Все ли мы, украинцы, одинаковые?-2

Продолжение. Начало в №61-62
КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР
Тут скажу коротко: чем выше культурный уровень человека, тем в большей степени ему присуще уважение к культуре той страны и того народа, на земле которого он проживает. И это касается не только неукраинских национальностей, но и самих же этнических украинцев. Это же касается и европейских ценностей. Человек культурный не может не интересоваться культурой своего народа, страны в которой он живет, И, конечно, в большей или меньшей мере будет для начала хотя бы познавать традиции, обычаи и историю народа и страны в которой живет. А по мере их познания и понимания будет проникаться уважением, а может и любовью к ней
Человек культурный, образованный не может не знать какой была борьба Украины в составе россии , как неоднократно царскими указами запрещали украинский язык, литературу, как настойчиво и принудительно внедрялся русский.
Отдельно о так называемом суржике.
Интенсивная русификация украинского населения в течение нескольких веков не могла не отразиться на языке этого населения. В результате появился так называемый суржик, т.е. бытовая украинская речь, содержащая множество русских слов. Такая речь стала обычной, естественной в семьях и бытовой среде, не только среди простых людей но и среди значительного количества интеллигенции. Ситуация с языком в среде интеллигенции складывалась также специфически. Ведь в вузах преподавание велось всегда на русском языке. Часть из них, понимая, что суржик — это проявление языкового бескультурия, просто вынуждены были переходить на русскую речь, будучи в то же время, этническими украинцами Более чистая украинская речь оставалась только в западной Украине, которая стала административно русифицироваться только после 1939-го года. В восточных же и южных областях на чистом украинском языке оставались говорить только две категории людей : это часть деятелей и работников украинской культуры . а также редкие принципиальные национально сознательные украинцы. Так, например, в Харькове, такая речь обращает на себя внимание окружающих в гораздо большей степени, чем, например английская или вьетнамская. Даже еще и сегодня.
Тут я попробую высказать одну мысль . которая мне пришла в голову еще при советской власти. Бывая в те времена в ряде национальных республик СССР: Грузии, Туркмении, Латвии, Литве я задумался: почему там местное население не так русифицировано в плане языка, как у нас в Украине. Конечно же они знают русский. Но, когда говорят на своем национальном, то руссизмов там практически нет. Там нету такого позорного суржика, как у нас украинцев? Не знаю насколько это верно, но я пришел к выводу что возможно виною здесь очень большая схожесть украинского и русского языков, чего не скажешь о Кавказе и Прибалтике. И произнося украинские слова гораздо легче соскальзывать на русское произношение, а также и на замену слов. Отсюда и суржик.
Это я говорил о языке. Но есть же и другая сторона русификации. Это внедрение, если не сказать навязывание русской культуры среди населения Украины.
Если в советское время в рамках единого государства это мало у кого вызывало ассоциацию с навязыванием, то во времена независимой Украины и усиливающегося давления «старшего брата» до все большего числа украинцев стало доходить что не таким уже и невинным было внедрение русской культуры в Украине. Ведь мы помним, что в программе КПСС предполагалость постепенное превращение всех национальностей СССР в единую советскую нацию. Нельзя сказать что эта задача совсем не удалась. Появилось «гомосоветикус». И на Украине таких советикус не так уж мало.
Собственно, против самой русской культуроы нельзя иметь чего то против. Культура великая (особенно русская а не российско-советская). А вот против навязывания можно что то и иметь. Ведь это явно в ущерб украинской. Хотя, к сожалению, это и не осознается именно так большим, если не большим количеством украинцев. Чего стоят одно только засилие российских телесериалов, которых такое количество, что они уже не помещаются на более чем десятке украинских телевизионных каналов и буквально один сталкивает другого раньше, чем первый успевает окончиться. А непрерывный поток, почти нашествие, на наши города московских звездных артистов?! Вне всякого сомнения в этом огромная вина украинских деятелей и культуры и от культуры и украинской власти.
А фактическое уничтожение украинских киностудий. Трудно отделаться от впечатления, что это не просто естественный процесс их упадка. Но нельзя не обратить вниманияи и на то, что среди т.н. российских артистов, да и многих управленцев, которые в разное время перебрались в москву, в чем их и винить трудно, очень немалая доля этнических украинцев.Так что половина их звезд это наши, украинские звезды.
Вот так постепенно, на протяжении десятков а то и сотен лет, происходила ассимиляция украинцев в русскокультурных людей. И теперь: «маємо те що маємо».
Трудно спорить с русскоговорящим украинским гражданином, который говорит, что его принуждают пользоваться украинским языком. Это он воспринимает как насилие. Он вроде бы, в некотором смысле, отчасти и прав. Но стоит немалого труда объяснить ему, что в начале украинцев насиловали русификацией, ассимилировали, заставляли, и небезуспешно, забыть свои корни, свой язык настолько, что они и не помнят «якого вони роду».
Делалось это, как уже было выше сказано, на протяжении столетий и как можно не признать справедливым обратный процесс возрождения украинскости украинцев. И введение государственного украинского языка, и изучение истории Украины в школах и ВУЗах, и украиноязычные программы на телевидении, и другие мероприятиями. Но печально то, что уже практически нет живых, непосредственных контактов современных украинцев с досоветскими (читай досовковскими) украинцами, нашими бабушками, дедушками, тетями, дядями, соседями, которые, несмотря на их гораздо меньшую образованность и просвещенность (об этом я упоминал выше), сохраняли в себе органичную, внутреннюю, ментальную народную украинскость. Нет уже тех бабушек. Произошел разрыв поколений. Остались они только в западных регионах Украины. И по ним еще не так поездил бульдозером советский «совок».
В процессе вышеописанной попытки анализа причин неодинаковости я уже в той или иной степени касался вопроса национальности в определении позиции каждого жителя Украины относительно майдановского, проукраинского движения. Но об этой стороне вопроса следует сказать особенно. Этот вопрос крайне деликатный. По этой причине его, как правило, или вообще обходят. или касаются вскользь. Я бы даже сказал — боязливо. Это в то время, когда этот фактор является чуть ли не решающим. Конечно же речь идет прежде всего об этнических русских. Нельзя не сказать, что совсем немалое их число поддерживает майдановское проевропейское движение. Это, прежде всего, люди прогрессивного образа мышления и мировоззрения. Какому нормальному человеку может нравиться режим януковича с его криминальной диктатурой, грабежом народа, повальной коррупцией, насилием и бесправием. Но именно определенная проукраинская составляющая в майдановском движенияи резко выделила вопрос национальной принадлежности, что многократно усилилось российским вторжением в Крым, а потом и в Донбас.
Известно, что в Украине живет много национальностей. Известно также и то, что, кроме титульной украинской нации, самой многочисленной является русская нация. Кроме того, на территории Украины большая часть населения составляют русскоязычные и русскокультурные этнические украинцы. Где они взялись мы вкратце рассмотрели выше. Я думаю, и не очень ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство этнических русских и немалая часть русскоязычных украинцев занимают проросийскую позицию. И, кроме причин национальных и исторических (которые не так уж и многим из них и известны), думаю главнейшей причиной является язык. Выше уже отмечалось, что введение государственного украинского языка и связанным с этим повышением его употреблением в госучреждениях, на телевидении, часто воспринимается русскоязычными как принуждение. Такая ситуация, естественно, вызывает определенный протест. При желании их можно понять. Но я считаю вполне закономерным выглядит и стремление украинской нации к восстановлению исторической справедливости в отношении украинского языка. Ведь его употребление было потеснено принудительным и даже насильственным внедрением русского. В том числе прямыми запретами на использование украинского. То есть, это была, своего рода, неравная борьба двух языков (и культур). Борьба есть борьба. Тогда сила государства была на стороне русского. Разве не логично было бы языку украинскому требовать сатисфакции на таких же условиях? Однако украинский язык, став государственным, «предложил» русскому совершенно демократичные условия.
Многие русскоязычные говорят: «пусть оба языка употребляются свободно и в этом свободном состязании устанавливается приоритет». Ситуация напоминает анекдот: «Давай сначала съедим твой завтрак а потом каждый свой» Поэтому сторонники украинизации говорят: «А вот после того, как мы несколько десятков а то и сотни лет посостязаемся в новых условиях уже украинской а не российской государственности, тогда можем поговорить о равноправии двух языков. А пока, если оба языка объявить равноправными, то это старт не с равных позиций и чужой, взрощенный на госпайке жирный русский проглотит наш родной исхудавший украинский.
Так что уважаемые дорогие русские и русскоязычные, если вы призываете украиноязычных понять, что вы не виноваты в том, что так исторически сложилось, что вы проживаете на территории Украины и пользуетесь русским языком (и мы это соглашаемся понимать), то имейте же и вы смелость понять и признать, что и мы в этом не виноваты. Но не отказывайте нам — украинцам в праве восстановить историческую справедливость, вернуть наш язык в полноправное, законное употребление.
Вы, как бы не виноваты и в том что вы оказались живущими на Украинской земле. Но давайте вспомним как вы тут оказались? Ваших прапрадедов сюда переселила московская экспансия после 1656-го года. Ваших прадедов сюда переселила Екатерина после того, как к России отошли причерноморские степи, до этого малозаселенные но насколько мне известно, принадлежавшие Войску Запорожскому.
И Крым вам достался не без помощи запорожских полков, из которого вы потом выселяли крымских татар и царскою и Сталинскою рукою. Ваших отцов сюда переселила прямая интервенция московского ленинского большевистского правительства военными силами Муравьева, Егорова в 18-м году И это после того как это же правительство официально признало Украинскую народную республику.
И без этого вторжения большевистская власть в Украине никогда бы не победила. Она и на просторах России, кроме Москвы, Петрограда и нескольких крупных губернских городов победила далеко не свободным волеизъявлением народа, а вооруженным военным насилием.
Ваших отцов и вас переселила в Украину и сталинская москва в дома сел и городов, освободившихся после голодоморов и после расстрелянных и сосланных в Сибирь украинских патриотов. Вас сюда переселила Москва на богатые просторы Донецкого края для его промышленного освоения в интересах далеко не Украины а Советского Союза. А куда устремились тысячи демобилизованных офицеров Советской армии, не сумевших выхлопотать себе места в Москве и Ленинграде. Не в Украину ли? А еще лучше в Крым. То есть, фактически мы имеем дело с оккупацией, где явно силою, а где тихой сапой, постепенно и уже, якобы, мирно. Осуществлялась фактически упорная, настойчивая, продуманная колонизация Украины. Украинское население разбавлялось этническими русскими. И всеми силами и способами происходила ассимиляция этнического украинского народа, превращая его в русскоязычное и русскокультурное население. Известен тайный указ царицы Анны Иоановны 1734 года о том, чтобы малороссы вступали в браки с россиянами. И что же теперь удивляться как много украинских граждан настроены прорусски? А многие из них — украинофобы. И, фактически, образовалась пятая колонна что и подтверждает теперь ситуация в Крыму и на юговостоке Украины. И теперь это огромное пророссийское население требует: «Дайте нам свободу самим решать и с языком и с российским гражданством и с присоединением к России. «А ведь ваша этническая родина там, севернее. А вы хотите присвоить себе такое же право решать судьбу коренного украинского народа, как и он сам. Никак не желая понять, что пятая колонна образовалась здесь совсем не на демократических принципах. Фактически ставятся на одну доску оккупанты и жертвы оккупации. Насколько я понимаю, прибалты, получив независимость, не захотели никому отдавать право решать как им жить не своей родной земле. В Украине несколько другие исторические предпосылки, но суть, фактически, та же. Они, как и мы были под россией до революции. Они, как и мы, были под Москвой после 39-го. И главная разница только в тех приблизительно двух десятилетиях (с 18-го по 39-й) когда на Украине работала ленинско — сталинская машина деукраинизации а в прибалтику она пришла позже. Прибалтика в этом плане похожа на нашу Западную Украину. И по радикальности антимосковского настроения они похожи. Мы это и наблюдаем сегодня. И разве теперь не понятны причины столь значительного отличия национального менталитета населения Западной и Восточной Украины?
Специалисты по истории могли бы более точно и обстоятельно описать всю историю колонизации и русификации Украины и должны это делать для просвещения как украинцев так и русских. Тогда бы и многие ассимилированные украинцы, забывшие свое историческое родство, осознали откуда у них языковый суржик и русскокультурное сознание. Да и хоть какая то часть украинских русских более реально осознавали бы истинную ситуацию.
Вряд ли мне удалось в одной статье охватить все причины украинской неоднородности. Но заканчивая свои размышления вернусь к заголовку «Чи всі ми однакові?», повторяю «Ні не однакові». Но это нужно знать а еще более важно — понимать почему . И что историческая и человеческая справедливость в праве решать судьбу Украины — на нашей, украинской стороне.
Выпуск газеты №:
№65-66, (2018)Section
Общество