Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я могу соединить место моей работы со всем миром...»

Британские впечатления Оксаны СЕДЛЯР
01 ноября, 00:00
Недавно наша газета рассказывала о жизни иностранных студентов, обучающихся в украинских вузах. Есть у этого явления и оборотная, «зеркальная» сторона: с каждым годом все больше украинцев едут за рубеж, чтобы закончить или продолжить там свое образование, иногда — чтобы получить совершенно новую профессию, в чем-то изменить свою жизнь... А может быть, и жизнь своей страны.

Одна из организаций, которые помогают молодым украинцам в этом — Британский Совет в Украине. Вот уже десять лет он служит связующим звеном между теми, кто хочет лично удостовериться в том, что высокая репутация британских вузов — отнюдь не миф, и собственно этими вузами. Британский Совет старается не терять из виду тех, кому помог отправиться на учебу, и после их возвращения. «Выпускники» становятся членами Украинско-Британской профессиональной ассоциации (UUPN), участвуют в проектах Совета, иногда даже оказывают ему консультационную помощь.

Как раз сейчас Совет в очередной раз проводит прием заявок на получение Чивнингской стипендии. О том, что это за стипендия, что такое жизнь и учеба в Великобритании, чему можно там поучиться и как применить полученный багаж на родине, «Дню» рассказала Оксана СЕДЛЯР, недавно закончившая годичную программу обучения в Лондонской школе бизнеса по Чивнингской стипендии.

— Оксана, в Англии вы обучались по магистерской программе. А каким было ваше первое высшее образование?

— Я закончила факультет кибернетики Киевского университета, а в последнее время работала в образовательной организации, которая занимается развитием лидерских способностей у украинской молодежи — в Центре формирования лидеров.

— Почему вы решили попробовать получить именно Чивнингскую стипендию?

— Один из выпускников нашего Центра стал стипендиатом годом раньше, и когда я изучала разные программы, предлагающие обучение в магистратуре за рубежом, он рассказал мне об этой возможности. Один из преподавателей нашего Центра в свое время проходил краткий курс для менеджеров старшего звена в Лондонской школе бизнеса, и он порекомендовал мне подать документы туда. Британский Совет подыскал мне несколько вариантов школ, куда бы я могла поехать по Чивнингской стипендии, но, помимо этого, я подала документы в пять школ самостоятельно, в том числе и в ЛШБ.

— И сколько же из ваших заявок «сработало»?

— Все! Мне пришли приглашения из всех университетов, куда я посылала документы, в том числе из Кембриджа. Но к тому времени я уже приняла решение и остановилась на Лондонской школе бизнеса, где прошла курс обучения на степень магистра бизнес-администрации.

— До этого вам приходилось бывать в Великобритании?

— Да, несколько раз я гостила у друзей, а еще проходила недельную ознакомительную интернатуру в юридической фирме.

— И все-таки короткие поездки — это одно, а обучение в течение целого академического года — это уже гораздо более серьезное и глубокое знакомство со страной. Что бы вы назвали в первую очередь, если бы вам пришлось одной фразой описать разницу между учебой в КГУ и в ЛШБ?

— Дружелюбие, настроенность на общение, отсутствие всяких коммуникационных барьеров. Воспринимается совершенно нормально, если ты просто подходишь к человеку и говоришь: «Здравствуйте, меня зовут так-то» или присоединяешься к группе разговаривающих между собой незнакомых людей. Причем это относится не только к студентам, но и к преподавателям. Второй момент — это интернационализм. В общем-то я этого и ожидала — еще до моего приезда в Лондон мне прислали из Школы диск с информацией о ней, и я обнаружила, в частности, что в каждой группе нет двух людей одинаковой национальности. В группе, в которой оказалась я, было двое жителей Британии, но один из них — еврей по национальности, а вторая — с американским гражданством. Остальные же — итальянец, малазиец, мексиканец, ну и я — украинка.

— Вы жили в семье или в общежитии?

— Мы снимали жилье с тремя девушками, и состав был тоже «интернациональный»: еще одна Чивнингская стипендиатка из России и две испанки. Уживались мы хорошо, правда, виделись редко: все были так заняты учебой, что для того, чтобы просто встретиться и поболтать вчетвером, приходилось назначать дату за месяц!

— Ваше обучение в Школе было чисто академическим курсом или в него входили и практические занятия?

— У нас было несколько практических проектов, входящих в курс обучения. Один из них — «Организация управления персоналом». Каждая группа должна была найти команду, за действиями которой мы следовали, наблюдая их динамику как команды и стараясь применять на практике изученные нами теории. Мы выбрали группу кардиохирургов одной из больниц Национальной системы здравоохранения.

— А как к такому наблюдению относятся сами «подопытные» группы?

— Все делается с их полного согласия. Они встречаются со студентами, дают интервью, позволяют присутствовать на своих встречах и т.д. Мы приезжали к ним группой из трех человек: один наблюдает, второй задает вопросы, третий записывает. Потом мы сводили вместе результаты наших наблюдений и интервью и пытались сопоставить их, чтобы определить лидеров в данной группе (является ли формальный лидер, в данном случае — руководитель кардиологии, лидером реальным), насколько хорошо данная группа функционирует как команда в свете тех определений, которые мы получили в теории. В результате проекта группа составляет доклад с выводами и рекомендациями, который представляется как в Школе, так и самой этой группе. Так что для них это тоже выгодно и интересно: они получают бесплатную консультацию.

Второй проект, индивидуальный, называется Shadowing (от английского «shadow» — тень). Он заключается в том, что ты в течение трех-пяти дней следуешь по пятам за менеджером по своему выбору (это может быть тренер по баскетболу, продюсер и т.п.) и потом также предоставляешь отчет этому менеджеру и в Школе. В этом случае в отчете содержится рассмотрение «стиля лидера» этого менеджера, определение того, что делает его успешным менеджером, и размышления о том, что вообще нужно для того, чтобы быть хорошим менеджером. Мы не должны критиковать и вносить предложения — только высказывать свои наблюдения.

— Как вам кажется, все ли из того, чему вы научились в Лондоне, можно применить в Украине, или все-таки наша страна, ее экономика пока не готовы к этому?

— Об этом я думала достаточно серьезно, и даже обсуждала это со своими друзьями, которые, пройдя курс обучения за рубежом, теперь работают здесь. С одной стороны, один человек, какими бы знаниями он ни обладал, не может поменять устоявшуюся структуру. Но ведь если кто-то не будет пробовать — само тоже ничего не сделается. Я не рассчитываю на стопроцентный результат, на то, что с помощью тех знаний, которые я привезу, все мгновенно изменится, но таких, как я, становится больше — например, на ту же Чивнингскую стипендию подают заявки все больше молодых украинцев, — и я думаю, надежда есть.

— А что из полученного вами в Великобритании багажа может больше всего пригодиться вам дома?

— Я думаю, важнее всего — не теории и умение применять формулы к ситуациям, а скорее те человеческие навыки, которые мне дала программа: умение работать в напряженной обстановке, будучи членом команды, остальные пятеро участников которой тоже стремятся все делать идеально и каждый уверен, что может это сделать лучше других; умение распределять работу между сотрудниками, полагаться на людей, с которыми работаешь. Мы не просто вместе выполняли проекты — мы стали настоящими друзьями, и я уверена, что наши отношения сохранятся надолго. Ведь один из важных моментов обучения в ЛШБ — умение завязывать и развивать деловые знакомства, расширять сеть контактов. Даже если мои знания и теории не смогут принести конкретную пользу, вот эта сеть деловых связей — это тот небольшой вклад, который я могу внести в глобализацию. Я могу соединить то место, где я буду работать, практически со всем миром, потому что теперь у меня везде есть друзья и знакомые.

— Одна из целей, которые ставят перед собой Министерство иностранных дел Великобритании и Британский Совет, отправляя украинцев на учебу по Чивнингской стипендии — чтобы они отчасти восприняли британский образ жизни, привезли с собой в Украину его частицу, помогая тем самым сблизить нашу страну со своей, а через нее — и с остальным миром. А как по-вашему, что такое для нас британский образ жизни — образец для подражания, недостижимый идеал или?..

— Я не так много сталкивалась с собственно британским образом жизни, разве что когда за покупками ходила или во время вечерних развлечений. Школа — это отдельный мир, международный островок, а там я проводила по 16 часов. Я даже удивлялась, когда слышала английскую речь без акцента, потому что обычно вокруг меня были такие же иностранцы, как я сама.

— Но все же каким было ваше впечатление от тех коренных жителей Великобритании, с которыми вы общались? Совпало оно с вашими ожиданиями?

— Британцы, с которыми я столкнулась и которые стали как бы моей британской семьей, не вписались в мой стереотип: я ожидала, что они будут более холодные, расчетливые, но мои друзья — из богемной среды (актеры, писатели, представители масс-медиа), и поэтому не было никакой замкнутости, никакого «мой дом — моя крепость». Наоборот, были распахнутые двери, ужины, мы засиживались допоздна — все совсем как у нас.

— А как реагировали люди, узнав, что вы из Украины? Какие у них стереотипы относительно нас?

— Мало кто что-то слышал об Украине. Первая ассоциация — Советский Союз, вторая — красивые женщины. Причем у этой второй есть и оборотная сторона — невесты по Интернету. Если человек специально не интересовался нашей страной, не то уровень знакомства с ней будет скорее нулевой. Я не считаю это невежеством — просто у людей не было случая до встречи со мной узнать об Украине.

— А те, кто все-таки что-то о нашей стране знает — к какой категории они ее относят? Стран «третьего мира» или все-таки «своего круга»?

— Украина вызывает у них интерес и любопытство благодаря тем переменам, которые у нас с недавнего времени происходят. Отношения «сверху вниз» я не замечала.

«День» благодарит Британский Совет в Украине за помощь и участие в подготовке этого интервью.

СПРАВКА «Дня»

Чивнингская стипендия, финансируемая Министерством иностранных дел Великобритании и администрируемая сетью Британских Советов по всему миру, существует с 1983 года. Стипендия предоставляется как для последипломного обучения в вузах Великобритании, так и для исследовательских работ. Ее стипендиаты — те, кто не просто является отличным профессионалом и добился значительных успехов в карьере, но и обладает потенциалом для того, чтобы стать в своей области лидером, принести пользу своей стране с помощью полученных в британских университетах знаний, приблизить ее к европейским (и, в частности, британским) стандартам.

Начиная с 1991 года, возможность стать чивнингскими стипендиатами появилась и у граждан нашей страны. За это время ей воспользовались около 90 украинцев, среди которых — политики, бизнесмены, ученые, журналисты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать