Перейти к основному содержанию

«Я – сторонник смешанной формы обучения»

Директор Ужгородской классической гимназии Сергей РОМАН — об оптимальном режиме работы в режиме карантина и вне его
21 июля, 20:12

Первая половина лета промелькнула почти с космической скоростью и мысли о грядущей осени все оживленнее роятся в головах как взрослых, так и школьников. Нынешнее необычное «карантинное» завершение учебного года и «неуступчивость» вируса COVID-19 заставляют педагогов, учащихся и их родителей думать и упорно искать новые подходы к организации учебного процесса. Своими мыслями по поводу вызовов времени мы попросили поделиться руководителя передового учебно-образовательного заведения Закарпатья — директора Ужгородской классической гимназии Сергея РОМАНА.

— История и традиции гимназического образования в Ужгороде своими корнями уходят в глубину веков, с тех пор как в 1640 году правитель города Янош Другет перенес из провинциального городка Гуменне в Ужгород иезуитский коллегиум, который через 6 лет начал свою просветительскую деятельность и делал это на протяжении 139 лет, пока коллегиум не был преобразован в Ужгородскую гимназию, — рассказывает Сергей Роман. — Настоящий ренессанс Ужгородская государственная реальная гимназия пережила во времена Чехословакии в 20—30 годах прошлого века, когда обучение в ней было переведено на украинский язык с параллельными классами на чешском и венгерском языках, а количество учеников достигло 800. В 1945 году, с приходом советской власти, ее превратили в обычную среднюю школу. Новейшая же история Ужгородской классической гимназии началась уже в независимой Украине в 1993 году.

Сейчас Ужгородская классическая гимназия является безоговорочным лидером образовательного процесса на Закарпатье...

— Благодаря высококвалифицированному преподавательскому составу, который щедро дарит своим воспитанникам глубокие и прочные знания, они хорошо подготовлены к продолжению обучения и повсеместно достойно представляют свою «Аlmа маtег». По результатам ВНО 2019 г. мы вошли в сотню лучших школ Украины, основную часть которых составляют гимназии Львова, Киева и других крупных городов.

К услугам гимназистов современные классные помещения, кабинеты физики, химии, биологии, информатики, математики, мультимедийное оборудование, библиотека с читальным залом, столовая на 250 мест. Спортивная база построена по европейским стандартам: крытый плавательный бассейн, 3 спортплощадки и 4 спортивных зала (для игровых, гимнастических, бальных видов спорта и силовых единоборств). Три кабинета информатики оснащены компьютерами нового поколения и присоединены к сети интернет.

В первый класс гимназии зачисляем детей, прошедших конкурсный отбор после окончания начальной школы. Ученики учатся по гуманитарным, физико-математическим и естественным профилям. В карантин по причине вируса COVID-19 учебный процесс проходил в формах лекционных часов, практических, лабораторных, семинарских занятий и конкурсов-защит в секциях Закарпатского филиала Малой академии наук.

«НЕ У КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ ДОМА ДАЖЕ ЕСТЬ НОУТБУК И КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРНЕТ-СВЯЗЬ...»

— Завершение прошлого учебного года и вступительная кампания были необычными. Как вы справлялись с вызовами, привнесенными карантином?

— Конечно, к дистанционному обучению в феврале этого года мы не были готовы. Не у каждого учителя дома даже есть ноутбук и качественная интернет-связь, и первые две-три недели ушли на организацию работы. Сейчас мы полностью готовы к испытаниям карантином, и если в новом учебном году ситуация не войдет в привычное русло, мы готовы к применению смешанной формы обучения.

Что она будет предусматривать?

— Скорее всего, классы будут поделены пополам, чтобы ученики не собирались большими группами, и уроки для них будут разведены во времени. Половина класса учится один день в гимназии, а другая — дистанционно. На следующий день группы меняться.

— Как это может сказаться на здоровье детей, их физическом развитии? Общество рискует получить поколение «электроников», которые учатся не отходя от гаджетов...

— Я — сторонник смешанной формы обучения. Конечно, перевести весь учебный процесс в режим дистанционного общения — ненормально. В школах Великобритании, например, применяют «пузырчатую форму» обучения, суть которой заключается в обучении в микрогруппах по 5—7 человек, что имеет эффект почти индивидуального обучения.

«В ЕВРОПЕ ШИРОКО ПРАКТИКУЮТ ПРОВЕДЕНИЕ «НЕПРИНУЖДЕННЫХ УРОКОВ»

— Как нынешние проблемы решают ваши зарубежные коллеги — педагоги школ-партнеров?

— Мы регулярно контактируем с нашими давними партнерами в Польше и Словакии. На случай продления карантина поляки создали у себя «Единый образовательный портал», который предусматривает создание расписания занятий, видеозапись онлайн-уроков и включение их в одну систему. Дай бог, чтобы пандемия закончилась быстрее, но эта система должна функционировать и в обычных условиях, ведь в повседневной жизни часто возникают различные ситуации, когда кто-то по уважительным причинам пропустил урок (болезнь, соревнования, конкурсы) и вынужден потом где-то искать пропущенный материал. Эта платформа дает возможность «посетить» урок в удобное для ученика время и восполнить пробел в знаниях. Более того, для лучшего изложения материала с использованием изобразительного ряда, например, по украинской литературе или географии, такая форма имеет преимущества перед обычным школьным уроком. Лично я в конце каждого урока давал тесты, для успешного решения которых ученик должен прослушать и усвоить лекционный материал. И педагогов это побудило более творчески подходить к подготовке дополнительного материала для преподавания.

В Европе широко практикуют проведение «непринужденных уроков», особенно по таким дисциплинам, как музыкальное искусство, технический труд, изобразительное искусство, основы здоровья, которые проходят за пределами классных помещений, на открытом пространстве. Чтобы ребенок не был вынужден в прямом смысле высидеть 7 традиционных уроков в статическом положении, следует разнообразить формы обучения. Уроки должны проходить интереснее, удобнее, динамичнее. У нас в гимназии есть внутренний двор и мы оборудуем его под такие встречи.

Что делать с социализацией школьников, формированием мировоззренческих основ будущих граждан?

— Конечно, это очень важный фактор. Учитель — не робот для передачи знаний. Он наблюдает, как растут и взрослеют его воспитанники, как формируются их характеры и мировоззрения, отношения со сверстниками. Это возможно только в «очном» общении, и лучше всего, когда это происходит в небольших ученических группах...

«ВОЗМОЖНО, ШКОЛАМ И НЕ НУЖНЫ ПОДРОБНЫЕ УКАЗАНИЯ»

— Обсуждают ли эти вопросы педагоги между собой, каковы посылы из министерства?

— В МОН пока нет какой-то единой выработанной позиции. Возможно, школам и не нужны подробные указания, а достаточно позволить педагогическим коллективам самим искать наиболее приемлемые для них пути. Мы сами составим оптимальные для нас расписания занятий с применением наиболее приемлемых форм организации обучения, найдем наиболее оптимальную платформу, адаптируем ее для нас.

Какие новации ждут гимназию в последующие годы?

— Через 6 лет Ужгородская классическая гимназия станет Академическим лицеем, и обучение будет проходить только на III степени — 10, 11 и 12 классы. Здесь, собственно, будет осуществляться подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Двухступенчатые школы будут называться гимназиями, а трехступенчатые — лицеями. Вопрос — нужно ли Ужгороду столько лицеев? Есть мнение, что в нашем городе целесообразно иметь два Академических лицея, два Профессионально-технических лицея, которые будут готовить специалистов со средним специальным образованием. А другие — сделать двухстепенными, которые будут давать базовое среднее образование. Как оно будет на самом деле — покажет время.


 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать