ЯБЛОКО ФИЛОСОФИИ на голове планеты
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020222/435-20-1_0.jpg)
Девиз этой непродуктивной связи: «Живи, как я. Иначе ты — плохой».
Все структуры, наплывающие с течением времени одна на другую на Земле, хороши только наличием оплачиваемых вакансий для «неструктурных», т.е. непредполагаемых, живых людей, которые хотят жить, а жизнь — стоит над понятиями и власти, и политики, и искусства. Не согласны? И правильно! Несогласие — это также жизнь. Даже несогласием своим вы должны со мной согласиться. Я — хитрый. А значит — живой...
В апреле-мае 1993 года ужгородский художник Павел Бедзир сделал свою выставку «Симфония леса», космически далекую от социалистического реализма. Времена изменились. Власть Советов ушла в прошлое, и ничего ужасного в ней даже недавние лютые власть имущие не увидели. Приятные себе деревья. Бедзир по инерции за кофе, впрочем, еще продолжал «толкать» свои немарксистские концепции. Но в то же время он всегда ощущает изменения, течение времени. Остро! И потому все время меняется.
Через несколько месяцев после той выставки он зашел на квартиру к одному художнику, где и я пил водку, и сказал:
— Дело в том, что прошлое не существует. Если мы начнем ковыряться в пепле былого — дела не будет... Мы сжигаем прошлое, чтобы осветить будущее.
Он сразу же возбуждается и углубляется в свои материи:
— Нам нужно разобраться в высказываемых словах. Сделать их ревизию. Каждая система приносила искажение понятий, и если мы придем к первичному слову — нам не нужна будет никакая философия. Мы сможем общаться и словом, и даже без слов — взаимной энергетикой.
От космополитизма переходим к проблемам национальным. Поли-ба, как его обычно называют, говорит об этом по-украински с некоторым закарпатским акцентом:
— Я человек планеты, и буду верен всему человечеству. Украина должна родиться из гуманности, высшего планетарного понимания человека. Украина должна быть Украиной духовности, Украиной Сковороды. Если произойдет не так — то останусь человеком, который принадлежит самому себе. Никудышним человеком.
И добавляет:
— Человек — это звучит горько...
... И вот мы встречаемся в конце второго тысячелетия. Осенью. И вспоминая прошлые встречи, ведем беседу.
— Что же такое, с вашей точки зрения, жизнь? Как и как долго находят в ней место? Нашли ли это место вы?
— Есть человек пробужденный, а есть человек непробужденный. Последнего программирует сама жизнь. Для меня жизнь — постоянное совершенствование, она означает иметь свой далекий-дальний путь. Художник должен быть мыслителем. А если нет — он не раскроет свою суть, а имеет дорогу без конца: только этого он достиг своими работами. Когда мы осознаем прошлое искусства — то развиваемся через осмысление того, чего не осмыслили еще. И человечество, и религия помогают прийти к осознанности жизни. Мы тогда не идем любым надуманным путем, а правильно программируем себя.
Хирург Николай Амосов принял Бога не как религиозность, а принял как осознанную энергию. Каждый человек идет от осознания себя к вечному осознанию всемирной энергии. Леонардо да Винчи сказал, что может пить из ручья или кружки для того, чтобы пить из океана. Безграничная высота образования помогает выйти на всемирное «я», являющееся абсолютом. Самоосознание этого — это Бог, который помогает развить всемирное «я» у всего человечества и выйти на планетарное космическое мышление.
В искусстве художник должен быть озабочен технологией. Мысли ведь оформляются через нее. Совершенная художественная форма появляется тогда, когда технологически подготовленный человек становится энергией. От точки, линии, плоскости рождается в целом глобальное видение человека. Тогда у него появляется и понимание своего ясного назначения, синтетичности сущего, ведь человек объединяет в себе всю земную эволюцию. Поэтому наука и религия должны остановиться на целостном осмыслении идей прошлого. Тогда родится новая эпоха в понимании всего.
— А как влияли общественные уклады на место ваше в этой жизни? В чем выразился для вас переход от Союза ССР к независимой Украине, где первые годы самостоятельного продвижения сплошь заполнены теми же коммунистами?
— У меня возникали конфликтные ситуации. В 1940 году перешел границу в Советский Союз, а в 1941-м — границу к восточной философии. Таким образом и даю короткую расшифровку этих философских систем и хочу еще больше обогатиться этими системами для будущего. Беда же теперешней Украины, что она не освобождена от прошлого, мало того — загрунтована на высоком уровне вчерашнего дня.
Через десять лет возникнет новая группа людей, которая поймет по-новому Шевченко. Состоится реинкарнация Кобзаря. Он — не только плач. И не казакофил: это народный поиск был — в казатчине создать себя. Екатерина же и поляки хотели разрушить динамизм этого народа. Шевченко сохранит генетическую порывистость народа для будущности. Даниил Андреев упоминает в «Розе мира» Кобзаря, как третий уровень сознания.
Василий Стус и Лина Костенко продолжают формировать новое видение. Экономика или сознание? Эта дилемма — абстракция. Экономика и духовность должны стоять рядом. В этом — наш поединок с марксизмом. Дух и материю нельзя разъединять. В этом — главная ошибка марксизма-ленинизма. И погрешность-отголосок первых лет независимости.
— Вы ощущаете себя самого государством? Государством без границ?
— Когда ты дома и в себе, и в семье, и в городе, и в государстве — тогда ты тождествен с государством. Тогда через тебя осознается народ. Он — просыпается. Тарас Шевченко, закарпатский Александр Духнович хотели дать новое осознание людям. Каждый человек, совершенствуя себя, совершенствует государство, а государство через тебя — совершенствует себя. Историю делают высокоорганизованные личности. Личности дают новую фотографию всего человечества. Шевченко — пророк человечества. Его нужно не памятниковать, а расшифровывать и вести человечество на новую ступень развития. Что относится и ко многим другим пророкам.
— Если станет больше таких людей-проводников — то может не стать и государств?
— Десять лет еще Украина должна пройти тяжелой дорогой. Пока эти люди, которые так-сяк перестроились, не имеют высокого уровня сознания. Пока что они удачно переменились, но не в своем лице, бескомпромиссно, для Украины, а чтобы на их «середняцком» фоне появились новые люди для Украины. Потому что эти спекулятивно взяли за древко украинскую идею, а сами только борются за власть. Или, по Мичурину, не берут милостей от природы. Поэтому есть два типа сущих и перспективных людей: некрофилы, которые существуют на гнойнике голода и страха, и люди власти, для которых главное — создавать будущность, жизнь через счастье и творчество.
— Люди живут в рамках каких-то стереотипов, которые словно границы перед другими людьми. Часто, даже при пылком желании, они не в состоянии нарушить их. Что может помочь вырваться за предел — водка, вино, сигареты, наркотики, женщины?
— Государства, если будут на высоком уровне сознания, то проблем, по Д. Андрееву, у них не будет. Тогда появится культура, которая будет «зомбировать» людей на будущее. Следовательно, станет нормой уважение к свету, по Н. Рериху. Уважение к свету — это трансформация прошлого и творческое направление его в будущность. Если Украина станет на ноги — объединится все славянство. Это уже по Т. Шевченко. Великодержавный шовинизм хотел иметь эту миссию за Россией. Столыпин хотел ввести реформы и создать человека-государство. Его застрелили, чтобы сделать попытку марксизма-ленинизма. Системы все базируются на нации, но если нация хочет власти над другими — это шовинизм. А высший закон — вечное.
— Насколько можно равняться на вождей и настолько ощущать вождем себя?
— Человек — биологический. Есть и биологическая эволюция, но есть и духовная. Мы даем новую программу развития сознания. Биологию же нужно трансформировать в духовное развитие. Если есть полет мысли — то алкоголь дает высший полет. Но — это средство, а не бегство. Если же сжигать время — это бегство в бессознательное. С простыми рабочими я быстро пьянею, а с умниками — нет. Нужно найти во всем сознательное начало. Во всем должно присутствовать сознание. Интересный диалог нивелирует атрибуты низшего порядка. Вытанцовывается разговор на уровне духа, а не на регистре порочной философии. Постепенно, при таком течении, алкоголь или сигареты теряют смысл. Появляется озарение мысли. Это — сильнее наркотиков. При этом главное — зафиксировать полет мысли. На религиозном уровне используются наркотики для перехода на высший уровень. Но это — только временная мера. Пока нет прогрессивной мысли — человек увязает в том, что или выведет его на высшее или погубит его, если не выходит лучшего из этого процесса. Многие и на позорной ветви своего продвижения доходят до успехов официальных и давят всех на уровне «эго», и если его не успокоят своевременно — он погибнет... Когда у тебя есть мысль, а еще и у меня — это две мысли. Если один из двух этого не понимает — это его беда. Он будет беден и погибнет в нищете. Если же такого разделения между людьми не появляется — будет единство людей, которое сделает толчок для развития цивилизации. Об этом нужно думать и чувствовать ответственность каждому.
— Можно ли мстить тем, кто не нашел себя, но хотел найти, обидеть тебя?.. Ведь таких большинство. Их нужно жалеть или не замечать?
— Есть поза и позиция. Когда идут на позу — удивляются зависимости от интеллекта. Художник Антон Кашшай сказал, что над носителями таких позиций сначала хихикают, а по договоренности — готовы даже монографии писать. Нам нужно выйти на зарубеж. Только для Европы важно значение Украины. Своим снобизмом, например, венгры доказывают, что они — азиаты. Они ахают от уровня нашего мышления. Но это они только внешне делают, а внутри не создают себя. Поэтому с ними я не хочу быть даже на плэнерах, чтобы не давать им информацию — пусть они сами себя сделают. Тогда на межнациональном уровне мы обогатим себя друг другом. А так один может сказать, что у меня грязная рубашка, а не замечает, что у него грязная душа. Это — не критика внешности, а критика позиции. Чистой рубашкой можно упрекнуть всех, а чистой душой — труднее. Искусство может давать выход на высокий уровень сознания, а не на то, чтобы посметь сказать, что у кого-то рубашка нестираная, потому что я вот рисовал и как-то не успел за стиральным порошком...
Знаменитая Татьяна Яблонская приглашала меня к себе в 1957 году, хотя я был в спортивном костюме. Все мне говорили, что я философ, а не марксист. Главное — в выяснении позиций будущего, а не теперешних форм. В этом — государственное сознание, которое не имеет границ. Поэтому появились Сковорода и Шевченко, дополняющие друг друга. И мне нужно творить здесь, а не в Венгрии, куда меня приглашали. Дело же не в том, чтобы Закарпатье отделилось и присоединилось к словакам или мадьярам. Мы должны работать здесь, чтобы спасти государственное сознание.
Когда ты овладел самим собой — ты постоянно совершенствуешься, отдаешься людям. Я благодарно отдаю всем свои работы. Когда же кое-кто на них спекулирует — отдаю за границу. Уборщице, которая их чувствует, просто дарю. Но больно, что я далеко не все сделал для людей, желающих моего искусства. Для них и хочу жить. Потому что у нас — планетарное сознание. А в этом — великое единство, прообраз его по крайней мере, для всего мира.
В 1954 году основоположник Закарпатской школы живописи Адальберт Эрдели спровоцировал меня на философский разговор, сказав: «Ты настолько высоко организовываешь философию жизни, что, прислушайся я к ней, и у меня искусство было бы другим». Он признавал меня, как мыслителя. А художнику Владимиру Миките упомянутый Кашшай сказал: «Иди учись живописи у Павла. Философия, живопись, графика ныне должны быть рядом, едины».
— Кто такой, по-вашему, патриот в высшем понимании слова?
— Этот человек сознательно понимает свою принадлежность — быть в своей семье, городе, государстве. Его сознание перенесено на государство. У него любовь к развитию ближнего. Как в Библии. Если люд одевает вышитые рубашки — это внешний атрибут. Можно быть и голым. Не в одежде дело.
— Вы говорили как-то: «Мы сжигаем прошлое, чтобы осветить будущее...» Какие сейчас мысли о прошлом и будущем?
— Прошлое и будущее. Мы знаем прошлое для того, что каждый человек запрограммирован, чтобы через народ знать свое будущее. Если ты осознал всю украинскую литературу или всемирную — ты даешь начало новой философии и примиряешь все философии для блага всей Украины .
Выпуск газеты №:
№35, (2002)Section
Общество