Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я всегда довольствуюсь самым лучшим»

Новогодний разговор с Уинстоном Черчиллем
29 декабря, 20:51

Новый год, вопреки всем отрицаниям рационалистов, по самой сути своей есть феномен мистический. Хотя бы — но не только — потому, что он связан с таинственным понятием Времени, разгадка которого ускользает от современных философов так же, как она ускользала от мудрецов древности. Поэтому люди всех возрастов имеют полное право ожидать от этого праздника если не особенных событий, то особенного состояния духа (что имеет гораздо большее значение). И неудивительно, что на Новый год представления людей о реальном отклоняются от обычных и привычных, душа наполняется ожиданием (часто беспредметным) и стремится заглянуть за пределы тесных и надоевших трех декартовых координат. Все становится возможным и дозволенным.

Пользуясь упомянутыми новогодними особенностями, мы решили пренебречь неудобной границей между материальным и духовным и представить читателю интервью с человеком, который хотя и покинул этот мир 40 лет назад, остается для многих проницательным мудрым политиком, блестящим писателем и острословом. (Как говорил гоголевский Собакевич: «А что из этих-то людей, которые числятся теперь живущими? Это мухи, а не люди!».)

Итак — интервью с Уинстоном Леонардом Спенсером Черчиллем, прямым потомком в девятом колене по отцовской линии знаменитого герцога Джона Черчилля Мальборо.

— Глубокоуважаемый сэр! Как вы относитесь к переходу в мир иной — ведь никто не вечен под солнцем?

— Я готов ко встрече с Творцом. Другое дело, готов ли Творец к такому тяжкому испытанию, как встреча со мной.

— Вы верующий человек?

— В самом начале жизни я принял систему взглядов, состоящую в том, что я верил в то, во что хотел, и в то же время давал возможность разуму двигаться туда, куда он мог. Меня не беспокоила несовместимость мыслить в одном направлении и верить в другом... Старик очень добр ко мне. Какой старик? Господь Бог, конечно.

— Ходят упорные слухи о вашем по-аристократически снисходительном и даже пренебрежительном отношении к современной демократии — наиболее ценном приобретении западного общества. Не преувеличение ли это?

— Для меня нет сомнения, что демократия — это наихудшая форма правления, придуманная людьми, хотя все другие системы управления — еще хуже. Ведь при существующих политических институтах иногда даже приходится считаться с чужим мнением. Думаю, что лучшим аргументом против демократии является пятиминутная беседа со средним избирателем.

— Что такое «дипломат» в современном мире?

— Это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не скажет.

— А что, по вашему, нужно понимать под словом «политик», сэр?

— Ответ очевиден — хороший политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А по истечении сроков убедительно объяснить всему миру, почему ничего из предсказанного не произошло. Впрочем, в любом случае, заглядывать слишком далеко вперед — для политика недальновидно и опасно.

Добавлю, что политик не может быть фанатиком — человеком, который не способен не только вовремя изменить свои взгляды, но и не может переменить даже тему разговора.

— Существует ли такое понятие, как «политическая честность»? Всегда ли Британия соблюдала подписанные ею соглашения с другими странами?

— Если бы мы твердо, всегда и независимо от обстоятельств соблюдали все свои соглашения и обещания, это была бы полная катастрофа для страны.

— Вы всегда были блестящим оратором, всегда владели вниманием любой аудитории, настроенной к вам как дружески, так и враждебно. В чем секрет вашего ораторского мастерства?

— Хорошее выступление должно иметь хорошее начало и хороший конец. Но эти начало и конец должны быть как можно ближе друг к другу. Оратор должен исчерпать тему, но не имеет права исчерпать терпение слушателей.

— Вам приписывают целый ряд нелестных высказываний о России и русских. Такие, например: «Любой договор с Россией стоит ровно столько, сколько стоит бумага, на которой он написан». Или: «В России нет дорог — только направления». Вы действительно говорили так или это только досужие домыслы?

— По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, но самое страшное состоит в том, что половина из них — чистая правда. Во всяком случае, я не отказываю русским в уважении за то, что они так блестяще преодолевают трудности, которые создают сами. Но меня с ними разделяют убеждения — социалисты считают пороком получение прибыли, а я — получение убытков.

— В годы войны вы установили для своих подчиненных режим, очень похожий на сталинский: рабочий «день» продолжался далеко за полночь. Не все это выдерживали. В чем секрет вашей работоспособности и долголетия?

— Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать. И всегда легко довольствуюсь самым лучшим.

— Ваша ирония, сэр, не щадит не только окружающих, но порой и самого себя. Не многие острословы способны на это. Что это — отсутствие самоуважения?

— Человек должен относиться предельно серьезно ко всему тому, что он делает, чем он занимается, но никогда — к самому себе.

— Пословица говорит, что умные люди учатся на ошибках других? Так ли это?

— Не думаю. Но большое преимущество на жизненном пути получает тот, кто достаточно рано совершил те ошибки, на которых он сможет потом учиться. Более того, умный человек не совершает все возможные ошибки сам — он дает шанс и другим людям. Что до меня, я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.

— Глубокоуважаемый сэр! Сегодня британское общество и Англиканскую церковь потрясают скандалы, связанные с так называемыми нетрадиционными сексуальными отношениями. Как относились к этому вы?

— Каким-то образом это осталось за пределами моих интересов. Вспоминаю, однако, что невозможно было добиться, чтобы британский суд присяжных вынес приговор за содомию. Половина присяжных не верила в то, что нечто подобное возможно физически, а другая половина — сама занималась этим.

— Как вы относитесь к сложностям семейной жизни?

— Значительно легче и спокойнее управлять нацией, чем воспитывать четверых детей.

— Ваше отношение к современной молодежи?

— Эта современная молодежь делает все, что хочет. Родители в состоянии контролировать своих детей только в один период — до их рождения.

— А кто обладает большей властью — учитель или премьер-министр?

— Учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

— Вы сохранили удивительную работоспособность, не зависящую от обстоятельств и здоровья. Это характер или привычка?

— В моем возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать — только в молодости допустимо расслабляться.

— Любите ли вы животных? Каких и за что?

— Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх — это слишком обязывает. Кошки — сверху вниз — их высокомерие раздражает. Только свиньи смотрят на нас как на равных.

— Что такое для вас успех?

— Успех — это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом!

— И последний вопрос: чтобы вы сказали, сэр, о последних событиях в нашей стране?

— Думаю, что смена политиков не всегда означает изменение власти в государстве. Остерегайтесь сюрпризов на этом пути, господа!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать