания совершенного дзенского сада камней. В итоге выяснилось, что если соединить середины отрезков, соединяющих камни, то появятся очертания ветвей. Исследователи экспериментировали с произвольными компьютерными моделями сада камней, чтобы понять, производят ли они нужный эффект, однако выяснилось, что они лишь нарушают структуру дерева. «Нам кажется, что подсознательное восприятие этого рисунка добавляет саду загадочной привлекательности», — утверждают экспериментаторы.
Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира. В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности. А может, это будет журчащий ручей, извилистый ленивый поток или окруженный камнями водоем, питающийся ключом. А водопад был всегда одной из любимейших деталей сада, место для него выбиралось обычно вдали от дома, но так, чтобы оттуда был слышен шум воды, а в лунную ночь были видны отблески струй.
В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. При этом очень важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры. Самое любимое растение — сосна, символизирующая долголетие, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников — рододендрону. В композиции более темные растения помещают на заднем плане, а светлые — на переднем, это создает ощущение глубины пространства сада. Ландшафтный архитектор располагает растения так, чтобы они образовывали группу и в то же время каждое рассматривалось со всех сторон самостоятельно.
Немалое значение придается декоративным элементам сада: каменным фонарям, мостикам, перголам, заборам из бамбука. Традиционный элемент японского сада — тсукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20— 30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь.
Японский сад — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий японский сад подобен любому другому произведению истинного искусства.
Выпуск газеты №:
№190, (2004)Section
Общество