«Я волком бы выгрыз бюрократизм...»
Публикуя письмо председателя Всекрымского движения в защиту прав и свобод человека Н. Карпухиной, «День» предлагает читателям вслед за дискуссией об олигархии включиться в дискуссию о бюрократии. Данная тема, на наш взгляд, является не менее актуальной для общества.
Когда-то один очень древний и очень мудрый грек заметил, что бюрократы — как блохи на теле государства: если с ними не бороться, то съедят заживо.
Анализируя нашу уж очень короткую историю государства, сравнивая его с другими государствами, я прихожу к очень печальному выводу: власть у нас прочно заняли и крепко удерживают маленькие и не очень бюрократы всех мастей и рангов. Это очень мощная и страшная сила. Ей давно не нужна власть народа, ей уже не страшна и власть Президента, а «вказівка» парламента — тем более не указ: бюрократ паразитирует на любом теле, а высосав из него кровь, как блоха, он легко переходит на тело нового хозяина.
Если вы надумали завести собственное дело или создать общественную организацию, да будь у вас хоть семь пядей во лбу и бешеная энергия созидания, — наша бюрократия просто съест вас. Мало того, что на вас навалится армада всякого рода проверяющих и контролирующих организаций, из которых ни одна не горит желанием вам помочь, но и в каждой из этих организаций от вас требуют, да еще и в сроки, отчеты, отчеты и еще раз отчеты. А нарушишь что- то даже в мелочи — бац, штраф или обвинение в уклонении от уплаты налогов.
А если ты рядовой гражданин, не участвуешь ни в бизнесе, ни в политике — чиновник тебя и здесь достанет. Достаточно, например, намучаться в оформлении жилищной субсидии — тебя так замотают сбором справок, что не то что субсидии, жизни рад не будешь.
Я приведу еще пример. Недавно по телевидению Крыма прошла передача, где чиновник городского уровня, махнув рукой на проблемы детского приюта, принародно говорил жалобщикам: «А мне Киев не указ». И это действительно так.
Для чиновника главное — до кресла дорваться. И можно ничего и никого не бояться: Президент — высоко, прокурор — когда у него руки дойдут, у него с преступностью забот хватает, парламенту — чиновник не доступен. Усилия правоохранительных органов слабы и редки, в немалой степени благодаря несовершенству законодательства (уж поверьте мне, юристу с многолетним опытом работы, хозяйственные дела среди юристов так и называются «адвокатскими» делами, их очень даже можно разваливать). Да и гидру бюрократии отсекать сложно: отсечешь одну голову — вырастут две. Бюрократы становятся непобедимыми: их слишком много, и по закону больших чисел количество может перейти в качество.
Так, одним из симптомов этого перехода в иное, уже качественное, состояние является тот факт, что на содержание чиновничьего аппарата слишком много уходит средств государства — а это неполученные или недополученные пенсии, детские пособия, разбитые дороги, запущенный жилищно- коммунальный фонд.
Результативность «административной реформы», которая якобы у нас проводится, близка к нулю. Народ уже приучен, что от рядового бюрократа зависит его судьба: то ли это субсидия, то ли пособие, то ли получение зарплаты в срок, то ли сдача отчета.
Приручение народа к воле бюрократа страшно еще и тем, что и народ постепенно приходит к выводу, что маленький, но страшный бюрократ страшнее и важнее власти наверху. Отсюда — и подпитка бюрократии из народа, и мысль, что власть, ее верхние эшелоны, независимо от персоналий, — зряшная затея. И это не голословно: посмотрите прессу за последнее время, эта мысль вбрасывается в мозги народу пока под благовидными предлогами и идеями,
Власть бюрократии — это неминуемая гибель государства, тому примером гибель Римской империи, Персии, где народ предпочел иметь у власти захватчиков, лишь бы избавиться от бюрократии.
Если высшая власть не будет искать опоры на народ в борьбе против внутреннего врага — бюрократа, то мы имеем полное основание себе не завидовать.
Я не мыслю себя в роли избавителя и не предлагаю панацею, но считаю, что положение еще можно исправить. Для этого необходимо:
1. Проведение реальной, а не фиктивной, административной реформы с сокращением численности аппарата всех систем управления.
2. Сокращение всякого рода отчетности до минимума.
3. Сокращение парламента и структур законодательной и исполнительной власти до минимума.
4. Правовое воспитание масс. Тут можно развернуться как партиям — пусть наконец- то делом займутся, так и широким слоям общественности, пусть даже и международной: у них есть чему поучиться.
5. И последнее, но немаловажное. Оскомину набил тезис о прозрачности власти, но реальных шагов в этом направлении все еще нет.
Дайте реальный шанс народу. Например, если я плачу Теплокоммунэнерго за горячую воду и отопление, то я в любой момент должна иметь право проверить, куда пошли мои деньги — то ли на ремонт котельной, то ли на евроремонт особняка управления. И если я плачу деньги, почему инспектор считает, что он — мой благодетель, свято уверенный, что не он создан для обслуживания потребностей народа, а народ — обслужить его потребности. Чиновники должны осознать свои обслуживающие функции: к примеру, при оплате коммунальных услуг — помочь мне заплатить деньги, быть заинтересованными в моей оплате. В конце концов, из моих денег они получают заработную плату, пусть и относятся ко мне с почтением. Более того, чиновник должен не только мне объяснять (к примеру, в налоговой инспекции) систему отчетов, сроки и прочее, но и нести равную со мной ответственность за нарушение тех же сроков отчетности. Нонсенс? Не думаю. У нас уже в мозги въелось, что бюрократ ни за что не отвечает.
Если я, народ, получу в руки рычаг прозрачности деятельности бюрократа, то уж подавно не разрешу ему издавать зачастую нелепые распоряжения.
Кредит доверия народу властью пока не выдавался, так покажите пример, товарищ власть, — дайте народу этот кредит!
Выпуск газеты №:
№221, (2000)Section
Общество