Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я здесь, чтобы почувствовать себя свободным человеком»

Евромайдан преодолел отметку в три недели. Сегодня уже 22-й день, как тысячи украинцев выходят на главную площадь страны. И каждый здесь — по-своему интересный собеседник
12 декабря, 12:10
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Люди Майдана — очень разные: и по возрасту, и по социальному статусу, и по месту жительства, и по политическим симпатиям. Как отметил в разговоре с «Днем» выдающийся композитор современности Валентин Сильвестров, нынешний Майдан собрал абсолютно разных людей — и  в этом его уникальность. Действительно, встретить здесь можно  достаточно интересных и неожиданных людей, известных и не очень. Например, на днях люди были приятно удивлены, увидев, как среди других флагов над Майданом реял флаг России. На нем было написано «Я тоже за ЕС! Горжусь украинцами». Держал этот флаг Эдуард Глезин, политолог, координатор Российского молодежного движения «Оборона», гражданин РФ. «Я приехал на Майдан, потому что решил выразить солидарность с народом Украины, который борется за свою свободу. Я был участником Помаранчевой революции в 2004 году. Тогда вас обманули с президентом, сейчас — с евроинтеграцией. Тогда вы сумели отстоять свое право выбирать президента. И  сейчас, как и в 2004 году, народ Украины восстал  — и это очень хороший пример для России, — сказал господин Глезин «Дню». —  У нас тоже люди объединились после  последних выборов в Думу — различные  политические силы: и националисты,  и либералы, и левые. Только у нас масштаб протеста был другим, и стратегия тех, кто возглавил этот процесс — тоже была другой. В итоге у нас это сошло на нет: выпустили пар, и фактически закончилось все новыми репрессиями. То же «Болотное дело»... А у вас пока процесс идет по  нарастающей. Это не может не радовать. В конечном итоге, все будет зависеть от народа Украины и его активности. То, как он позволит с собой вести себя, так с ним и будут обращаться. Я приехал сюда подышать свободным воздухом и почувствовать себя свободным человеком...».

«День» подготовил очередную порцию историй из заснеженного Майдана. 


 

«Даже не надеялся, что доживу до такого»

Донецкий пенсионер Виктор Шевченко — о причинах Евромайдана

В соцсетях и СМИ обсуждают щедрость пенсионера из Донецка Виктора Шевченко: мужчина передал  Евромайдану много денег и обувь. Донецкий активист — незаурядная личность, мастер на все руки, но не может реализоваться в современной Украине.

Виктор Шевченко рассказывает: «Я — украинец, родился в Николаевской области, но давно живу в Донецке. Освоил около 20 профессий по металлообработке, сделал множество изобретений, но ими не делился, невозможно было в наше время.  За что ни брался — все получалось. Закончил на «отлично» танковую школу в Нижнем Тагиле, был старшим инструктором в Высшем командном училище в Баку. Агитировали там остаться, но у меня начальник такой неприятный был!  Имею 50 лет трудового стажа, начинал с токаря и кем только не работал. Кстати, очень уважаю труд журналистов, особенно фотокорреспондентов.

Много протестов видел, помню, как в Донецке шахтеры били касками. Евромайдан — это начало. Даже не надеялся, что доживу до такого — укоренилась в нас Малороссия. Большинство сейчас живет как: отработал, дали на бутылку и палку колбасы — все, доволен. Прогрессивная молодежь не хочет так же, вот и митингует. Но многие еще не верят, что можно сдвинуть нашу власть, потому мало активистов на донецком Евромайдане.

В Украине мне не хватает свободы. Если бы Богдан Хмельницкий не ошибся, мы бы давно жили, как в Швеции. Я хочу, чтобы европейские стандарты пришли в нашу страну хотя бы через 20—30 лет, чтобы внуки мои дожили до этого».

Напоминаем, акции за евроинтеграцию в Донецке бессрочные и ежедневные, проходят в полдень и в шесть часов вечера у памятника Шевченко.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Александра ЕРМОЧЕНКО, Донецк


 

«Власть должна понимать, какими будут последствия разгона»

Севастопольский юрист Сергей Корниенко — о прошлом, настоящем и будущем Украины

Сергей Корниенко — коренной севастополец, практикующий юрист, Евромайдан поддерживает с первого дня, когда на улицу вышли студенты, чтобы отстоять свое право жить в стране Евросоюза. За все это время он ни разу не пропустил ни одной акции протеста. Сергей Корниенко приходит на севастопольский Майдан для того, чтобы поддержать киевских митингующих. Приходит не один, на площадь Нахимова приводит друзей. По словам Сергея, с каждым днем в его окружении сторонников вступления Украины в Евросоюз становится все больше.

— Возмутило до глубины души избиение студентов, которые вышли на улицу на мирную акцию протеста. Это дикость, которая присуща азиатским странам, в первую очередь таким, как Россия, которая превратилась в полицейское государство, — говорит Сергей. — Наш Президент, видимо, думает, что если у Владимира Путина получается, то и у него получится... Но Украина — это не Россия, и события последней недели показали, насколько у нашего народа сильна гражданская позиция. Уже две недели в Севастополе проходят акции в поддержку Евромайдана (и если в первое время людей было немного, то последнее воскресенье продемонстрировало всем, что Севастополь, как и все города Украины, независимо от того, на Западе, на Востоке, на Юге или в Центре, поддерживает киевский Майдан, акция была многолюдной, на ней присутствовало около 120 людей, для нашего города это достаточно много). На Майдан приходят разные люди, в первую очередь — молодежь, это радует, ведь молодежь — будущее Украины, и сегодня от всех нас зависит, каким будет это будущее. То, что люди вышли на улицу не только в Киеве, но и во всех городах Украины, говорит о том, что процесс запущен, это самое главное. К сожалению, силовой разгон Майдана — это реальность, которая может произойти обязательно ночью, ведь все преступления совершаются под покровом темноты (разговор произошел 10 декабря. — Авт.). Однако власть должна понимать, какими будут последствия, а последствия, однозначно, будут плачевные, поскольку последует незамедлительная реакция украинского народа: по всей Украине начнутся стихийные акции протеста, туда придут те, что сегодня все еще отмалчиваются и думают, что все решится само собой, без них. Тогда  тысячи людей заполнят центральные площади, и «Беркут» уже не сможет их разогнать. Поэтому всяческие попытки силового сценария — это не что иное, как агония власти, она чувствует, что неминуемо идет назад, в прошлое, близок ее конец, а Украину ждет светлое будущее, путь в которое лежит только через Европу.

Почему Украина должна жить в европейской семье? Да потому, что все страны Европы — развитые и цивилизованные.  В каждой стране Евросоюза закон должен безоговорочно выполняться, это даже не обсуждается, не может быть такого, что на бумаге закон есть, а в реальности его никто не выполняет, он просто не работает, в Украине же существуют законы, которые игнорируются, неизвестно только, зачем они пишутся.

Когда Украина подпишет Соглашение об ассоциации, она постепенно сама станет европейской. Географически наша страна расположена в центре Европы, однако чтобы стать европейской, в полном смысле этого слова, ей нужно будет пройти путь европеизации.

Екатерина ИВКОВА, Севастополь, фото предоставлено Сергеем КОРНИЕНКО


 

«НА КОНУ — МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ»

Андрей НЕКРАСОВ, российский режиссер:

— Этот Майдан — в контексте гораздо более жесткого российского курса на реставрацию империи. Если оранжевая революция была общеантиноменклатурной, то сейчас украинцы, те кто на Майдане, четко осознают, что на кону: место Украины в мире, сила ее национального и культурного самосознания.

Патриотические чувства всегда были, но именно сила воли к осознанию себя как европейской нации —  это нечто новое. И это надо высоко ценить и поддерживать честным россиянам, ибо Европа, в данном случае, не география, а ценности свободы и гуманизма.

Но, увы, слишком многим русским нет дела до этих ценностей; их единственная ценность — это «шоб нас боялись». 

 «НЕ НУЖНО НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА ПОДДЕРЖКУ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ»

Сергей ПРИЛУЦКИЙ, белорусский поэт, прозаик, с 2008 года живет в Киеве:

— У меня складывается впечатление, что Украина сейчас переживает то, что происходило в Беларуси в конце 90-х годов, — у нас тогда тоже были массовые протесты, и тоже была возможность повернуть развитие государства в другую сторону. Но тогда Лукашенко не интересовало, что о нем будут думать на Западе или Востоке — он решал свои проблемы за счет людей. Фактически, он решил силовыми методами ситуацию в Беларуси. Я надеюсь, что в Украине до этого не дойдет. Если проанализировать белорусский сценарий, то протесты 1996-го, 1999-го, 2001-го и каждый последующий все больше подавлялись силой, поэтому постепенно движения начали угасать. К тому же, между этими протестами происходила «посадка» людей в тюрьмы, работал КГБ. В Украине же нет такого тотального контроля президента над всеми силовыми структурами. Между прочим, у Беларуси тоже была поддержка Запада, были введены определенные санкции относительно правительства. Но не нужно надеяться только на поддержку из-за границы — прежде всего свою судьбу решают украинцы. Голоса с запада находятся где-то там, а история вершится здесь. В таких ситуациях трудно что-то спрогнозировать — до конца ноября еще никто не надеялся, что столько людей выйдет на улицы. Теперь у Украины есть возможность построения гражданского общества. Есть такое понятие — солидарность. В этом вопросе я солидарен с украинцами, поэтому я тоже выхожу на Майдан.

Подготовила Анна СВЕНТАХ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать